В давние времена, а именно 2900 лет тому назад, в горах Эфраима, что начинались за пределами Йерушалаима, жил праведный еврей Элкана, сын Йерохама, сына Элиhу, сына Тоху, сына Цуфа, Эфратеянина (Шемуэль I, 1:1-11).
Каждый год он в сопровождении домочадцев приходил в Шило и приносил в Храм свои приношения и первые плоды урожая.
У Элкана было две жены, Хана и Пэнина. Хана была бездетной, а Пэнина рожала сыновей и насмехалась над Ханой, говорила: «Мои сыновья идут учиться, а где твои?». Опустила голову Хана и не могла ответить («Коль агадот Исраэль», ч.2).
В один из трёх праздников «Шалош регалим» Элкана и жена его, Хана, пришли в Шило, где был установлен Мишкан, переносной Храм.
Подошла Хана к стене у парохета, встала там, плакала и молилась:
— Создатель наш, Всесильный Владыка мира, Господь воинств, Ты всем поколениям даруешь наследников, почему же меня лишил материнства! Будь милосердным, даруй и мне сына, чтобы был он мудрым и праведным!
Ответил Он:
— Почему ты не просишь, чтобы он был здоровым, красивым, богатым?
Ответила Хана:
— Я дала недэр, обет, что когда родится сын, посвящу его Богу во все годы жизни его, потому он должен быть умным, мудрым, добрым и праведным.
Ответил Он:
— От дня творения до этого дня, пока эта женщина не стала молиться здесь, никто Всесильного не называл Г-сподь воинств. И не просит она для своего будущего сына блага мира земного, но просит чтобы был разумным, мудрым и праведным, так пусть будет у неё сын по слову её и мудрым, и великим в Израиле, и будут его почитать, как Моше и Аhарона.
В это время подошёл старый Эли, Главный Коhен Израиля, увидел, что Хана стоит, качается, губами шевелит, решил, что пьяная, стал ей выговаривать и стыдить.
Ответила Хана:
— Не от вина меня качает, а от несчастья моего, а уста мои шептали слова молитвы.
Сказал Эли:
— Прости меня, женщина. Возвращайся домой, Отец Небесный исполнит твою просьбу, и я благословляю тебя.
И был в то время голос с Небес, Бат Кол, что придёт в мир человек Всесильного, и имя его будет Шемуэль.
Много, много лет тому назад учителя Торы, еврейские мудрецы, установили минhаг, традицию для восточных евреев и сфарадим начинать утреннюю молитву с молитвы Ханы:
— И молилась Хана, и говорила: возрадовалось сердце моё перед Тобой, Г-споди! Вознёс Ты, Г-поди, силу мою, широко открыл уста на врагов моих, и торжествую я оттого, что спасаешь меня. Нет такого святого, как Г-сподь, ибо нет другого, кроме Тебя, и нет опоры такой, как Всесильный наш. Не умножайте речей надменных, слова гордецов не выйдут из ваших уст, ибо Г-сподь ведает всё и Его намерения исполняются. Луки богатырей ломаются, а слабые препоясываются силой. Сытые за хлеб нанимаются, а голодные перестали (голодать), даже бесплодная родит семерых, а многодетная изнемогает.
Г-сподь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает. Г-сподь разоряет и обогащает, унижает и возвышает. Бедняка извлекает из праха, поднимает из грязи нищего, усадит его с вельможами и за престолом славы выделит место ему, ибо у Г-спода устои земли и Он распростер над ними Вселенную.
Сохранит в пути праведников, а злодеи во мраке умолкнут, ибо не силой своей возвышается человек. Сокрушены будут враги Г-сподни, на них Он с небес возгремит. Г-сподь судить будет во всех уголках земли и даст силу царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего. Сколь велики знамения Его, и сколь удивительны чудеса Его могущественные, царство Его вечно и власть Его – во веки веков!
А мы, народ Твой и паства Твоя, благодарить будем Тебя всегда, из поколения в поколение рассказывать будем о славе Твоей. Вечером, и утром, и в полдень умолять буду и вопить, и Он услышит голос мой. При всеобщем ликовании утренних звезд и радостных кликах всех служителей Бога. Нет страха перед множеством народов, что вокруг меня.
И я на Г-спода надеяться буду, уповать на Б-га спасения моего, Б-г мой услышит меня. Не радуйтесь враги мои, если упаду – встану, и во мраке Г-сподь – свет для меня. Стою я на месте праведников и в собраниях буду Г-спода благословлять.
И вспомнил Г-сподь о Хане, и она зачала, и родила трех сыновей и двух дочерей; а отрок Шемуэль рос у Г-спода (Шемуэль I, 2:21).
Мидраш Танхума делит молитвы на несколько видов (Танхума, «Ваэтханан» 3).
Тэхина (תחינה), таханун – молитва-раскаяние, с этой молитвой мы умоляем исполнить наше желание и сожалеем о своих проступках, ибо не было и нет среди нас свободных от ошибок. Так Моше рабену просил, ваэтханан, Всесильного простить его и открыть ему дорогу на Святую Землю (Дэварим 3:23).
Цеака (צעקה) – молитва-вопль жалобный крик, подобно «тэруа», что издаёт шофар в Рош hа-шана: «О-о-ой! О-о-ой! О-о-ой!»
Зэака (זעקה) – молитва-призыв, чтобы услышали «небеса» всё, что исходит от разума и сердца.
Бэхия (בכיה) – молитва-плач. Когда заболел Хизкияhу, царь в Иерушалаиме, пришёл пророк Иешияhу и сказал ему, что умрёт он. Тогда обратился Хизкияhу лицом к стене Храма и горько заплакал: «Молю Тебя, Г-споди, вспомни ныне, что я ходил пред Тобою верно и всем сердцем, и делал то, что угодно Тебе».
И ответил ему Всесильный: «Так сказал Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцеляю тебя: на третий день взойдешь ты в Дом Господа (в Храм). И прибавлю Я к дням твоим пятнадцать лет, и спасу тебя и город этот (Йерушалаим) от руки царя Ашшурского, и буду Я защищать город этот ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Книга царей 2, 20:2-6).
Есть ещё молитва ренана (רננה), – молитва-ликование, праздничная молитва, молитва отца, родившего сына, молитва вернувшегося из изгнания, молитва человека, который рад своей жизни. И даже под ударом судьбы человек: «Помолится Богу, и явит Он ми¬лость, и увидит восторг на лице чело¬века, и вернёт его к его правоте» (Иов 33:26).
Две вещи должен сделать человек, чтобы вознести свою молитву: во-первых, не быть «молящимся грешником», а во-вторых, чтобы сама молитва была чиста (Совершенная мера, гл.9). Праведники, несчастные, подневольные и освящающие Имя Его, они достигают в молитве наибольшего эффекта (Зоhар, Балак).
Молитва Ханы – урок для всех евреев во всех поколениях, ибо мы видим насколько действенной может быть бескорыстная и искренняя молитва, высказанная от всего сердца. Когда человек достигает такого, как Хана, уровня, нет сомнения, что Всевышний, благословен Он, увидит, услышит и исполнит его просьбу.
Своей молитвой Хана подарила миру назира, пророка и святого учителя Шемуэля. А он в свою очередь дал еврейскому народу праведного царя, научившего человечество говорить с Б-гом.
Многие еврейские женщины считают молитву Ханы обязательной для себя. Зажигают шабатние свечи и шёпотом повторяют слова: «Владыка мира! Подобно тому как Ты принял молитву Ханы в слезах её, прими и мою молитву, чтобы мне вырастить моих детей здоровыми, чтобы они занимались Твоей святой Торой и прилипились к Тебе.
Чтобы отстранились они от греха, и чтобы ни зависть, ни ненависть не коснулась их. Даруй детям моим, мужу моему и мне долгие годы жизни в мире и без нужды. Благослови нас в этом доме и в дороге, и во всех наших добрых делах. И будем мы верными Тебе и будем прославлять Тебя во всех поколениях. Амен!»
Хорошо читать такую молитву на святом языке, лашон hа-кодеш, и можно на любом, понятном и привычном языке. Можно читать по установленному образцу, но можно говорить своими словами.
«Хана – аббревиатура всех трех женских мицвот: хет – хала, нун – нида и hей – hадлакат hа-нер, зажигание субботних свечей» (Хава Куперман). Это напоминание каждой женщине о заповеди отделять халу при выпечке хлеба, соблюдать женскую чистоту и зажигать субботние свечи.
Чтобы были благословенны еврейские женщины, соблюдающие заповеди Творца!