|
Рав Адам Давидов

Комментарий р. Адама Давидова к главам Торы «Ницавим» и «Ваелех»

Комментарий р. Адама Давидова к главам Торы «Ницавим» и «Ваелех»

НИЦАВИМ

 

«Ницавим» значит – существуете, находитесь здесь.

Сказал Моше рабену: «Все вы ницавим» сегодня пред Г-сподом, Б-гом вашим…» (Дэварим 29:9). Сказал нам? А кто мы и где мы находимся сегодня, утром, днём, вечером, ночью, когда звёзды мигают над нашими домами? В чём смысл нашего существования, чем наша жизнь отличается от существования других людей и животных? Если не спрашиваем и не пытаемся понять, значит не ушли далеко от тех существ, которые живут только инстинктами.

Человек один, когда он сам по себе, подобен щепке, которую несёт бурное течение реки. А когда осознаёт свою связь с Б-гом и со своим народом, когда понимает, что он часть сложной духовной системы, которой управляет Творец мироздания, спокойно проходит все этапы жизни и доволен своей судьбой.

Мы «ницавим», находимся перед Ним, «перед Его глазами» сегодня, hайом (הַיּוֹם), в этот день, который начался от сотворения мира и продолжается до завершения его.

Поэтому Давид hа-мелех повторял днём и ночью: «Шивити Ад-най ле-негди тамид…» (Теhилим 16:8). То есть: «Всегда Б-г мой передо мной и мне не скрыться от Него».

Он видит каждое наше действие и слышит даже не высказанное. «Не лицеприятствует Он князьям, не пред­почитает богатого бедному, все подвластны Ему» (Иов 34:19). Создатель видит каждого человека насквозь, когда тот бодрствует и когда спит, когда болен и когда здоров, когда совершает в тайне подвиг или преступление.

Даже когда на нём генеральский мундир или он надел чёрный сюртук и большую шляпу важного раввина, видит всё то, что человек пытается скрыть от других людей.

– Есть среди вас и праведники, и злодеи: «…может быть есть среди вас корень, приносящий яд и полынь…» (Дэварим 29:17). Это было сказано в тот год, когда евреи готовились совершить восхождение Заповеданную Страну, однако это актуально для всех будущих поколений (Рамбан, «Дэварим» 29).

Сегодня очевидны все признаки эпохи Машиаха, всё то, о чём предупреждал рабан Гамлиэль: «Кнессет превратится в публичный дом, евреи, выселенные из своих домов, будут скитаться по стране и не найдут пристанища, мудрость знатоков Торы завоняет, богобоязненных возненавидят, лицо поколения станет, как лицо собаки, истина сокроется, а отстранившиеся от зла будут сходить с ума» (Дэрех Эрец Зута, гл. 10).

Сбываются благословения и проклятия, напрасно упорствует человек, говорит: «мир будет мне, хотя буду ходить по произволу сердца моего… И падёт на него всё проклятие, написанное в этой книге» (Дэварим 29:18-19).

Глава «Ницавим» о том, что все мы удивительным образом связаны и отвечаем за проступки наших соплеменников не только в одном поколении, но во всех – от сыновей Яакова до нас с вами. Моше рабену собрал мужчин и женщин, отцов и детей, князей народа и геров и дал последнее наставление, чтобы знали, что они навсегда стали поручителями друг за друга (Ор hа-хаим, «Ницавим» 9). Чтобы поддерживали друг друга жить по заповедям Торы и не принимали на себя чужие обязанности, не следовали чуждым законам, не ассимилировались в среде идолопоклонников.

Сегодня евреи составляют 0,02 % от всего населения земли, но война против евреев и за еврейские души идёт во всех странах мира. Евреи оказались не только перед лицом Всевышнего, но перед лицом всего человечества. Еврейский народ приобрёл огромный жизненный опыт, который оказался недоступен другим народам. Мы видели взлёты и падения, славные годы и годы позора. Ни один народ не выдержал бы тех страданий, которые пришлись на его долю.

На протяжение веков пытались развратить (по совету Билъама) или уничтожить евреев, или же лишить истории. И поэтому на развалинах Храма и над могилами еврейских пророков и мудрецов ишмаильтяне построили мечети, а Эрец Исраэль назвали Палестиной.

Ошибаются ищущие в заповедях мистическую тайну. Нет, говорит Тора, не на небесах она и не для особых и одарённых людей. Заповеди Торы – для каждого из нас. Чтобы наша жизнь сегодня, сейчас, была физически и духовно здоровой и богатой.

Сказал Коhэлет: «В конце концов, всё будет услышано, Всесильного бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом и состоит весь смысл сотворения человека. Ибо все дела Всесильный рассмотрит на Суде, включая всё потаённое, будь то хорошее или плохое» (Коhэлет 13:12)  

Создатель наш даёт надежду душе каждого человека, если он не законченный злодей. Милосердный, Он возвращает её в мир для исправления.

Раби Менахем Менаше в комментариях («Аhават хаим») на эту главу Торы приводит рассказ о праведном богобоязненном еврее по имени Йона, который посвятил себя изучению Торы.

Он пришёл к своему учителю, к Бааль Шем Тову и говорит: «Раби, тяжко мне, нет заработка и нет пропитания моей жене и детям. Научи меня, скажи, как обеспечить семью и учение моё не прерывать?

Ответил ему раби: «Скажу тебе, дорогой мой Йона, сегодня же отправляйся в город N и найди дом известного богача, господина N. Скажи ему, что я послал тебя, и получишь от него полное обеспечение для себя и для своей семьи».

Обрадовался Йона, и так как у него не было денег на дорогу, пошёл в тот город пешком. Добрался вечером, когда евреи после вечерней молитвы уже возвращались домой. Он вошёл в синагогу, где сидели старики и учили Тору. Помолился сам и спрашивает у них, знают ли они такого человека, богача, по имени N, и как его найти?

Удивились старики и отвечают, что человек, о котором он спрашивает, умер шестьдесят лет тому назад. Он был очень богат, все дома и магазины на центральной улице принадлежали ему. Но скупой был и гордый, в синагогу не ходил, общине не помогал, и работникам своим не доплачивал, и угнетал их бессердечным образом.

Опечалился Йона: «Неужели рав обманул меня или посмеялся надо мной? Не может такое быть!» Пришлось ему возвращаться с пустыми руками.

А когда вернулся, подошёл к своему учителю, хотел сказать ему: «Что же ты послал меня к человеку, который уже шестьдесят лет покоится под гранитной плитой?»

Но раби Бааль Шем Тов опередил его и говорит: «Ты был в том городе? Ты видел дворец? Ты видел, как богат был тот человек, к которому я послал тебя? Так знай, что всё это было твоим в то время, когда твоя душа была в его теле. Это твой гилгул (ренкарнация), твоя душа вернулась в этот мир для исправления. Поэтому ты теперь праведник и талмид-хахам, и для тебя нет другой жизни, как терпеть и страдать в этом мире. По милосердию Всесильного, благословен Он, твоя душа не вошла в Геhином и не наказана страшной казнью, каретом, устранением из мира».

Заповеди Его доступны каждому человеку, Он не даст сверх нашей возможности, было бы желание их исполнять. Есть заповеди, которые человек должен исполнять своим телом, например, для мужчин это – возлагать тэфилин, а для женщин – очищаться в водах миквы. И есть заповеди, которые обязан исполнять душой, любить Б-га, любить Эрец Исраэль, любить людей.

В зависимости от своих действий в этом мире, человек или навсегда погибнет, или приобретёт Олам hа-ба. У нас нет другого пути, как только полагаться на Б-га и служить Ему ради своего блага душой, сердцем своим и телом. Всё в нашей жизни связано воедино, семья, пропитание, здоровье, мир. Сказал Он: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло (Дэварим 30:15).

Среди нас есть немало таких, которые совершают проступки и преступления, добиваются богатства, славы и почёта и довольны сегодняшним днём. Они не знают, что Всесильный позволил им получить всё это только на один длинный день. А потом полное исчезновение и сгорят их души, пропадут навсегда.

«Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Дэварим 30:19).

Исполняй свои обязанности перед Б-гом, и во имя служения Ему люби свою жену, своего мужа, люби своих детей, своих родных, свой народ, беспокойся о благополучии их и защищай от врагов. И тогда «Благословит тебя Г-сподь с Цийона и увидишь благополучие Йерушалаима во все дни жизни твоей. И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир над Израилем» (Теhилим 128:5-6).


ВАЕЛЕХ

 

«И пошёл Моше, и говорил эти слова всему Израилю». Куда пошёл он от евреев, которые стояли и слушали последнее наставление своего вождя? Раньше мы читали: «И сказал Моше» или «И говорил Моше», а теперь: «Пошёл». Так говорят о том, кто уходит в «другой мир».

В рош ходеш месяца Шват Моше рабену узнал о скорой своей кончине. Он собрал старейшин и глав колен Израиля и объявил, что после него вождём еврейского народа станет его ученик Йеhошуа бин Нун.

С первого дня месяца Шват до седьмого Адара Моше рабену читал книгу Торы старейшинам и вождям народа, читал то, что ночью писал на отбеленном пергаменте.

Ночью он молился и просил Всесильного: «Дай мне перейти, и увижу я эту хорошую страну, что по ту сторону Ярдэна, прекрасную гору и Ливанон!» (Дэварим 3:25).

Шестого Адара Всесильный сказал ему: «Взойди на вершину Писги, и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдёшь ты этот Ярдэн! Дай повеления Йеhошуа, и укрепи его, и утверди его, ибо он встанет во главе народа этого и он завоюет для них страну, которую ты видишь» (Дэварим 3:27-28).

Рано   утром 7 Адара Моше рабену призвал своего верного и любимого ученика Йеhошуа бин Нуна. Они вошли в Шатёр Откровения (Оhель Моэд), Моше рабену возложил на голову Йеhошуа обе руки, благословил и передал ему от себя Божественную энергию.

Они вышли из шатра, Йеhошуа бин Нун остался у входа, а Моше рабену пошёл к горе Нево. Тысячи глаз смотрели вслед, но никто не мог сдвинуться с места, и никто не мог произнести слово, пока он не исчез среди горных скал.

И оставил он сынам Исраэля песню своё завещание, песню «hа-АЗИНУ» и Тору, которая подобна дождю, питающему благодатную почву. С ней еврейский народ возрождается к жизни после каждого бедствия.

 

hААЗИНУ – БЭРАХА

ПОСЛЕДНИЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

 

Всевышний, называл Моше рабену Своим доверенным служителем, буквально, человеком Б-га (Бэмидбар 12:6-7). Он говорил с Моше лицом к лицу, внимал и принимал его молитвы (Дэварим 34:10). Но отказался исполнить две его просьбы: чтобы вошёл в Эрец Исраэль, и чтобы знал день своей смерти (Пиркей дэраби Элиэзер 54)

Творец создал Землю, духовную сущность мироздания, и Вселенную – материальный мир, где проявляется и действует душа. «Не для пустоты сотворил Он ее; Он образовал ее, чтобы населить» (Ишаяhу, 45:18).

Он создал человека, и Земля стала для него колыбелью и обителью. И Он Сам даёт нам убежище, где же ещё нам искать защиту? Сказал царь Давид: «Бог будет хранить тебя, когда ты отправляешься в путь и когда станешь возвращаться, – отныне и вовеки» (Теhилим 121:8). Родился – отправился в путь, а когда умер – вернулся.

«Человек пребывает как бы посреди битвы, поскольку все обстоятельства человеческой жизни, как лучшие, так и худшие, ставят его перед испытаниями» (Рамхаль, Месилат яшарим 1). Создатель наш даёт испытание каждому человеку. Сказал мудрый царь Шеломо: «Праведника и злодея судить будет Всесильный, ибо своё время для каждой вещи, и за каждое деяние судить будет там» (Коhелет 3:17). И Он приводит человека к раскаянию.

Сокрушался Иов: «Вспомни, что жизнь моя – дуновение, не придётся уже глазам моим видеть доброе» (Иов 7:7). Может быть, если бы человек знал срок своей жизни, был бы мудрее. Поторопился бы исполнить всё, что задано ему Творцом и исправил себя к возвращению.

Кто этот человек?

Праведник, пребывающий с Всевышним на высотах Его. Это о нём сказано в мидраше: «Сердце его (праведника) полно любви» (Шир hаширим 3:10).

Утром после сна он осознаёт себя в этом мире и говорит: «Благодарю Тебя Царь живой и сущий, что по милости Своей Ты возвратил мне мою душу, велика вера Твоя».

Творец питает каждого, но наш хлеб, наше главное наше богатство – мудрость Торы, которую мы заслужили за наш труд и за наши страдания в этом мире.

Позорно быть рабом человека. Евреи ушли от позора, ушли из Мицраима, чтобы не служить египтянам, чтобы быть свободными и служить Творцу. Он назвал Моше рабену Своим рабом, но мы все Его рабы, когда трудимся для Него. Мудрый человек понимает, что невозможно отказаться от Его заповеди, как пытался сделать Иона сын Амитая, (Книга Ионы).

Нет лучшей доли, нежели быть рабом Творца, исполнять Его волю и трудиться над Торой всю свою недолгую жизнь. «Все твои (Израиль) сыновья будут постигать (Мудрость) Всевышнего, и велик будет мир для твоих сыновей» (Йешаяhу 54:13).

Моше рабену поднялся на вершину Писги, что напротив Иерихона и увидел всю страну Эрец Исраэль. Моше рабену увидел «Всю землю Нафтали, и землю Эфраима и Менаше, и всю землю Иеhуды, до крайнего моря. И юг, и область долины Иерихона, города пальм, до Цоара…

Всесильный показал ему в пророческом видении историю еврейского народа – строительство и разрушение Храмов, войны и погромы, величие еврейских учителей и праведников, освятивших Имя.

Раши в комментариях на эту главу писал: «Всевышний показал Моше рабену всю Святую Землю от края до края и жизнь поколений в этой стране и в странах изгнания. Показал грядущие войны и избавление, показал возрождение Израиля, и показал нас с вами. И приход Машиаха показал.

Тогда успокоился Моше и лёг в могилу, которая была готова для него ещё с первых шести дней творения».

И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав… 7 Адара 2488 года (1272 г. до н.э.). И никто не знает места погребения его до сего дня... А Моше было сто двадцать лет, когда он умер: не притупилось зрение его, и не истощилась свежесть его. И оплакивали его сыны Израиля в степях Моава тридцать дней, а когда окончились дни траурного оплакивания Моше, преисполнился Йеhошуа, сын Нуна, духом мудрости, ибо Моше возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израиля, и делали так, как Б-г повелел Моше. И не было в Израиле пророка, подобного Моше…» (Дэварим 34:1-10).

«И НЕ БЫЛО БОЛЕЕ ПРОРОКА В ИЗРАИЛЕ, ПОДОБНОГО МОШЕ, КОТОРОГО ЗНАЛ Б-Г ЛИЦОМ К ЛИЦУ... И ПО ВСЕМ МОГУЧИМ ДЕЯНИЯМ, И ПО ВСЕМ СТРАШНЫМ СВЕРШЕНИЯМ, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛ МОШЕ НА ГЛАЗАХ У ВСЕГО ИЗРАИЛЯ».

Каждый год евреи отмечают день его памяти, «йом зикарон», усиленным изучением Торы и добрыми делами.

Перед смертью он написал 13 свитков Торы, один поместил в ковчег Завета, а остальные передал главам израильских колен. Повелевающая заповедь Всевышнего, которую Он дал через Моше-рабену, – каждый еврей обязан переписать себе свиток Торы.

Сказали наши мудрецы: «Тот, кто сам написал свиток Торы, как будто получил её с горы Синай». А если он не может написать сам, то обязан купить или заказать, чтобы для него написали (Менахот 30а).

Сказал Рава: «Даже если родители оставили человеку свиток Торы, не отменяют заповедь – написать для себя, как сказано: напишите себе эту песню» (Санhедрин 216). В соответствии с hалахой, писать может только тот, кто изучил сложные законы письма и получил соответствующее разрешение. А другой может нанять его и это равносильно тому, как будто переписал сам.

Можно купить уже готовый свиток, весь, или сообща с другими евреями.

Некоторые считают, что не только свиток, но и Пятикнижие, Хумаш, отпечатанный в типографии.

Прощаясь с евреями, Моше рабену завещал, чтобы в Эрец Исраэль вожди народа сами ежегодно читали Тору для всех евреев, для мужчин, женщин и детей. В настоящее время пока ещё нет Храма и у нас нет достойного вождя, мы читаем Тору в синагогах. В шабат читаем недельную главу, а в йом шени (понедельник) и в йом хамиши (четверг) – первую часть главы. Ибо не должно быть у нас перерыва, более трёх дней без Торы.

«Когда Имя Б-га произносить будете, воздайте славу Всесильному нашему!» (Дэварим 32:3). Когда слышим благословение, обязаны ответить "Амен". Сказал рабби Иеhуда, что отвечающий "Амен" дороже Творцу, чем благословляющий (Зоhар "Ваелех" 285:71).

Не бывает в святом языке, в «лашон hа-кодеш», слов из одной буквы, исключение – шестой стих тридцать второй главы книги Дэварим («hаазину»). Буква «ה – hей», короткое слово, произносимое с выдыханием, как будто жизнь уходит и возвращается вновь.

Эта буква величайшая из 22 букв алфавита. Она имеет форму склонившего человека, эта склонённая буква приняла на себя вину и прегрешения народа Израиля, который погубил себя и потерял Шэхину, божественное присутствие в своей среде (Мидраш Тальпиот).

И ещё сказал рабби Акива, что в ней сила Творца, этой буквой Он сотворил мир. Поэтому нам дано предупреждение: «Когда откажетесь от заповедей Торы – погубите себя». Буквы непроизносимого Имени – основание для Суда и Милосердия.

Все слова Торы, все её знаки «это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни ваши на земле» (Дэварим 32:47) Поэтому враги намерены лишить евреев Торы. Хас вэ халила! Тот из евреев, кто помогает им, сам погибнет.

«Не бойся, Земля, радуйся и веселись, ибо преумножил Он деяния добрые Свои» (Йоэль 2, 4:21).

Бэраха, благословение, спустилась от Творца к Адаму, от Адама к потомкам его. Отец перед смертью благословляет детей, учитель – учеников, вождь – свой народ.

Яаков-авину перед смертью привстал на своей постели и взглянул с тревогой на детей, на свою семью, которой суждено стать народом Израиля. Дети поняли, о чём болит его душа, и сказали хором: «Шма Исраэль! Ад-най Эло-ну Ад-най Эхад!»    Будь спокоен, отец, мы Всесильному нашему навсегда верны.

Уходит Моше-рабену, поднялся на высоту, откуда нет возврата в этот мир. Что бы мы чувствовали на его месте? Страх, что навсегда оставляем жизнь среди близких людей и дорогих сердцу вещей?

Моше-рабену прощался и дал последнее благословение многомиллионному народу. Из потомков семьи Яакова он создал этот народ по велению Творца. Воспитал его, вдохновил на новую жизнь, привёл к Святой Земле.

Благословляя поимённо каждый еврейский род, Моше-рабену утвердил многообразие и богатство всего народа. У каждого свои достоинства и недостатки. У Леви – упорство в изучении Торы и в сохранении связи с Творцом.

У Иеhуды – сила и праведность еврейского народа. Род Иеhуды дал миру царей: Давида и Шломо. Машиах тоже из рода Иеhуды.

Каждый род, каждая еврейская община, подчиняясь единым законам Творца, выработала свои традиции. Не станем спорить чьи традиции ближе к истоку, ашкеназские, сефардские, йеменские, горские и т.д. Мы плодоносящие деревья в саду Творца, где у каждого плода свой запах и свой замечательный вкус. Поэтому сказали наши учителя, что евреи обязаны следовать традициям своих отцов. А тот, кто не знает или не помнит, из какого он рода, пусть следует традициям своего учителя.

Письменная Тора завершается словом «Исраэль» (ישראל) и буквой «Ламед». Устная Тора, Мишна (Бэрахот), начинается со следующей буквы, с «Мем» (מאימתי). Так в Альфа-бета «Мем» следует за «Ламед». Жизнь продолжается. День за днём мы учим Устную Тору, а завершив главу «Зот hа-бэраха», в день Симхат Тора, возвращаемся к началу и читаем главу Бэрешит.

Об этой главе евреи и не евреи написали множество исследований.

Открывая свиток Торы, мы видим, что первая буква «Бет» (ב) больше остальных. Как мы знаем, создавая Мир, Творец использовал буквы священного языка. Каждая из них имеет глубокий смысл и составляет Имя Творца. Букву «Бет» Он расположил вначале, так как именно по её форме создал этот мир, открытый только в одну сторону (Отиёт дэ рабби Акива).

Шесть дней созидания Вселенной завершились сотворением Первого Человека. «Адам Ришон явился в мир, – говорит Раши, – в роли назначенного Творцом правителя. Мир был подготовлен к его приходу».

Далее: «И сотворил Б-г человека в его образе...» В форме, предназначенной для него (для его формирования). Ибо все было сотворено речением, а он (человек) был сотворен руками (т.е. действием), как сказано: «И возложил на меня руку Твою» (Теhилим 139:5).

Сказал рабби Иhошуа бен Пази (Йерушалми, Назир 67): «Сотворён Адам из земли, взятой в том месте, где потом Авраам построил жертвенник».

И сотворил Всесильный человека по образу Своему... Уделил Всесильный Адаму от Своей Души. В имени Адам Алеф (א) – Душа, Дам (דם) – кровь, здесь осуществляется крепкая связь духовной сущности с материальной, разрыв этой связи приводит к смерти.

Что значит создал по образу Своему? Наделил человека способностью творить. Наделил способностью мыслить и творить, владеть словом и творить, и участвовать вместе с Творцом в совершенствовании созданного мира.

Спросила женщина у рабби Акивы:

– Евреи утверждают, что деяния Творца совершенны, так ли это?

– Так, – ответил рабби.

– Почему же вы исправляете его деяние и делаете мальчикам обрезание?

– Ешь ли ты сырую пшеницу? – спросил рабби.

– Нет, конечно, человек не животное, чтобы есть сырую пшеницу. Её перемалывают в муку, а потом пекут хлеб.

– Ты права, – сказал рабби Акива, – Творец дал нам возможность участвовать в созидании, завершить свои творения. Поэтому дал заповедь брит-мила.

Творец подарил евреям особый день, который следует выделить из общего числа. После шести дней активного созидательного труда для его духовного наполнения наступает шабат. Исполняя заповеди субботы, евреи совершенствуют Его Творение. Такая почётная и радостная обязанность!

Творец создал этот мир, привёл его в движение и вручил человеку. Будем достойны Его доверия. Будем достойны имени – Человек.

Творец создал этот мир, Олам hа-зэ, привёл его в движение и вручил человеку. Будем достойны Его доверия. Будем достойны имени – Человек.

Благословит Всесильный народ Израиля в Новом Году на мир и благополучие и даст каждому здоровье, любовь и уважение.

Амен.

Похожие статьи