Слезы земли – слезы небес

Слезы земли – слезы небес

Великая радость для нашего народа, когда жених и невеста входят под хупу, под свадебный балдахин.

Как сказано: «…оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (Бэрешит 2:24).

Хупа – первый дом, куда завёл жених свою невесту, подобно тому, как Творец привёл в Обетованную страну и освятил Свой народ Израиль. Жена для любящего мужа, как община Израиля, любимая и прекраснейшая среди других народов для Царя царей, Творца и Владыки миров (Шир а-ширим).

Если брак исполнен в соответствии с еврейскими традициями, муж и жена предстают перед Творцом, как единая плоть и как единая душа, которая выходит из-под хупы и направляется к месту своего обитания. Благословенна эта новая неделимая душа семью благословениями.

И «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший веселье и радость; жениха и невесту; ликование, пение, торжество и блаженство; любовь, и братство, и мир, и дружбу!»

С этого времени, если муж и жена соблюдают святость своей совместной жизни, союз их счастливый, но если один из них или оба осквернят её, всё пространство вокруг наполнится печалью.

Вековые традиции создания семьи ещё сохраняются в еврейском обществе, но с каждым годом увеличивается пагубное влияние современной европейской культуры на институт семьи.

Хорошо, когда женщина может быть самостоятельной и независимой от мужчины, но плохо, если она теряет свою женственность и приобретает черты характера, не свойственные женщине, такие, как грубость и деспотизм.

Даже сильной женщине необходима надёжная рука мужа. В семье муж и жена должны чувствовать зависимость друг от друга, отсутствие этого чувства приводит к моральной распущенности.

Самый крепкий союз между мужчиной и женщиной – брак по расчёту. Не тот, где кого-то привлекает богатство жениха или невесты, а тот расчёт, где учитываются интересы каждой стороны, когда он и она становятся под хупу с надеждой, что получат друг от друга внимание и заботу, защиту и помощь в решении жизненных проблем.

Когда они рассчитывают взаимно укреплять материальное положение семьи, рожать и воспитывать детей в соответствии с еврейскими традициями. Умный расчёт, опирающийся на законы Творца.

В настоящее время количество разводов в еврейской религиозной среде ещё не приблизилось к тому уровню, на котором находится секулярное общество, но уже вызывает опасение. Основная причина распада семьи в том, что две личности не становятся единым духовным организмом.

Развод неизбежен, если муж и жена не уступают друг другу при решении общих семейных проблем и не поступаются ради общего блага собственными желаниями и привычками.

Два примера вскрывающие эту проблему, с одной основой, но разным исходом.

Он и она – благополучная обеспеченная интеллигентная пара с высоким общественным статусом. За 18 лет они обзавелись тремя детьми. Она делала карьеру в своей фирме с частыми командировками в Европу. Он, научный сотрудник Еврейского университета, в её отсутствие занимался детьми и домашним хозяйством.

Осложнения в семье начались, когда он заболел, ослаб и не находил эффективного лечения. Прекратилась физическая близость, а духовная, не подкреплённая еврейской традицией, сменилась неприязнью. Однажды она сказал: «Ты болен, а я ещё молода, я не хочу быть сиделкой около больного человека и не хочу с тобой жить».

Они не спорили, он принял её решение. Она получила гет, развод дал ей радость освобождения и полное материальное обеспечение, а ему одиночество в большой ухоженной квартире. Иногда приходят дети, он варит им еду, помогает выполнить домашнее задание, но ночью остаётся один со своей физической и душевной болью.

Он и она – религиозная пара на склоне лет с двенадцатилетним брачным стажем. Сначала заболела она, но, как известно, предварительное лечение в онкологии редко бывает успешным. Приняли её руки хирургов и пока удаляли опухоль, более восьми часов, он сидел у двери операционной палаты. Потом так же сидел у дверей реанимации. А когда выписали, с надеждой, что добавили годы жизни, каждый вернулся к своим заботам.

Потом пришла его очередь, и он оказался в операционной с тем же диагнозом. Теперь она сидела у двери и читала для него молитву о выздоровлении. Всевышний услышал молитву, и они вернулись домой.

Испытания никогда не оставляют человека, спустя год он ослеп. Полного излечения нет ни у неё, ни у него, но она каждое утро подаёт ему чистую одежду и ведёт в синагогу на молитву и на урок рава. Потом приводит, кормит и сама торопится, или к внукам, или на свой женский урок Торы.

Последнее время метастазы раздули живот худого маленького тела старика. Слепой, он не успевает доковылять до туалета, его рвёт в самом неподходящем месте, когда ест, может опрокинуть на себя тарелку или чашку.

Без ропота она моет и вытирает за каждым его шагом и меняет его одежду. В шабат, надо его кормить, отводить в синагогу, приводить и читать для него очередной лист Талмуда, благословлять на вино и на хлеб, ночью читать проводы шабата, авдалу. И снова мыть, мыть и мыть после кровотечения или рвоты.

Пришла служащая из социальной службы и предложила перевести его в такое заведение, где находятся подобные ему старые и больные люди. Он отказался. Удивилась та женщина и говорит: «Он такой неуступчивый, я бы не смогла так жить, давно бы отправила туда без его согласия». А женщина, жена больного и слепого мужа, ответила ей: «Всевышний дал нам испытание, ему и мне, мы должны выдержать».

К разрушению семьи ведут: пренебрежение законами Торы, духовная и физическая несовместимость, утрата любви и уважения, измена, недоверие и ревность.

Причиной развода может стать неумение или нежелание исполнять семейные обязанности, эгоизм, жадность и скупость, алкоголизм и наркомания, насилие с одной или с обеих сторон, распущенность и моральная деградация, вмешательство родственников и посторонних людей, финансовые и жилищные проблемы, реже – бедность.

К разводу может привести несогласие одной из сторон с методами воспитания детей. Если муж и жена были в браке десять лет и не родили детей, разводятся и каждый создаёт новую семью (Мишна «Йевамот» 6:6).

Разрушение семьи – несчастье для семьи и беда для всего еврейского народа. Как сказано: «Если же мужчина разводится с первой женой, жертвенник и тот источает слезы» (Бавли, «Гитин» 90-б).

Если брак не перешёл в состояние полного равнодушия между мужем и женой, в процессе развода проявляются гнев, боль и страх за будущее.

Последствия развода в первую очередь ощущают дети. Возможно, или мать рада тому, что избавилась от мужа-тирана, или отец рад, что избавился от вздорной беспутной жены, но детям нужны и мать, и отец.

Это почувствовал на себе двенадцатилетний мальчик, которого мама привела к психологу. Пожаловалась она, что он сидит у окна, отказывается от еды, не идёт в школу, дрожит и плачет. Опытный детский врач сумел разговорить его, а когда выслушал, опустил голову к своим бумагам.

Родители спорили почти каждый день, последнее время дрались. Мать обвиняла отца, что он мало зарабатывает и она одна не может прокормить шесть детей, а отец кричал, что не умеет и не может воровать, что мать не понимает его.

Однажды, летней ночью после такого скандала отец ушёл из дома, а мальчик побежал за ним. Он проследил, как отец дошёл до сквера и остановился у какого-то разлапистого дерева, поднялся по ветке, вытащил верёвку, один конец её привязал к ветке, на другом сделал узел и одел на шею. Мальчик кинулся к нему, поднял руки и закричал. Домой они вернулись вместе, но утром отец уложил в сумку свои вещи и ушёл.

Мужчина приобретает жену с письменным обязательством, с Кэтубой, по закону Торы. Так же, письменно, он должен оформить развод: «…и он напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из дома своего» (Дэварим 24:1).

Муж вручает своей жене при свидетелях особый документ, «сефер критут», и с этого момента они становятся чужими и запрещены друг для друга.

«Сефер критут» в переводе с иврита – «Книга отсечения», другое её название «Гет». Процесс развода называется герушин от глагола легареш – изгнать, поэтому разведённую женщину называют геруша (Шулхан Арух, «Эвен hа-эзер» 119).

Но муж не может изгнать свою жену против её воли (Таканот раби Гершома бен Иеhуды Меор hа-гола). А жена сама может потребовать от мужа, чтобы он дал ей гет. И тогда она обращается с таким требованием в раввинский суд и просит освободить её.

Она может указать причину, что он оказывается исполнять законы Торы, что отказывается исполнять свои супружеские обязанности, что отказывается обеспечивать семью, что проявляет насилие, что совершил преступление, что потерял доверие. И может привести все те причины, которые находит сам муж, освобождающийся от жены.

Женщина не должна страдать из-за того, что мужчина, пользуясь привилегией дающего гет, отказывается дать ей свободу. Муж должен дать гет добровольно, но если упорствует и удерживает жену против её воли, Рамбам предлагает пороть его плёткой до тех пор, пока он не скажет: «Я хочу дать гет» (Мишнэ Тора, «hалахот герушин»). В Израиле такого мужа бет-дин может отправить в тюрьму, и он будет там находиться до тех пор, пока не согласится дать гет.

У каждого еврея есть право писать гет. Не признают гет, который написал нееврей, раб, глухой, слабоумный или ребёнок (Шулхан Арух, «Эвен hа-эзер» 123). Гет должен быть написан на пергаменте (клаф), особыми черными чернилами (диё), какими пишут мезузу или тэфилин, ассирийским письмом (ктав ашури) так, как пишут свитки Торы, на арамите (Шулхан Арух, «Эвен hа-эзер» 126).

Текст располагают на 12 строках и не оставляют места ни внизу, ни вверху листа, чтобы ничего нельзя было к этому добавить. Под двенадцатой строкой подписываются свидетели. Это выглядит так:

гет.jpg


Называют день от шабата, число, месяц и год от сотворения мира, ближайшую к месту написания реку, город или поселение, где это происходит, от кого исходит это решение, его имя и все имена по которым его знают, и где он живёт, и имя его жены, и все имена, которыми её называют. 

Муж заявляет, что освобождает, оставляет и изгоняет свою жену от себя по собственной воле, без принуждения и она с того момента, как получила в руки этот гет, свободна и может выйти замуж за любого другого человека. 

И это дано ей от него, как свидетельство изгнания, развода и освобождения по закону Израиля и Моше-рабену. Подтверждают это два свидетеля.

Текст гета следует прочитать вслух, чтобы женщина выслушала и поняла содержание.  Муж даёт гет своей жене в присутствии двух кошерных свидетелей и говорит ей: «Вэ hарей ат мегорэшэт мимени вэ hарей ат мутэрет лехоль адам». Что значит: «И теперь ты удалена от меня, и теперь ты дозволена любому человеку» (Шулхан Арух, «Эвен hа-эзер» 135-136).

С этого момента она свободная женщина, геруша, и чужая для своего бывшего мужа. Она может выйти замуж за любого еврея и даже за своего бывшего мужа, если не была замужем за другим после развода.

Если женщина оставила мужа  без гета, она  не может снова выйти замуж. Даже в том случае, когда брак был зарегистрирован  без хупы по закону другой страны.

Талмуд сравнивает семейную драму с теми несчастьями, которые обрушились на евреев из-за спора Камцы и Бар Камцы, который привёл к разрушению Иерусалима, Храма, изгнанию евреев (Бавли, «Гитин» 55-б – 56-а).

 Каждая семья – важная часть Израиля. Жених даёт кольцо своей невесте и говорит: «Ты посвящена мне этим кольцом, по закону Моше и Израиля».

Народ Израиля был посвящён Творцу на горе Синай и получил кэтубу, Тору. И оказавшись в изгнании, евреи испытали на себе, что значит быть в разводе с Ним. Теперь Небеса не отвечают на плач Израиля, и так же геруша уже не может предъявлять претензии мужу, который её изгнал (Бавли, «Сангедрин» 105-а). 

Но геруша может вернуться к бывшему мужу, если не вышла замуж за другого, не приняла кольцо из других рук, и  Израиль может раскаяться и вернуться к своему Б-гу. 

Похожие статьи