История праздника Ханука

История праздника Ханука

Три первые главы книги Хашмонаим (Маккавеев) повествуют об истоках праздника Ханука, о том, как развивались события (в 167-160 гг. до н. э.) в стране Израиля перед восстанием евреев против греческого господства.

Более 2300 лет тому назад Эрец Исраэль входила в империю Александра Македонского. После его смерти империя была расчленена на три греческих государства, самое большое и могущественное возглавил Селевк, один из телохранителей Александра.

После смерти Селевка была образована сирийско-эллинская монархия Антиоха. Когда в 3586 году (175 г. до н.э.) к власти пришёл Антиох IV Великолепный (Антиохос hа-мефоар бен Антиохос, который был заложником в Риме), греки полностью оккупировали и подавили Эрец Исраэль.

В те дни, когда в сто тридцать седьмом году царства Эллинского воцарился «корень греха», – читаем мы – появились в Израиле сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: «Пойдём и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия».

И хорошим показалось это слово в глазах евреев. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять эллинские установления. Они построили в Иерусалиме училище по их обычаю, отказались от обрезания, отступили от святого завета, соединились с идолопоклонниками и предали злу свои души.

Антиох издал указ, чтобы все народы под его властью приняли его законы и служили его идолам

И пошёл Антиох против Израиля, и вступил в Йерушалаим с сильным войском, нагло вошёл в святилище и завладел золотым жертвенником, светильником и всеми сосудами его, и столом предложения, и чашами, и кадильницами золотыми, и завесой, и венцом, и золотыми украшениями, бывшими снаружи Храма, и разграбил всё.

По прошествии двух лет царь послал начальника податей в города Иудеи. Пришёл тот с большим отрядом в Йерушалаим, коварно предложил евреям мир, и когда они поверили ему, напал на город и поразил его, и погубил множество из народа Израиля. Он ограбил город и сжёг его огнём, и разрушил дома и стены его вокруг.

И увели (солдаты Антиоха) в плен женщин и детей, и захватили весь скот. А город Давида оградили большой и крепкой стеной и крепкими башнями, и стал он крепостью. Поселились там люди нечестивые с оружием и продовольствием, и собирали там всё награбленное в Йерушалаиме, и оттуда делали набеги на еврейские поселения, и проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли Храм.

Святилище его опустело, праздники его обратились в плач, субботы его – в поношение, честь его – в унижение.

Антиох издал указ, чтобы все народы под его властью приняли его законы и служили его идолам. Все народы согласились, и многие из Израиля приняли это и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. По приказу царя в городах Иудеи построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали воскурения, а книги Торы, какие находили, разрывали и сжигали, а у кого находили и того, кто придерживался еврейского закона, по повелению царя казнили.

В двадцать пятый день месяца Кислев (3594 года от сотворения мира) солдаты царя зарезали свинью на жертвеннике Храма, сожгли там свиток Торы, схватили и убили женщин, которые обрезали своих детей, а младенцев убили и повесили на шеи их.

Но многие в Израиле перед лицом смерти остались твёрдыми и укрепились, чтобы не есть нечистое, чтобы не оскверниться и не осквернить святой завет. И был великий гнев над Израилем.

В те дни жил в горах Модиина (Модаита) Коhен hа-гадоль (из Первосвященников) Израиля, а имя его Матитьяhу бен Йоханан бен Шимон из Йоарима, что в Йерушалаиме.

И было у него пять сыновей: 

Йоханан hа-Кадеши;

Шимон hа-Таси;

Иеhуда hа-Махби (Макаби);

Элазар hа-Хорани;

Йонатан hа-Вовси.

Видел Матитьяhу всю мерзость, что творили враги в Иудее и в Йерушалаиме, и говорил: «Горе мне! Я родился, чтобы видеть разорение народа моего и разруху святого города руками врагов, и святилище - в чужих руках! Храм подобен бесславному мужу, драгоценные сосуды пленили, младенцы наши избиты на улицах, юноши пали от меча врага.

И вот святыни наши опустели, язычники осквернили их. Для чего нам ещё жить?». Разодрали Матитьяhу и сыновья его одежды свои, облеклись в рубище, и горько плакали. И было, когда пришли слуги царя в поселение Модиин (Модаит), чтобы отвратить евреев от Торы Б-га, и стали принуждать их приносить жертвы идолам.

Сказал начальник царского войска Матитьяhу: «Ты важный человек в Израиле и пользуешься почётом в своём народе, и сыновей у тебя много, исполни же повеление царя, как это сделали все народы и иудеи, оставшиеся в Йерушалаиме!

Евреи семьями уходили в горы Иудеи и оттуда нападали на хорошо вооружённые и обученные греческие войска

И будешь ты и дом твой в числе царских друзей, и ты и сыновья твои удостоитесь почёта, серебра и золота, и многими дарами».

Возмутился Матитьяhу и поднял свой голос: «Если все народы, подвластные царю, послушают его и отступят каждый от заветов отцов своих, и согласятся на повеления его, всё равно я и семья моя не свернём ни вправо, ни влево от законов отцов наших! Сохранит нас Г-сподь, чтобы мы не оставили заповеди Его и не осквернили союз с Ним! Не послушаем мы слов царя и не станем изменниками!».

Тогда вышел перед народом и воинами царя один из евреев-отступников, поднялся на возвышение, поднял нож над свиньёй, что уже лежала на жертвеннике, и сказал: «Я исполню наказ царя!».

Увидел это Матитьяhу, затрепетало сердце его, пришёл он в ярость, мгновенно поднялся к предателю и заколол его своим мечом, так же, как раньше Пинхас поразил Зимри бен Салу. И военачальника тут же убил тем мечом. А сыновья его набросились на стражников и перебили их своими мечами. 

И закричал Матитьяhу: «Кто за Закон, за Тору Б-га, ко мне!».

Он собрал отряд из своих сыновей и евреев из окрестных поселений и скрылся в Иудейской пустыне. Так в 167 г. до н. э. началось восстание против эллинской селевкидской Сирии и её правителя Антиоха IV Великолепного (Эпифана, Мефоара).

Евреи семьями уходили в горы Иудеи и оттуда нападали на хорошо вооружённые и обученные греческие войска. Но они отказывались вступать в сражение и защищаться в субботу, и это привело к многочисленным жертвам. С большим трудом Матитьяhу удалость объяснить им, что сохранение жизни (пикуах нефеш) важнее законов шабата.

Постепенно успех стал сопутствовать евреям, маленькие отряды одерживали победу за победой над многочисленными врагами, разрушали их жертвенники и преследовали изменников. Евреи снова могли открыто соблюдать шабат, возлагать тэфилин, ставить хупу и делать обрезание мальчикам.

Вскоре приблизились дни смерти Матитьяhу, и он сказал своим сыновьям: «Итак, дети, ревностно храните Закон и не жалейте отдать жизнь вашу за завет отцов наших. Берите пример с них и приобретёте великую славу и вечное имя. Берите пример с Авраhама и Иосифа, который в рабстве сохранил заповедь и стал господином Египта.

С Пинхаса, за то, что возревновал и получил завет вечного священства. С Йеhошуа – за исполнение слова он стал судьёй над Израилем. С Калева – за свидетельство перед собранием он получил в наследие землю. С Давида – за своё милосердие он наследовал престол царства навеки.

С Элияhу – за великую ревность он взят был живым на небо. Крепитесь и мужайтесь, берегите закон, ибо через него вы прославитесь. Вот Шимон, брат ваш – знаю его мудрость, слушайтесь его во все дни, он будет вам вместо отца. А Иеhуда hа-Махби (Макаби), крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником войска, и будет вести войну с язычниками. Итак, соберите к себе всех исполнителей Закона и отомстите за обиды народа вашего».

Малым количеством евреи поразили многочисленных врагов

Благословил их и умер он, и похоронили его сыновья в семейной гробнице Модиина (Модаита), и весь Израиль оплакивал его горьким плачем.

А Иеhуда стал командующим еврейскими партизанскими отрядами и создал из них небольшую, но стойкую армию. Воззвание его было: «Ми камоха баэйлим, Ад-най!» - מי כמוך באלים ה' («Кто подобен Тебе в силе, Г-сподь!»). (Аббревиатура этих слов - «Макаби»)

День за днём греко-сирийские захватчики стали терять свои позиции. Еврейские защитники разгромили армии Аполлония, наместника Селевкидов в Самарии, и генерала Серона, разгромили экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии.

А потом и армия Лисия, царского наместника западных провинций, в 60 000 пеших воинов и 5000 всадников, была уничтожена еврейским отрядом из 10000 человек (у Бет-Цура, на юге Иудеи). В 165 году до н.э. (3596 г. от сотв. мира) Иеhуда освободил город Йерушалаим. Малым количеством евреи поразили многочисленных врагов.

Вошли они в Храм и увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и хранилища разрушены, и везде нечистоты. Разодрали они одежды свои, горько плакали и посыпали пеплом свои головы.

Призвал Иеhуда священников, праведных ревнителей закона, чтобы они очистили святилище и вынесли осквернённые камни в нечистое место. Они разрушили осквернённый жертвенник всесожжения и сложили камни его на горе Храма, в укромном месте, до той поры, когда придёт пророк и скажет, что с ними делать.

Они взяли другие цельные камни, и построили новый жертвенник, а потом устроили святыни и внутренние части храма, освятили притворы и развесили завесы. Сделали новую священную утварь, внесли в храм Менору (светильник) и жертвенник для благовоний, воскурили благовония, зажгли светильник и положили хлеб на стол предложений.

В двадцать пятый день девятого месяца Кислев зажгли Менору и принесли жертву на новом жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён был Храм и жертвенник его с песнями, с тимпанами, кимвалами и шофарами.

И весь народ молился и благодарил Всесильного. Так с весельем совершали обновление восемь дней, приносили всесожжения и возносили жертву спасения и хвалу. И украсили они переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами, и восстановили ворота и хранилища, и сделали для них двери.

Осквернённый храм был очищен, обновлён и освящён. В память этого события Иеhуда и братья его установили праздник Обновления Храма.

Вскоре по всей Иудее пронеслась радостная весть: ненавистный евреям Антиох Епифан тяжело заболел и в ужасных мучениях скончался. Но война ещё продолжалась, Армия Никанора, наместника нового царя на троне Селевкидов, Деметрия I, снова оккупировала Эрец Исраэль.

Никанор хотел захватить Иеhуду живым и, когда ему это не удалось, поклялся, что овладеет городом и сожжёт Храм.

Через три месяца (в 161 г. до н. э.) произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, армия Никанора потерпела поражение, солдаты его разбежались, сам он пал в битве. Этот день великой победы, 13 адара (пост Эстер), стал праздником для народа Израиля, и его назвали «Днём Никанора».

Рамбам пишет, что когда евреи вошли в Храм, нашли только один маленький кувшин ритуально чистого масла для Меноры, а этого было достаточно лишь на один день. Но, благодаря чуду, его хватило на восемь дней - пока не приготовили новое чистое масло.

По этой причине мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней, начиная с 25 Кислева, были днями веселья и благодарения Всевышнему, и чтобы зажигали светильники у входа в свои дома каждую из этих восьми ночей, дабы всем стало известно о чуде.
Похожие статьи