Предыдущая недельная глава описывает сверхъестественную болезнь под названием цараат (схожую с проказой).
Она поражала человека в наказание за сплетни о ближнем, даже если он говорил правду. Его высылали за пределы лагеря, где ему приходилось пребывать в одиночестве и думать о своем поведении.
В этой главе описан процесс очищения пораженного этой болезнью (мецора) после того, как он излечился от ее физических симптомов. К нему из лагеря выходил коэн и давал указания, как очиститься. Среди прочего, ему надлежало принести двух птиц.
В чем символизм этих птиц, и почему процесс очищения должен организовать коэн?
Рамбан (Мецора 14:4) объясняет, что птицы едят пищу человека и пьют его воду. Поэтому справедливо, чтобы теперь, когда ему нужно искупление, они ему помогли. Аналогично, коаним, которые постоянно занимались служением в Храме, не могли одновременно зарабатывать на жизнь и потому получали десятины от остального народа.
Поскольку их поддерживали другие, было справедливо, чтобы и они помогали другим, в частности, ‐ человеку, который нуждается в искуплении и очищении. Поэтому именно птицы должны были стать приношением и именно коэн ‐ организатором процесса очищения, чтобы таким образом выразить благодарность за оказанную им поддержку.
Каждый из нас, осознает он того или нет, постоянно получает поддержку и помощь от других. Ребенок ‐ от родителей, супруги ‐ друг от друга, любой человек в жизни ‐ от тех, на кого он обычно полагается. И если птица должна выражать благодарность тому, кто ее кормит, то человек ‐ тем более.
Особенно надо быть благодарным Б‐гу, Который поддерживает нашу жизнь ежесекундно, посылая нам каждую молекулу кислорода и каждую крошку еды. Сам Он ни в чем не нуждается, но по крайней мере поблагодарить Его надо. Каждый еврей называется йеуди. Это слово образовано от имени Йеуды, одного из двенадцати сыновей Яакова.
Это имя дала ему мать Лея как выражение благодарности (одаа) Б‐гу за Его милость. Сам Йеуда был известен способностью признавать собственную неправоту или задолженность. А в этом и заключается трудность выражения благодарности. Чистосердечно ее выразить может только человек, который осознал, что получил что‐то от другого, что должен другому, что не самодостаточен. Для этого надо быть правдивым и скромным, и не приписывать себе все успехи и достижения. Но именно в этом суть еврейства!
Недавно меня попросили дать группе совершенно нерелигиозных детей лекцию об иудаизме. Обдумывая, что сказать подросткам, незнакомым даже с элементарными понятиями нашей религии, я пришел к выводу, что можно говорить о выражении благодарности. Можно предложить им упражнение: три раза в день поблагодарить родителей или любого человека, от которого получили помощь.
Так можно прийти и к осознанию благ, полученных от Творца. В любом выражении благодарности содержится уступка: это достижение принадлежит не мне, не я это сделал, а кто‐то другой, и я признаю его добро. В конечном итоге человек должен осознать, что здоровье, богатство, статус и все остальные блага даны ему Б‐гом, и поблагодарить Его за это. В этом заключается еврейство.
Осознаем же, насколько мы в жизни полагаемся на Б‐га, признаем блага, полученные от Него и от других, и от всей души выразим благодарность!