|
Рав Адам Давидов

Комментарий р. Адама Давидова к главе «Бэрешит»

Комментарий р. Адама Давидова к главе «Бэрешит»

БЭРЕШИТ

 

Физики объясняют происхождение мира, как внезапное событие, как Большой Взрыв, когда некий субстрат, исходный продукт, сжатый до невообразимо малой величины (10–35 – Планковская длина), который внезапно взорвался, и в результате взрыва материя этого вещества стала заполнять расширяющееся пространство.

Американский физик Стивен Хокинг писал в 1967 году, что результаты наблюдений подтверждают предположение о том, что Вселенная возникла в определённый момент времени. Однако сам момент начала творения, сингулярность, не подчиняется ни одному из известных законов физики.

Нет смысла стучаться в открытую дверь, когда Тора прямо говорит, что отправной точкой, с которой начался мир, явилось решение Творца. Те серьёзные учёные, которые не стеснялись опираться Тору, приблизились к пониманию сложных процессов, происходивших во время образования Вселенной.

Первая глава «Бэрешит объясняет»: «В начале сотворил Эло-им небо и землю» (בְּרֵאשִׁית, בָּרָא אֱל' אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ), в другом переводе: «В начале сотворения…». Слово «решит» в оригинале следует читать, как «решут», как волеизъявление Творца. Он, Благословенный, Своими силами создал Вселенную и управляет всеми процессами в её существовании. Поэтому Имя Его – Эло-им, то есть Всесильный, но далее, в результате развития событий, Он –  Ад-най Эло-им.

Тора не открывает нам весь процесс происхождения Вселенной, но Моше рабену был посвящён в её тайну и передал эти знания по цепочке еврейским мудрецам, которые удостоились содействовать божественному влиянию на события в сотворённом мире.

Весь процесс творения разделён в книге Бэрешит на семь дней-этапов. Началом было создание духовного мира – hа-Шамаим, Небес, и физического мира, материи – hа-арец, Земли. То, что было названо Шамаим, Небесами, – место, где пребывает Суд. Из этих двух источников вышла живительная вода, маим, заполнившая земные водоёмы.

 Мироздание с ближними и далёкими мирами – мир материальный и мир духовный. «Премудрость выстроила свой дом, вытесала для него семь столбов» (Мишлей 9:1). На семи столбах, на семи опорах держится этот дом. На учении, на служении Творцу, на благодеянии, на правосудии, на правде, на мире. Седьмая и главная опора мироздания – праведник. «Семь столбов, – сказал Раши, – это семь дней Творения».

Творец создал Вселенную с множеством звёзд и планет, создал Землю с горами, лесами и реками на ней, с обилием растительного и животного мира. Создал для человека, который «будет наслаждаться Его благом» (Рамхаль, «Путь Творца», 2).

Поэтому мы исследуем последний этап (шестой день), появление человека на земле.

В первой половине шестого дня Творения, в эрев шабат, в последний день месяца Элул, перед открытием мира, которое мы называем Рош hа-Шана, был создан животный мир, а во второй половине за 12 условных часов до шабата – человек. Именно для него свершились все предыдущие этапы по строительству мироздания, где он должен хозяйничать от Имени Творца.

Уделил Всесильный человеку от Своей Души. «И сотворил Всесильный человека по образу Своему...» Человек был создан из всех элементов земли. Сказал рабби Иеhошуа бен Пази: «Сотворён Адам из земли, взятой в том месте, где потом Авраhам построил жертвенник» (Йерушалми, «Назир» 67).

Всё, что было создано раньше, было сотворено словом Творца, а человек был сотворён действием, как сказано: «И возлагаешь на меня руку Твою» (Теhилим 139:5). Имя человека – Адам (אדם), где буква Алеф (א), духовная сила Творца, соединена с Дам (דם), с кровью, то есть с животной силой. Когда уходит кровь – уходит душа из тела.   

«В первый час Всесильный собрал прах, во второй час замесил его, в третий – оформил части тела, в четвёртый – вдохнул в него душу, в пятый час поставил на ноги, в шестой – человек дал названия животным, в седьмой час была отделена Хава, в восьмой – была получена заповедь не есть плоды с Дерева Добра и Зла, в девятый – Адам сблизился с Хавой, в десятый – они вошли в Ган Эден и нарушили заповедь о плодах, в одиннадцатом часу состоялся суд и был вынесен приговор об изгнании, в двенадцатом часу Адам и Хава покинули Ган Эден» (Пиркей дэ-раби Элиэзер 11).

Адам был создан цельным в двух ипостасях, мужской – эцем захар (עצם זכר), и женской – эцем некева (עצם נקבה), был он андрогенус («Зер Заhав»), и он был велик от края до края Вселенной (Бавли, «Хагига», 12а). Когда он увидел и узнал поимённо все духовные создания, малъах Разиэль спустился к нему и стал его учителем (Сефер Разиэль).

Малъах Разиэль написал для него книгу «Сефер hа-ацилут», показал ему связи между причинами и событиями в мире, объяснил назначение каждого органа и каждой жилы в теле человека, показал все последующие поколения и события, которые произойдут в истории человечества, и объяснил причину страданий Иова. Адам изначально был свободен от йецер hа-ра, от влечения к греху, тем не менее, когда узнал, какое будущее ожидает  его наследников, дважды в день до самой смерти читал видуй и раскаивался за их грехи (Рут hа-неэлам).

Адам принял от Разиэля тайны Устной Торы и передал из уст в уста своему сыну Шету, а Шет своему сыну и так далее. И ещё Адам получил «Сефер hа-йецира», Книгу Созидания (Мидраш Тальпиот, «Анаф Адам hа-ришон»).

С тех пор глубоко в душе каждого нормального человека во всех поколениях, и в нас с вами, хранятся тайны каббалы. Так глубоко, что мы не в силах извлечь их, и только великие праведники, поднявшиеся на ступень к величию Адама, могут получить к ним доступ.

По замыслу Творца мир был создан полярным, где противоположности стремятся друг к другу. Свет пытается овладеть тьмой, а тьма стремится поглотить свет, день стремится к ночи, а ночь покоряется дню, положительные и отрицательные заряды взаимно притягиваются, а животный мир подчиняется взаимному влечению мужских и женских особей.

После того, как Творец вдохнул в своё последнее творение душу и дал ему имя Адам, Он, Благословенный, разделил его на две половины, где мужская – Адам, а женская – Хава и ввёл их в Ган Эден.

Ваяпель Ад-най Эло-им тардэма аль Адам ваиишан ваиках ахат мицал'отав ваисгор басар тахтав. Это предложение следует читать так: «И ввёл Г-сподь Б-г Адама в транс и, когда он уснул, взял одну из сторон его и закрыл плотью» (Бэрешит 2:21).

Почему же это переводят, как изъятие ребра из тела Адама? Ошибка вкралась из-за неверного христианского перевода Торы на европейские языки, в том числе и на русский. Однако тардэма (תַּרְדֵּמָה) не сон, а оцепенение, особое состояние, транс (оцепенелость), а цела (צלע) не только ребро, но ещё: сторона, бок, грань. Точно так значение слова эцем (עצם) не только кость, а также предмет, объект, существо, сущность, суть. Христиане назвали Тору Библией и исказили её содержаание. 

Ошиблись они при переводе слова керен, которое имеет два варианта: рог и луч. Когда Моше рабену спустился с горы Хорев, от его лица וְהִנֵּה קָרַן, עוֹר פָּנָיו)) исходили лучи (Шемот 34:30). Микеланджело высек скульптуру рогатого Моше потому, что в христианском переводе лучи стали рогами.

Адам и Хава были составлены из двух противоположностей, «а именно: из разумной и чистой души и земного и тёмного тела» (Рамхаль, «Путь Творца», 3). Творец вложил огонь, эш, (יש) в их души, дал  Адаму от себя букву йуд (י), а Хаве букву hей (ה). Все буквы лашон hа кодеш, иврита, участвовали в творении, но сам мир был создан этими двумя: йуд и hей. С тех пор иш (איש), мужчина,  и иша (אשה),  женщина, живут благополучно, пока не теряют подарок Творца, а когда остаются только алеф (א) и шин (ש), огонь раздора сжигает их  (Пиркей дэ-раби Элиэзер 12).

Рабену Ихиэль объяснял почему Адам дал своей жене имя Хава, а не Хая. «Адам не знал язык животных, а Хава знала и кормила их, когда они просили есть» (Мидраш Тальпиот «Анаф Хава»).

Имя её – Эм коль хай (אם כל חי), она Мать для всех живых. Как только Хава была отделена от Адама, Всевышний дал ей 70 украшений соответственно семидесяти граням Торы, сделал в ней 13 исправлений соответственно 13 правилам толкования Торы и вручил ей 6 одежд соответственно шести разделам Мишны. После этого Адам и Хава вошли в Ган Эден (Зоhар Хадаш, «Бэрешит»).

«И произрастил Г-сподь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла» (Бэрешит 2:9).

В центре Ган Эдена росло необычное дерево жизни и дерево познания добра и зла. «Раби Аба от имени раби Хиа сказал, что это действительно было дерево, вернее два дерева в одном» (Зоhар «Маамар Ган Эден»). Дерево жизни было чрезвычайно высоким, ствол его был необыкновенной толщины, а корни его расползлись глубоко под землёй по всему саду. И от него выросло дерево познания добра и зла. Сказали мудрецы, что дерево познания добра и зла обвивало дерево жизни (Меам лоэз). 

Всевышний дал человеку две заповеди, повелевающую: «от всякого дерева сада ты можешь есть» и запрещающую: «от дерева познания добра и зла, – не ешь от него…» (Бэрешит 2:16-17). Вкусив от этого плода, человек приобретает йецер hа-тов и йецер hа-ра, созидательную и разрушительную силы. Но так как он свободен в своём выборе, может избрать зло, разрушающее мир, созданный Творцом.

Высшие духовные существа опасались оказаться в подчинении у первых людей на земле. Поэтому великий малъах Самаэль велел змею Нахашу совратить их, чтобы лишить особого положения и власти. «Мужчина твёрд в своих убеждениях, а женщину смутить легче, – подумал Нахаш, – если я смогу совратить Хаву, она заставит Адама нарушить запрет, и Всесильный лишит его жизни, а Хава достанется мне» (Пиркей дераби Элиэзер).

«Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Г-сподь Б-г. И сказал он женщине: вот сказал Б-г, чтобы не ели ни от какого дерева в саду» (Бэрешит 3:1).

Ответила Хава, что в саду много хороших плодов, которые она и муж её могут есть, но к одному из деревьев им нельзя прикасаться, и нельзя есть его плоды. «Нельзя прикасаться к дереву? – удивился Нахаш, – вот я касаюсь, и ничего со мной не происходит, потрогай этот плод, чувствуешь, как он замечательно пахнет!». Хава погладила ветку, потом плод.

«Действительно, – сказала она себе, – вот я трогаю и жива». Вожделение охватило Хаву, она не заметила, как плод оказался в её руке и зубы погрузились в его мякоть. Тут же побежала к Адаму и стала уговаривать откусить. «Я умру, а он найдёт себе другую женщину, – думала она, – так пусть лучше умрёт со мной». Адам взял из протянутой руки необыкновенный плод и почувствовал его вкус во рту.

Посмотрели Адам и Хава друг на друга и стало им стыдно, так как увидели они свою наготу и открылись их глаза на хорошее и плохое. Горько стало Адаму от того, что нарушил запрет, схватил он Хаву за руку и спрятался с ней в кустах, но разве от Б-га спрячешься? И они почувствовали на себе разницу между добром и злом, ибо Всесильный дал им одежды и изгнал из Ган Эдена. 

Вначале Адам был подобен букве Алеф, где вав – тело, а два йуда по краям возносились вверх, как две руки. А когда он согрешил, упал, склонился влево и одной рукой стал опираться на землю, а другую протянул к небесам. Именно такая Алеф сегодня: א.

Как только Адам и Хава согрешили, Самаэль обвинил их на Суде, но Всесильный и благословенный Судья дал им время для раскаяния. Адам и Хава были изгнаны из Ган Эдена и поселились на горе Мория, ибо нет лучшего места для молитвы и раскаяния. Именно там в своё время придёт искупление народу Израиля (Мидраш Тальпиот, «Анаф Адам Ришон).

Душа Адама – свеча Б-га, Хава затушила её, поэтому Господь, благословенный, обязал женщину зажигать шабатнюю свечу. Грех Хавы был, как грех кровопролития, поэтому после изгнания она и все другие женщины стали раз в месяц истекать кровью «нида» (Мидраш Тальмиот, «Анаф Хава», Ялкут Мишлей 118-б).

Дал Он, благословенный, женщинам, которые будут после Хавы, девять мучений: период нида, кровь девственницы, беременность, родовые муки, вскармливание ребёнка, обязательное покрытие головы, словно она всегда в трауре, ограничения в общении с посторонними мужчинами, серьги в ушах, как свидетельство, что она рабыня своему мужу, ограничил в праве в свидетельстве на суде. И, в конце концов, обрёк на смерть.

И мужчин, которые будут после Адама, наказал всю жизнь беспокоиться о хлебе насущном и в поте лица добывать его, сеять и собирать урожай и питаться травой, подобно животным. Наказал их тум'а (духовной нечистотой) и слабостью при поллюции и тум'а во время соития. И в конце концов – смертью (Пиркей де-раби Элиэзер 14).

Хава забеременела и в тот же день родила Адаму двух сыновей и трёх доче­рей. Старшему сыну дала имя Каин, сказала: «Приобрела я, канити (קניתי) человека с Б-гом». А дру­гого сына назвала hЭвелем, сказала, что hэвель он (הבל) потому, что жизнь наша hавель, пришли мы в этот мир, как пар дыхания, и будем изъяты из него.

Братья были полной противоположностью друг другу, Каин вобрал в себя отрицательные силы, а hЭвель положительные, добрые. Впоследствии его душу получил Моше рабену (Ор hа-хаим, «Бэрешит» 4).

Каин взял себе в жёны двух сестёр hЭвеля, а hЭвель взял сестру Каина, и они были первые люди на земле. Сказали мудрецы, что они стали делить мир, когда им было по сорок лет. Каин, как первенец, потребовал себе двойную долю, hЭвель согласился, но спор о жертвеннике и о жертве они не могли разрешить. Б-г принял жертву hЭвеля, его любимую овечку, а жертву Каина, семена льна, отверг.

Тогда в великом гневе напал Каин с кулаками на брата своего, но оказался слабее, hЭвель повалил его и придавил к земле. «Не причиняй мне зла, –  стал просить Каин – мы же братья!» А сам нашарил руками камень на земле, и когда они поднялись, ударил hЭвеля по голове. hЭвель упал, а Каин совершенно обезумел и бил и бил лежавшего без сознания брата, пока тот совсем не затих.

Лежит hЭвель на земле, а Каин смотрит и не знает, что ему теперь делать с этим первым в мире мертвецом. Оглянулся по сторонам, видит, две птицы бьются, и одна убила другую. Разрыла она землю лапой, и засыпала свою жертву. Он тоже вырыл яму, уложил в неё тело брата и засыпал землёй (Мидраш Танхума 9).

Так под­твердилось значе­ние имени – ушёл hЭвель, как пар, и не осталось от него потомства.

«И сказал Г-сподь Каину: где hЭвэль, брат твой? А он сказал: не знаю, разве сторож я брату моему?» (Бэрешит 4:9). Каин не раскаивался, он ответил вопросом на вопрос, обвинил Творца в том, что не бережёт жизнь своих созданий: «Ты Хранитель всех своих созданий, почему же спрашиваешь меня?»

Его ответ подобен ответу  вора, который ночью украл, а утром был пойман. Когда стали его обвинять, сказал, что он – вор, его дело воровать, поэтому наказать надо не его, а сторожа, который допустил кражу. Когда один убивает другого, и есть свидетель, разве свидетель не виноват? И ещё добавил Каин, что виноват тот, кто вложил в него йецер hа-ра, а именно Создатель, который  пробудил в нём зависть и злость (Мидраш Танхума 9).

Его преступление не только в том, что он убил своего брата, но и в том, что присвоил себе землю, которая принадлежит Творцу, Хозяину Мира. Помните, что сказал мудрый царь Давид: «Г-споду (принадлежит) земля и (всё) наполняющее ее,  вселенная и живущие в ней» (Теhилим, 24:1). А мы лишь временные  жильцы.

Лучше бы человеку не быть созданным. Теперь, когда он создан, ему надлежит доискиваться сути своих поступков (Ирувин13б). Да, Создатель дал человеку йецер hа-ра, но и йецер hа-тов дал. У животных нет права свободы выбора, а у человека есть. Кто тот человек, который выбрал зло и отказался от добра?  Велика вина Каина, в гневе он убил не одного человека, а тысячи не родившихся его потомков.

О крови, пролитой Каином, сказано во множественном числе (Бавли, Санhэдрин 37-б). Ибо с того времени до сегодняшнего дня земля принимает кровь убитых наследниками Каина.

«И сказал Каин Г-споду: велика вина моя, непростительна» (Бэрешит 4:9). Каин всё-таки признал вину, но наказание назвал чрезмерным. Если нет ему оправдания и нет прощения? Весь мир теперь против него, а он один против всего мира? Разве выдержит такое человек? Б-г его не защищает и теперь у любого человека и любого зверя есть право терзать его и даже убить.

Проклят Каин и уходит в изгнание. «И сделал Г-сподь Каину знак, чтобы не убил его всякий, кто встретит его» (Бэрешит 4:15). Теперь люди и звери будут его бояться. А чтобы узнавали и сторонились, отметил его лоб особым знаком, буквой Своего Имени (ש). И землю проклял за то, что она скрыла в себе кровь убитого человека (Меам лоэз).

«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Ханоха (Бэрешит 4:17). Каин родил множество сыновей и дочерей, все они погибли, только праведница Наама, жена Ноаха, по­следняя из рода Каина, спаслась во время мабуля, всемирно­го Потопа. Ноах, Наама и три их сына, Шем, Яфет и Хам, возродили человечество после страшной ката­строфы.

Потомки получили от Каина и hЭвеля чисто человеческие качества, не свойственные другим живым существам на земле. Отрицательные (зависть, алчность и вожделение, желание телесных и духовных удовольствий, и стремление к почёту)  и положительные (жажда знаний, справедливость, милосердие и способность жертвовать своим личным благополучием и даже жизнью из нравственных соображений, совесть и стыд).

С первого мгновения своей жизни Адам стал пользоваться речью. Способность выразить словом свои чувства и мысли позволила человеку занять особое положение во Вселенной. Эта уникальная способность общаться с другими людьми позволяет всем потомкам Адама принимать коллективные решения для обеспечения и развития общества.

После того, как Каин убил hЭвеля, Адам отстранился от Хавы, к нему по ночам стала приходить Лилит, ночной демон в образе прекрасной женщины. Каждое утро она рожала демонов, духов и бесов, и тут же пожирала их (Эрувин  18-б и 100-б; Нида 24-б).

Так продолжалось до тех пор, пока Лемех не убил Каина, и его жёны не обвинили Адама в нарушении первой заповеди Творца пру и рву (плодитесь и размножайтесь).

И Адаму, и Хаве было 130 лет, когда они опять стали жить, как муж и жена, и у них родился сын Шет. Наследниками Шета, Главами последую­щих поколений были Энош, Кейнан, Маhалальэль, Еред, Ха­нох, Метушелах, Лемех и Ноах. С Ада­мом и Ше­том – десять поколений.

Человечество бурно размножалось и осваивало землю. Развивались земледелие и ремёсла. Во времена Ереда двести малъахим, ангелов, приняли   человеческий облик и собрались на горе Хермон. Они составили заговор, взяли себе жён из народа Земли и обучили их и детей, родившихся от них, колдовству, магии и различным ремёслам.

Один из свитков, найденных в пещере Кумрана, по­вествует о нефилим, Бодрствующих Сынах Божьих, «высоких, как кедры, с телами как горы» (Дамасский доку­мент 91:с-69). Другой свиток, рассказывает, что «они были ростом от трёх до четырёх с половиной метров» ("Книга празднеств" 99:с-222). И имена их были: Шем-Ха­зой (Имя-Предвидящий), Уза (Могущественный) и Узиэль (Сила Б-га).

Во вре­мена Эноша люди стали поклоняться звёздам и использовать во зло свою значительную духовную энергию. В то время уровень воды в океане поднялся и зато­пил третью часть суши. Климат на земле изменился, а для того, чтобы добыть себе пищу, надо было приложить немалые усилия. Тогда внешность людей приобрела обезьяний облик, они стали умирать без видимой причины и тела их сразу же начинали гнить.

Хотя каждый из глав поколений был достаточно мудрым и могущественным, никто из них не сумел удержать  своих современников от морального растле­ния. Люди жили в разврате, спаривались с живот­ными, насиловали и грабили, если растительной пищи им не хватало, они убивали животных и ели их мясо. 

Когда Ханоху, сыну Ереда,  было 57 лет,  умер его учитель Адам, и в тот же день умерла Хава, жена Адама. Ханох похоронил их в пещере Махпела, а себя посвятил молитве и самосовершенствованию. Он видел, что люди теря­ют божественный образ и приобретают животный облик, он пытался, но не сумел привлечь их к служению Творцу.

Ханох, праведный и силь­ный человек, не мог жить среди них и сохранять благочестие. Живым и сравнительно молодым, в  возрасте трёхсот шестидесяти пяти лет, его забрал Всесильный.

В истёртых фрагментах Кумранских находок мы нашли рассказ Ханоха о рождении Ноаха: «И через несколько дней мой сын Метушелах, взял жену сво­ему сыну Лемеху, и она забеременела и принесла сына. Тело его было белым, как снег, и красным, как цветущая роза, и волосы на его голове, его длинные локоны были белы, словно шерсть, а глаза - прекрасны. И когда он открыл свои глаза, осветил весь дом, как солнце, и во всём доме стало очень светло. И затем он поднялся на руках у пови­вальной бабки и разговаривал с Господом Праведным. И его отец, Лемех, испугался, убежал и пришёл к Метушелаху. И сказал ему: «Я породил странного сына, не похожего на чело­века и отличающегося от него, но напоминающего Сынов  Неба. И естество его иное, и он не такой, как мы, и его глаза подобны солнечным лучам, а облик его восхитителен. И мне кажется, что он произошёл не от меня».

В изучении Торы мы движемся от пшата, простого смысла, к ремезу, намёку, переходим к дэрашу, а сод, сокровенная тайна, откроется нам в конце дней.

То, что постановил Всесильный в шесть дней Творения, будет осуществляться всегда. Всё в руках Всесильного – зарождение жизни, развитие и конец. То, что происходило, будет всегда исходить от Него. События повторяются, тысяча и пять тысяч лет тому назад люди любили и ненавидели, радовались и огорчались, грешили и совершали подвиги. Но заповеди Творца неизменны, они существовали в прежние времена и сегодня мы обязаны их исполнять.

Тот, кто читает книгу Торы, как одну из многих книг, подобен прохожему, который заглядывает по дороге в широкие окна прекрасного дворца. Но как хорошо жить в этом  дворце, выполнять работу, которую дал Хозяин, учиться, обедать, спать, жить здесь полноценной жизнью, скрытой от прохожего.

Хозяин этого дворца поручил нам работу, а смысл её открывается тому, кто входит во дворец, тому, кто сделал Тору своей обителью. Только изучая и исполняя заповеди Творца можно понять сокровенный смысл Торы.

Что за жизнь – бродить по дорогам этого мира и не войти во дворец? Как сказано: «Г-споди, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Ходящий (путями) честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своём!» (Теhилим 15:1-2).
Похожие статьи