Восемнадцатый день месяца Ияр, и он же тридцать третий день отсчёта Омера, то есть «Лаг ба-Омер» – праздник для всех евреев, особенно популярный среди еврейской молодёжи.
В этом 2016 году с выхода звёзд вечером 25 мая до выхода звёзд вечером 26 мая.
Традиция его зародилась в Цфате в 16 веке, в то время, когда в этом северном городе Израиля жили великие еврейские мудрецы. Один из первых там поселился и возглавил йешиву раби Яаков Берав.
В Цфате возродилась каббала, там раби Шломо Алькабец (רבי שלמה אלקבץ) написал гимн субботы «Леха доди» (Иди, мой возлюбленный, навстречу невесте...), который поют все евреи мира, встречая шабат. Там жили и передавали тайны Торы своим ученикам раби Йосеф Каро, раби Моше Кордоверо (רבי משה קורדוברו), раби Элияhу де Видаш, АРИ''заль, раби Хаим Виталь.
Множество йешив Цфата оказались в сфере духовного влияния великого еврейского мудреца, автора книги Зоhар (Сияние), раби Шимона бар Йохая, РАШБИ (שִׁמְעוֹן בַּר יוֹחַאי רַשְׁבִּי). Он похоронен рядом, в Мероне, и его душа с тех пор освящает это место. В своём дневнике раби Моше Кордоверо рассказывает, что именно в Мероне во время молитвы ему открывались великие тайны Торы.
«Лаг ба-Омер» – праздник, день светлой памяти учителя, таная раби Шимона сына Йохая. Раби Шимон бар Йохай принял каббалу от раби Акивы и обучал своего сына Элазара. Его знаменитыми учениками были раби Пинхас бен Яир и раби Йеhуда hа-Наси. А его книга Зоhар стала еврейской настольной книгой, озаряющей сиянием Торы всех, кто её изучает.
Перед своим уходом в другой мир он прощался с ученикам своей йешивы и просил их радоваться его участи. Радоваться с ним, когда Всевышний откроет для него врата в светлый и радостный Будущий мир, в Олам hа-ба, где всё, сокрытое на земле, в том мире наполняет душу беспредельным знанием и настоящей жизнью. Всю ночь 33 дня Омера, в «Лаг ба-Омер», раби и его ученики сидели у костра, а на рассвете 18 Ияра душа праведника поднялась к Творцу.
Благодаря каббалистам Цфата, с 16 века «Лаг ба-Омер» стал для евреев праздником. Ночью евреи изучают книгу Зоhар, а еврейские дети разжигают костры и принимают эстафету мудрости. И Тора Моше рабену живёт с праведниками и мудрецами, освящает новые поколения и распространяется в еврейском народе.
Тридцать третьему дню Омера предшествует друга памятная дата – 14 Ияра.В этот день, определённый Торой, как «Песах шени», то есть второй Песах, свою душу к Творцу вознёс раби Мейер Бааль hа-Нес (מאיר בעל הנס). Он тоже был учеником раби Акивы и другом РАШБИ.
Памятник и синагога его имени находятся в Тверии. С дороги, поднимающейся к Мероне, открывается замечательный вид на голубой Кинерет и на город в зелёной долине.
В синагоге раби Мейера всегда много мужчин и много женщин, они просят о благополучии своих семей, Творец внимаем им, и многие их молитвы сбываются. Так чудеса, сопровождавшие раби Мейера при жизни, проявляются и в наше время. Его настоящее имя было раби Неhорай, а раби Мейером стали звать потому, что он «меир», открыл глаза евреям на законы Торы (Эрувин 13-б; Кидушин 82-б).
Дни Омера до тридцать третьего дня еврейская традиция считает траурными, ибо в эти дни во время эпидемии погибли 24 тысячи учеников раби Акивы. В эти дни евреи не устраивают свадьбы или другие празднества, за исключением брит-мила или завершения изучения трактата Гемары, не стригутся, не празднуют новоселье, не покупают новую одежду. Несчастье этих дней, сказали учителя Торы, произошло от «синат хинам», как следствие беспричинной вражды между евреями.
В «Лаг ба-Омер» эпидемия прекратилась.
С давних времён появился обычай «халаке», первый раз стричь мальчиков в возрасте трёх лет 19 Ияра. Многие евреи привозят для этого своих детей на Мерону.
19 Ияра восточные евреи возвращаются к обычной жизни, радуют себя новыми вещами, гуляют, устраивают свадьбы. Но для европейских евреев траурные дни продолжаются до праздника Шавуот.
В месяце Ияр есть ещё один памятный день – 41 день Омера, 26 Ияра, когда вспоминают о спасении евреев Европы и России от фашистов Германии и их союзников в других странах. И в этот день мы вспоминаем раби Садия Гаона и нашего учителя Рамхаля, раби Моше Хаима Луццато.
Хороший месяц Ияр, весенний месяц, когда евреи, отсчитав дни Омера, могут исправить свои недостатки и сделать свою жизнь счастливой и праведной.
Худо кумэк.