С первого дня и далее, весь месяц Нисан не читаем молитву раскаяния Таханун, не оплакиваем умерших, не читаем «Цидук hа-дин» для авелим, скорбящих, и не назначаем общественный пост, но индивидуальный возможен.
Жених и невеста могут поститься перед хупой даже в Рош ходеш Нисан.
В праздничные и полу-праздничные дни мужчины не возлагают тэфилин.
В один из дней месяца и мужчины, и женщины должны благословить цветущие плодовые деревья (Биркат иланут). Благословляем как минимум на два дерева:
БАРУХ АТА АД-НАЙ ЭЛО-ЕНУ МЕЛЕХ hАОЛАМ ШЕЛО ХИСЕР БЭОЛАМО КЛЮМ УВАРА БО БЭРИЮТ ТОВОТ ВЭ ИЛОНОТ ТОВОТ ЛИhАНОТ БАhЭМ БЭНЕ АДАМ.«Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной за то, Что нет никакого недостатка в Его мире, и сотворил в нем хорошие творения и хорошие деревья, чтобы дать наслаждение сынам человеческим».
Дожди в Эрец Исраэль бывают только зимой, а летом все растения питаются росой, которая обильно выпадает ночью после жаркого дня. Поэтому весь еврейский народ со своей молитвой переходит из зимы в лето.
В первое утро Песаха евреи во всех синагогах мира перед молитвой мусаф читают молитву о росе: «Морид hа-таль». Вернее, не читают, а поют, её слова, наполненные глубоким смыслом, помогают почувствовать влияние Творца на наш мир и на нас с вами.
Вечером, с выходом звёзд 16 Нисана читают вечернюю молитву и начинают отсчёт дней Омера, Сэфират hа-Омер. Это заповедь отсчета Омера – устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот.
Требование отсчёта Омера содержится в заповеди Торы отсчитывать сорок девять дней начиная со дня принесения в Храме жертвы, состоящей из омера ячменя, до дня принесения в жертву пшеницы на Шавуот.
«И отсчитайте себе от второго дня праздника, от дня приношения вами «омера» возношения, семь полных недель. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» (Ваикра 23,15).
В Песах на Небесах выносится решение, каким в этом году будет урожай злаковых на земле Израиля. Раньше других злаковых в месяце Нисан созревает ячмень, поэтому сбор нового урожая в Песах начинали с него.
«Семь недель отсчитай себе, от нанесения серпа на жатву начинай считать семь недель» (Дэварим, 16,5). На исходе первого дня праздника, 16 Нисана, Коhен hа-Гадоль в сопровождении глав народа и празднично одетых жителей Йерушалаима выходил в поле за городом, где уже созрел ячмень.
Своим серпом он сжинал полную корзину, они возвращались в Храм, обмолачивали ячмень, мололи муку, она должна была быть высшего качества, поэтому её просеивали в тринадцати ситах. Это был минхат hа омер (омер муки ок. 2480 см3), особый вид мучного приношения, который приносили на следующий день после праздника Песах.
Муку замешивали с маслом зейтим, как сказано: «И добавь в него масло, и положи на него левону» (Ваикра, гл.2, ст.15) и пекли первый хлеб нового урожая. С того момента, как минхат hа омер приносили в дар Всевышнему, весь новый урожай становился разрешённым для всех. Нет у нас Храма, но и сегодня новый урожай становится разрешённым только после 16 нисана.
Отсчет дней Омера отражает духовную подготовку и ожидание дарования Торы, данной Богом на горе Синай в начале месяца сиван — примерно в то же время, когда празднуется Шавуот.
Говорим так:Барух ата Адонай Элоhэну мелех hаолам ашер кидэшану бемицвотав вецивану аль сэфират hао-мер.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам об отсчете Омера.
Называем день: Сегодня 1, 2, 3 – 49 дней Омера, которые составляют 1, 2, 3 – 7 недели (и столько-то дней).
Седьмой день, последний день Песаха Йом Тов, праздничный день в память о чудесном спасении еврейского народа от египетской армии при переходе Ям Суф. И мы читаем и поём «Шират hа-ям», главу Торы «Вайhи бэшалах…» (Шмот 13:17-22, 14:1-31, 15:1-26).
Во многих еврейских общинах принято не спать седьмую ночь праздника, а учиться по особому сидуру, который называется Тикун Песах.
Прошли все дни Песаха, но следующий день после завершения праздника ещё подобен праздничному, он называется «Исру хаг». Евреи отмечают его обильной трапезой с песнями и весельем. С точки зрения Торы всё, что человек ест и пьёт в этот день, равноценно жертвоприношению на мизбеахе (Бавли, Сукка 45-б).
У каждой этнической группы евреев он имеет своё название. В марокканских, тунисских и алжирских общинах его называю Мимуна. После завершения Песаха, ночью пекут новый хлеб и сладкие лепёшки (муфлетот), и готовят необыкновенно вкусные блюда из овощей, рыбы и мяса. С утра со всей роднёй и с гостями выходят на природу, едят, пьют и гуляют до выхода звёзд нового дня.
Горские евреи называют этот праздник Говгиль и по описанию Давида Мордехаева его празднуют так:
«На исходе последнего дня праздника Песах, вечером горские евреи празднуют Говгиль (Избавление). В этот день дети рвали в поле траву и бросали в печные трубы. На следующий день евреи выезжали на природу и жарили шашлыки. Хлеб, выпеченный из заквашенного теста, возвращался на стол.
Также этот день считался по преданию самым благоприятным для знакомства и создания семьи. Молодые парни и девушки нарядно одевались, выходили на гулянья, где старались разглядеть свою будущую половинку.
Одной из традиций в некоторых общинах являлось сватовство, помолвки и обручения. Сватовство проходило по древним обычаям горских евреев, когда родители жениха приходили в дом к родителям невесты для того, чтобы попросить руки их дочери, для своего сына. Зачастую сватовство и помолвка проходили ранее, а обручение назначалось на Говгиль».
Благословит Создатель своих сыновей и дочерей для мирной и счастливой жизни.
Амен!