• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • 63.85
    70.60
    18.18

    Почему хамец запрещен на Песах

    Фото: israel21c

    В Талмуде (Брахот 17а) поднимаются следующие вопросы: почему запрещено есть хамец во время Песаха и что такого особенного в дрожжах, что их нельзя употреблять в Песах?

    Талмуд отвечает вопросом на вопрос. Почему люди грешат? Большинство людей хотят творить добро, однако же постоянно борются со своим злым началом.

    Хамец – это набухшая маца

    Понимая, что это начало невероятно сложно преодолеть, Талмуд советует людям, произносить следующее заявление всякий раз, когда они стараются следовать законам Торы, но им это не удается: «Г-сподь Вселенной, Ты хорошо знаешь, что нашим желанием является исполнить Твою волю; так что же мешает нам сделать это? Это дрожжи в тесте…»

    Фраза «дрожжи в тесте» появляется в Талмуде достаточно часто – как описание злых импульсов людей. Что такого плохого в дрожжах, что они представляют собой символ наших злых умыслов?

    На самом деле хамец – это набухшая маца. Они оба приготовлены в печи из одних и тех же ингредиентов: воды и муки. Они отличаются лишь временем приготовления: маца становится плоской и твердой, а хлеб мягким и воздушным.

    Тесто в хлебе поднимается, становится надменным, и создается впечатление, что оно состоит из большего количества ингредиентов, чем на самом деле. Маца же выглядит скромной. Таким образом, хлеб символизирует злые наклонности.

    Тут же возникает вопрос: если хамец представляет собой образ злого начала, то почему Тора не запрещает есть его весь остальной год?

    В отрывке Талмуда рассказывается, что мудрецы хотели уничтожить злое начало. Они отправились на его поиски и в конце концов нашли его в святая святых. Они заточили его на три дня, а затем решили убить. Позднее они искали недавно отложенные яйца, чтобы вылечить больного человека, но не смогли найти ни одного. Мудрецы поняли, что заточение злого начала привело к таким последствиям. Без злого начала человечество и всё живое погибнет. Они вынуждены были оставить злое начало в живых и освободить его.

    Таким образом, без хамеца мир не сможет существовать долгое время. Добро и зло должны уравновешивать друг друга.

    Праздник же Песах напоминает нам, что иногда мы должны полностью избавиться от злого начала, чтобы не пасть его жертвой. 

    Автор: Rabbi Dr. Nathan Lopes Cardozo

    Источник: The Jewish Press

    Комментарии