Хорошо быть богатым, когда есть возможность приносить пользу людям и устанавливать мир. Еврейская традиция даёт нам примеры поведения богатого человека.
Это Йосеф сын Яакова, благодаря своей праведности и мудрости он управлял экономикой развитого и могучего государства Древнего Мира. За короткое время Йосеф стал самым богатым человеком в стране и спас от голода не только египтян, но все соседние племена. При этом он полностью обеспечил отца и семьи всех своих одиннадцати братьев, которые поселились в Нижнем Египте и стали многомиллионным народом Израиля.
Другой Йосеф, Наси, его имя от рождения Жоао Мигес, (1524-1579) – один из богатейших людей в Европе и на Ближнем Востоке в средние века. В своём городе Бельведере (Турция) Наси основал йешиву и открыл замечательную еврейскую библиотеку. Много средств он отправлял в Эрец Исраэль на йешивы и на поддержку еврейских учёных-раввинов. Для евреев Эрец Исраэль он приобрёл землю вокруг Тверии и дал им возможность занять всю область от Кинерета до Галилеи.
Естественное желание большинства людей – быть богатым. С точки зрения Торы хорошо быть богатым тому, кто заработал своим трудом или получил дар от Небес.
Но за богатство, добытое преступным путём, если земной суд не взыщет, преступника накажут Небеса, при жизни или после смерти.
Тот, кто жаждет богатства, не скажет: «Довольно!» Трудно остановиться человеку, который черпает из колодца изобилия.
Тот, кто жаждет славы, не скажет: «Довольно!» Трудно скрыть улыбку, когда тебя чествуют.
Тот, кто жаждет власти, не скажет: «Довольно!» Трудно удержать своё сердце от гордыни.
И тот, кто жаждет любви, не скажет: «Довольно!» (Мишлей 30:15). Человек разбогател, теперь приобретает власть и славу, так и будет, и только любовь, оплаченная деньгами, окажется фальшивой.
Человека в обществе оценивают «бэ кисо» (по карману), то есть по тому, как он тратит деньги. Небеса дают богатство, как испытание, человек может быть хозяином или рабом своих денег. Среди нас есть такие глупцы, для которых имущество дороже жизни (Бавли, «Бэрахот» 61-б).
Деньги сами по себе не зло и не добро, но в руках человека могут служить злу.
Деньгами оплачивают преступления, подобно тому, как спонсоры из стран ислама и Европы платят арабским террористам за убийство евреев.
Деньги идут на благотворительность, подобно тому, как богатые евреи спонсируют йешивы, синагоги и больницы. Как сказано: «Когда дал цэдаку, ты заслужил богатство, но если ты богат, поддерживай других. Пока в твоих руках много денег, приобретай Олам hа-зэ, весь Этот Мир, и унаследуешь Олам hа-ба, Грядущий Мир.
Ведь если ты не будешь милосердным, всё, что имел, внезапно исчезнет» (Дэрех Эрец Зута 4).
Тора определила основные правила для богатого человека (Дэварим 22-24):
Беречь деньги и имущество, не тратить их напрасно, но только на пользу себе, своей семье, общине и тем, кто нуждается в помощи.
Отделять «маасэр», часть своих доходов бедным, нуждающимся и тем, кто изучает Тору.
Не отказывать, когда бедный человек просит дать в долг (Шмот 22:24).
Не давать евреям ссуду под проценты и не брать у евреев под проценты (Сифре; Бава Мeцua 75 б).
Беречь имущество, доверенное для сохранения.
Беречь имущество других людей от порчи или утраты, как сказано: «Пусть будет дорого тебе имущество ближнего твоего, как твоё собственное» (Авот 2:12).
Своевременно возвращать долги (Сифре; Бавa мeциа 111-б).
Не требовать возврат долга, если известно, что должник не в состоянии его вернуть, не унижать своего должника и не лишать его средств существования.
Своевременно оплачивать труд своих работников (Ваикра 19:13).
Не давать и не брать взятку деньгами, подарками или иным способом (Шмот 28:3; Кэтубот 105-б).
Предупреждать своих клиентов обо всех доходных и убыточных деталях заключаемой сделки.
Не устанавливать закон произвольно, все имущественные споры решать мирным путём.
Все деловые отношения с партнёрами и клиентами, как с евреями, так и с неевреями, должны быть обоюдно справедливыми. Запрещается пользоваться средствами, угрожающими их благополучию.
Богатый человек должен быть скромным и вежливым не только с партнёрами, но и со всеми, кто ему служит.
Богатого человека часто окружают угодливые прислужники, которые кормятся за его счёт. Они закрывают доступ к нему тем, кто нуждается в его помощи. Поэтому он должен организовать своё рабочее время так, чтобы были выделены часы для общения без посредников со всеми нуждающимися, которые не могут обойтись без его помощи.
Богатый еврей сам посредник между Творцом и бедняком, деньги он получил в качестве фонда помощи нуждающимся евреям. И если он утаивает то, что должен отделить, значит, присваивает чужое.
Горе тому, кто воображает, что все своё богатство он имеет право потратить только на себя. Придёт время, когда будет вынужден дать отчёт, и тогда поймёт, что его сгубила жадность. К сожалению, есть среди нас злодеи, грабящие свой народ и алчно пользующиеся благами земли. Несчастные, они наслаждаются роскошью и не знают, что их удел – позор и забвение.
Деньги дают власть, но богатому еврею нельзя использовать свои средства для изменения политического строя в той стране, где он нашёл убежище. Он должен направить свои силы и средства на возвращение законов Торы и еврейских традиций в еврейскую общину и в Эрец Исраэль.
Благословен тот, кто поддерживает Тору и народ Израиля. Если Всевышний даёт человеку возможность приобрести богатство, следовательно назначает его опекуном еврейского народа, чтобы своим капиталом ограждал от чуждого мировоззрения и стал защитником своего народа.
Справедливого и милосердного человека прославляют в Олам hа-зэ, в Этом мире, и приветствуют в Олам hа-ба, в Будущем мире (Йевамот 109-б). Поэтому сказали мудрецы, что богатый праведник заслуживает большого уважения, ведь под его опекой судьбы многих людей (Эрувин 86-а). Слово его и деяния его для народа Израиля, а голос его доходит до Творца.