• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 63.95
    71.13
    18.02
    Недельные главы
    Рав Адам Давидов

    Комментарий рава Адама Давидова к главе Торы «Ки таво»

    Читаем: «И будет, когда ты войдёшь в эту страну, которую Г-сподь, Б-г твой, даёт тебе в удел, и наследуешь, и поселишься здесь, то возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, даёт тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберёт Г-сподь, Б-г твой, чтобы там пребывало имя Его» (Дэварим 26:1-2).

    Что значит «войдёшь в эту страну?» Когда мы входим в пределы Эрец Исраэль, должны говорить, что не пришли, а поднялись, ибо эта страна – духовная вершина, возвышающаяся над всеми странами, над всей планетой. Именно поэтому все народы стремятся изгнать евреев и овладеть ею.

    Подъём, восхождение на иврите называется «алия», первую «алию» в страну, унаследованную от Яакова Исраэля, евреи совершили с Йеhошуа бин Нуном 10 Нисана 2488 года (от сотворения мира). С тех пор эта страна называется «нахалат Яаков – Эрец Исраэль».

    В 3205 году ассирийцы захватили всю северную область страны и увели в изгнание 10 колен народа Израиля. В 3327 году армия Навухаднэцара оккупировала Эрец Исраэль, и 70 тысяч богатых и знатных евреев были угнаны в Бавель. В 3338 году солдаты под командованием Навузарадана вырезали почти всех жителей Йерушалаима и сожгли Храм, возведённый царём Шеломо.

    Но в 3408 году изгнанники вернулась в Эрец Исраэль и отстроили Храм.

    Это была вторая «алия», возвращение народа Израиля, восхождение на Святую землю.

    Четыреста двадцать лет спустя, в 3828 году после долгой кровопролитной войны римляне полностью разрушили Второй Храм, разрушили и перепахали город Йерушалаим. Миллионы евреев были убиты, порабощены или бежали в чужие края. И началось рассеяние народа Израиля по всему миру.

    В память о Божественном присутствии, о Шехине, под горой Мория осталась Западная стена Храма, Стена Плача. Только немногим удавалось прислониться к её немым камням и омыть их своими слезами.

    Прошло ещё 569 лет и на том месте, где был Бет Микдаш, святой Храм Йерушалаима, захватчики из арабских стран возвели свою мечеть. С тех пор доступ для евреев туда закрыт.

    «Алия» возобновилась  в 1882 году (по европейскому летоисчислению), когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе. В то время Святая Земля, которую римляне назвали Палестиной, была провинцией Османской империи. Около 35 тысяч евреев прибыли сюда с 1882 по 1903 год.

    Это была уже третья «алия».

    В 1903 году начались погромы в Российской империи. Невольно создаётся впечатление, что народы разных стран соревновались и сегодня соревнуются – кто проявит большее зверство к изгнанникам.

    Около 40 тысяч евреев из Восточной Европы совершили четвёртую «алию» с 1904 по 1914 год.

    В 1929 году власть в Германии захватили нацисты. Это стало началом мировой войны и тотального преследования и уничтожения евреев Европы. За период с 1929 по 1939 год 250 тысяч евреев сумели совершить пятую «алию».

    В последующие годы, несмотря на противодействие Британии, во время войны и после войны до 1948 года, до образования государства Израиль, к первым беженцам присоседилось ещё 110 тысяч евреев.

    В это время умножились преследования евреев в странах ислама, вся земля там была полита еврейской кровью. Евреи спасались от бесконечного арабского беспредела, шли из Йемена, Ирака и Ирана пешком через пустыню, добирались из Северной Африки по морю и по воздуху. До конца 1951 года 690 тысяч человек совершили уже шестую по счёту «алию».

    В семидесятых годах 20-го века началась «алия» из Совесткого Союза. Она проходила в два этапа, первый был ограниченным и вскоре иссяк из-за противодействия советских властей, а второй, самый мощный за все годы рассеяния, начался в 1989 году.

    После развала советской империи дорога для евреев на родину открылась полностью. Эта восьмая «алия» стала спасением не только для евреев, но и для беженцев из других народов, принявших иудаизм и нашедших дом в Израиле.

    Заповедь жить в Эрец Исраэль равна по важности всем заповедям Торы (Сифри), запрещается покидать её, чтобы жить в другой стране (Тосефта, Авода зара, 5:2). Мишна говорит, что любой может заставить переехать в Эрец Исраэль, но никто не может заставлять других покинуть её (Кэтубот 110б).

    Иноплеменники, в том числе арабы, могут жить на Святой Земле, если станут соблюдать «семь заповедей Ноаха». Если откажутся от идолопоклонства, богохульства, убийства, если не станут есть от живой плоти, если откажутся от разврата и воровства, если признают законны суда. Но если совершают любое из этих преступлений, их следует немедленно изгнать.

    А евреи обязаны исполнять здесь 613 заповедей, как сказано в Торе: «И Г-сподь превознёс тебя ныне, чтобы ты был Ему особым народом, как Он говорил тебе, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его» (Дэварим 26:18). Это значит, что если евреи будут соблюдать заповеди, Творец сохранит их и умножит на земле.

    В настоящее время нет Храма, и мы не можем приносить первые плоды своих садов и полей. Но мы должны беречь землю, которая нас кормит, ухаживать за ней, защищать от врагов. Эрец Исраэль предъявляет к евреям особые требования, благословен тот, кто принимает их и проклят отвергающий слова своего Создателя.

    Праведные иноверцы признают за евреями право на эту страну. Например, шейх Ахмад Адван, арабский учёный исламист из Иордании, написал на своей личной странице в Facebook, что Аллах предназначил Святую землю детям Израиля до Судного дня. К сожалению не все евреи понимают, что их безопасность и личное благополучие зависят от того, с какими намерениями они готовы жить на этой земле.

    После Дарования Торы евреи были очень близки к Творцу. «Хлеба вы не ели и вина и шэхара вы не пили, дабы знали, что Я Г-сподь, Б-г ваш» (Дэварим 29:5). Евреи были полностью освобождены от всех материальных забот, ман и вода из колодца Мирьям поддерживали их святость на высоком уровне. Одежды их не ветшали, обувь не снашивалась, так как они полностью доверились Божественному Провидению.

    Наше время называют «йерида» – спуск. Праведники, как звёзды поднимаются к небесам, а народы земли спускаются по ступеням духовной деградации. Еврейские мудрецы предупреждали: «Перед приходом Машиаха все государства погрязнут в неверии, и не будет упрёка» (Бавли, Сота 49-б).

    Сбываются слова Раши о том, что не будет человека, который мог бы показать им злые поступки их. И не сможет один упрекнуть другого, ибо тот скажет ему: «Ведь ты такой же!»

    В наше время сыны Израиля потеряли ощущение присутствия Б-га в этом мире и «создали государство неверующих, подобное прочим на земле» (Рафаэль Айзенберг, «В конце дней», гл.3). Если Израиль перенимает мерзкие обычаи других народов, значит, совершает «хилул hа-Шем», осквернение Имени.

    «И сказал Моше и священники левиты всему Исраэлю так: внимай и слушай, Исраэль! Ныне стал ты народом Г-споду, Б-гу твоему» (Дэварим 27:9). Когда двенадцать семей, двенадцать колен получили Тору, заповеди, стали они единым народом. С тех пор «Господин, благословен Он, поставил направление всего творения и его возвышение в зависимость от деяний Израиля» (Рамхаль, «Дэрех Ашем» 4:9)

    Поэтому левиты с горы Эйвал провозгласили проклятие тому, кто делает идолов, злословит отца своего и мать свою, сдвигает межу (границы своего владения), сбивает слепого (человека, не знающего законов) с пути, проклятие тому, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову, тому, кто развратничает, насилует и убивает. «Проклятие тому, кто не осуществит слов закона этого исполнением их» (Дэварим 27:11-26).

    Откроем книгу «Эйха», её невозможно читать без душевной боли. А перед нашими глазами, как на экране, дети, зарубленные арабами Хеврона, газовые камеры плотно набитые раздетыми женщинами, хасиды, живьём замёрзшие в урановых рудниках России... В ужасных проклятиях главы «Ки таво» – предупреждение на будущее, проклятия, которые сбывались и сбываются.

    Творец объясняет людям причину несчастий, надо быть очень упрямым, чтобы не понять Его.

    Все евреи, женщины и мужчины, добрые и недобрые, верующие и неверующие, богатые и бедные, умные и глупые, рыжие и черные, все евреи (европейские, азиатские, горские, заморские), где бы они ни жили, состоят в одной связке. Напрасно они извиваются, кричат и пытаются оторваться друг от друга.

    За преступления одних – проклятия ложатся на всех. «Сказал раби Иеhуда: "Израиль будет избавлен только в том случае, если совершит «тшуву», но придёт он к этому лишь через бедствия, скитания и голод» (Пирке дэ раби Элиэзер 3).

    Бейте себя в грудь и читайте видуй! Раскаивайтесь за ложь, за обман, за грабёж, за насилие, за разврат в нашем народе!

    Следует бить себя по губам за то, что наши евреи ели свинину и «невела» (мясо убитого животного). Бить себя по щекам за то, что пошли в услужение к Эсаву и Ишмаэлю, за то, что ненавидели друг друга, за то, что не учили детей Торе, за то, что позорили своих родителей.

    Главы Торы "Ки тецэ" и "Ки таво" всегда читаем в месяце Элул, перед Рош hа-Шана, перед Днём Страшного Суда. Еврейский народ, созданный самим Творцом, в состоянии раскаяться и вернуться к исполнению Его законов. Из страдания возрождается любовь к Творцу и желание быть достойным Его благословений.

    Мы скорбим о тех, которые не боятся Б-га и не просят у Него прощения. Их беда не в том, что они могут внезапно обнищать, заболеть, стать жертвой аварии или утонуть, кого-то из них ждёт ужасное наказание – карет, полное уничтожение души.

    Если ты не враг себе, сделай учёт, «хешбон» в оставшиеся дни до Рош hа-Шана, подсчитай «приход» и «расход» в бухгалтерии души. С раскаянием, с молитвой, только они имеют значение в это время.

    Рав Саадия Гаон и Рамбам, рассматривая вопрос о молитве в пору бедствия, со всей очевидностью утверждают, что молитва есть не что иное, как средство возвращения человека к Б-гу. Молитва должна идти от чистого сердца. Как сказано: «У кого руки не загрязнены и сердце чисто» (Теhилим 24, 4).

    Не проклятие, а благословение мы ждём с Небес. «Чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал, для восхваления, для славы и для величия, и чтобы был ты народом святым у Б-га, Всесильного твоего, как Он обещал» (Дэварим.26:19).

    Не стоит смущаться этими словами Торы, которая обещает нам возвращение к святости и поднимает над другими народами. Творец дал нам трудное и опасное задание – исправлять этот мир. Исправляя себя, мы исправим и улучшим человечество.

    Г-споди, дай силы Твоему народу!

    Комментарии