Вследствие того, что в карманах часто забывают различные предметы и потом случайно переносят их при выходе на улицу, мудрецы обязали всех проверять карманы одежды.
13. Акира и анаха (Взятие и расположение)Человек не нарушает запрета Торы на перенос предмета из владения во владение, а также на перенос на 4 амы в ршут ара-бим, пока не сделает вначале акиру, а в конце анаху. То есть при переносе предмета из ршут аяхид в ршут арабим, и наоборот, человек не виновен в совершении мелахи, пока полностью не возьмет предмет с его места в одном владении и не расположит полностью на новом месте в другом виде владения после переноса туда.
То же самое при переносе в ршут арабим не виновен, пока не возьмет предмет с одного места в ршут арабим и после переноса на расстояние 4 и более амот окончательно не расположит его в другом месте ршут арабим. Но совершивший акиру или анаху в маком птур (как в случае переноса из одного владения в другое, так и при переносе на 4 амы в ршут арабим) не нарушает запрета Торы. (Дерабанан это разрешено только при переносе в ршут арабим на расстояние менее 4 амот).
14. Как делаются акира и анахаНесмотря на то, что обычно акирой называется взятие предмета с места, а анахой — расположение предмета в другом месте, тем не менее акирой называется и начало движения человека (который стоял изначально на месте) с предметом в руках в другое владение или для того, чтобы пройти с ним более 4 амот в ршут арабим. В этом случае мы говорим, что акира тела человека с места, где он стоял, приравнивается акире самого предмета.
Соответственно, последующая остановка в другом месте после совершения переноса считается анахой, и нет необходимости положить сам предмет на новое место, так как сама по себе остановка человека считается анахой предмета. И все это в случае, если несущий полностью останавливается на новом месте, чтобы отдохнуть. Но если ему необходимо только поправить ношу, чтобы удобней было ее нести, такая неполная остановка не является анахой.
Таким образом, мелаха остается незаконченной до тех пор, пока человек не положит предмет на какое-либо место или полностью не остановится. Нам важно знать этот закон для применения в тех случаях, когда разрешают перемещать предмет, пронося его на маленькие расстояния, каждый раз менее 4 амот. Чтобы разрешить такое перемещение, недостаточно приостановиться на короткое время, как останавливаются для поправки ноши. Такая остановка не делит общий процесс переноса на несколько самостоятельных частей, и следующий переход на расстояние менее 4 амот становится продолжением предыдущего. В результате мы получаем одно длительное перемещение в ршут арабим, и совершающий его нарушит запрет Торы.
Отсюда мы учим, что только совершающий сразу три следующих действия, виновен в совершении мелахи переноса или в переносе на 4 амы в ршут арабим: а) акира предмета посредством его поднимания (или, если держит предмет в руке, с началом движения); б) собственно перенос предмета из одного владения в другое (или перенос на 4 амы в ршут арабим); в) в завершении — анаха этого предмета (или полная остановка человека, держащего предмет в руке).
Все сказанное выше относилось к нарушению запрета Торы. Однако мудрецы запретили совершать даже одно из вышеуказанных действий. Поэтому запретили также передавать предмет нееврею, если известно, что тот сразу после этого вынесет его из ршут аяхид в ршут арабим. И это запрещено даже в случае, когда не нарушается запрет амира леакум — просить нееврея сделать для еврея в шабат запрещённую мелаху, например, если предмет принадлежит нееврею, и он переносит его по собственному желанию.
Так как в этом случае еврей совершает акиру, что запрещено мудрецами, даже если не он завершает мелаху переноса. Аналогично, если нееврей приносит некоторый предмет в ршут аяхид, запрещено взять из его рук этот предмет, так как при этом совершается анаха. Мудрецы постановили, что в таком случае необходимо попросить неев-рея положить принесенный им предмет, чтобы он сам совершил анаху. И запретили брать принесенный им предмет, даже если нееврей уже остановился, то есть совершил анаху, так как опасались, что после подобного разрешения станут принимать предмет от нееврея и до его остановки.
15. Обязанность проверять одеждуВследствие того, что в карманах часто забывают различные предметы и потом случайно переносят их при выходе на улицу, мудрецы обязали всех проверять карманы одежды, чтобы в них не лежало ничего в канун шабата непосредственно перед наступлением темноты.. Отсюда следует, что и в сам шабат необходимо проверять карманы при каждом выходе на улицу, чтобы не совершить мелаху переноса. И есть евреи, которые строго взяли себе за правило не класть ничего в карманы одежды, в которой они выходят на улицу, чтобы не вынести случайно какой-либо предмет, выйдя на улицу в шабат (и забыв при этом, что кармане что-то есть).
Источник: Толдот