Хамса – амулет в форме ладони с пятью вытянутыми пальцами – служит для того, чтобы защититься от сглаза, ее обычно вешают над дверью, на шее, в машине, носят в кошельке или как брелок к ключам.
Свое название она получила за форму – слово «хамса» происходит из арабского языка, и означает оно «пять».
Есть немало евреев, особенно выходцев из мусульманских стран, которые также пользуются хамсой. Наши поским (законодатели) спорят, запрещено или разрешено использование хамсы.
Некоторые из них разрешают пользоваться хамсой, а некоторые запрещают. Мы постараемся объяснить мнения обеих сторон – как разрешающей, так и запрещающей.
В Торе в главе Ваикра (18, 3) написано: «По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Кнаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите».
Словами «по уставам их не ходите» Тора запрещает перенимать обычаи народов мира. И так устанавливает Шулхан Арух (Йоре Деа, 178а): «Не следуйте обычаям других народов и не уподобляйтесь им».
Этот запрет включает две вещи – подражать таким обычаям народов, в которых есть признаки разврата, к примеру, следовать развратной манере одеваться или следовать обычаям, которые не более чем глупость и суеверия, лишенные логики и смысла.
Однако в том, что имеет смысл и полезно, можно следовать их обычаям – например, если врач-специалист носит форму, которая свидетельствует о его специализации.
Некоторые законодатели полагают, что, поскольку, по их мнению, в хамсе нет ни логики, ни смысла, она запрещена запретом «по обычаям их не ходите». Другие же законодатели считают, что есть в хамсе и смысл, и логика, так как, согласно каббале, буква 'ה, гематрия (числовое значение) которой число «пять», – это сгула для детей.
А Бен-Иш Хай пишет, что в этой букве есть сгула против дурного глаза. Добавлю от себя предположение, что по этой причине есть обычай писать букву 'ה в хамсе.
Из вышесказанного вытекает, что не стоит еврею иметь хамсу, но если он видит ее у другого, он не должен делать ему замечание, так как ее владелец может опираться на мнение законодателей, которые разрешают.