Последняя глава Торы в книге «Ваикра» названа Бэхукотай.
«Если будете следовать Моим законам и хранить заповеди Мои, и исполнять их, то Я дам вам дожди вовремя, и земля принесёт урожай… Вы будете жить на своей земле в безопасности» (Ваикра, 26:3—5). Это значит, что Творец и Владыка Мира устранит все препятствия перед народом Израиля, люди будут наслаждаться дарами природы, получат действенную защиту от эпидемий и будут жить в мире.
Они получат в своей жизни все блага этого мира для того, чтобы их сознание не имело препятствий на пути к совершенству. Благословенный, Создатель наш даёт в настоящее время все материальные блага ради Олам hа-ба, Будущего мира (Рамбан, «Ваикра»).
Иноверцы тоже надеются на награду после смерти и морят себя голодом в подземельях монастырей или надевают пояс шахида и взрываются в толпе, чтобы их услаждали и поили вином загробные красавицы. Но народу Израиля за исполнение заповедей обещана при жизни, на земле, высшая награда – Шехина, постоянное Б-жественное присутствие. Как сказано : «И буду ходить среди вас, и буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом» (Ваикра, 26:12).
Однако, предостерегает:Если законами пренебрегать будете, и если отвергнет их ваша душа и нарушите завет с Творцом, на вас обрушится смятение. И сказал Он: «…буду ещё карать вас, семикратно за ваши грехи. И сокрушу гордость могущества вашего, и сделаю ваши небеса как железо, а вашу землю как медь» (Ваикра 26:15-19). И так далее.
Когда избранный народ теряет с Ним связь, и когда человечество отказывается признавать Б-жественное управление миром, начинается «сокрытие Его лица», «hэстэрет паним». Сокрытие лица Б-га – трагедия не только для евреев, но для всего человечества («Даат твунот»).
Не будем перечислять все возможные несчастья, следует знать, что всё, сказанное в Торе, не проклятие, а предупреждение. Создатель наш наделил нас свободой выбора, поэтому всегда есть надежда, что добро, которое мы выбираем, восторжествует над злом. Поэтому Он сказал: «И вспомню для них завет с предками…» (Ваикра 26:45).
Рабену Бахья бен Йосеф ибн Пекуда писал («Обязанности сердца»), что ничто в этом мире не случается без вердикта Творца, и ничто не случайно в нашей жизни. Рамхаль учил, что над еврейским народом распространяется «hашгаха клалит» (всеобщий надзор Небес), а над каждым человеком «hашгаха пратит» (индивидуальный надзор Небес). Когда мы забываем об этом, не стыдимся совершать проступки и даже преступления.
Время от времени над еврейским народом возникает угроза тотального уничтожения. Когда уже не остаётся надежды, приходит чудо спасения, и после тяжких потерь народ возвращается к жизни с просветлённой душой, так было после войны за независимость и после «шестидневной войны». Но, увы, возвращаемся к прежним ошибкам.
«Противны Всевышнему замыслы злодея, слова непорочных угодны ему» (Мишлей 15:26). Позор тому, кто славит себя, надеется на себя, и уверен, что завтрашний день в его руках. Это не нормально, это опасная болезнь. «Так сказал Г-сподь: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чьё сердце удаляется от Г-спода» (Ирмияhу 17:5).
Когда юный Давид вышел на битву с хорошо вооружённым великаном Гольятом (Голиафом), в руке его кроме палки и пращи не было другого оружия, но уста его произнесли Имя Б-га, и он победил.
Тот человек, который полагается только на собственные силы или на человека, даже на чрезвычайно сильного и наделённого большой властью, оскверняет Имя Всевышнего.
Когда медицина бессильна при лечении таких болезней, как диабет, рак костного мозга, астма, псориаз или шизофрения, невежественный человек ищет защиты у знахарей и колдунов. Не помогут они, только при содействии Творца врач может вылечить больного. И только человек, обладающий «битахоном», полным и беспредельным доверим к Б-гу, вернётся к нормальной здоровой жизни. «Благословен человек, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь» (Ирмияhу 17:7).
С давних времён страна Израиля притягивает к себе захватчиков, словно навозных жуков к тарелке с мёдом. По святой земле ходили и грабили евреев ассирийцы и персы, греки и римляне, арабы и турки, банды крестоносцев проливали здесь свою и чужую кровь.
Две тысячи лет тому назад в период правления Селевкидов греки запрещали евреям под страхом смертной казни исполнять заповеди Творца, изучать и читать Тору, как это издавна было принято – в субботу, во второй и в пятый день недели. Евреи поддавались чуждому влиянию, осваивали чужие законы и чужие традиции.
«Награды и наказания народу Израиля, само его пребывание в Эрец-Исраэль связаны с его поведением в этой стране» (Рав Ицхак Зильбер). Евреи обязаны были вернуться к законам Торы и просить о благополучии Израиля подобно Хизкияhу, царю Йерушалаима, который возложил на Всевышнего защиту жителей города от многочисленной ассирийской армии.
Это было мудрое решение – так он город защитил и народ укрепил в вере.
Еврейский народ выдержал множество страданий от преследований христиан и мусульман и не озлобился. Ибо веками его питает надежда, что, в конце концов, человечество образумится и оставит гнусный образ жизни ради добра и любви.
«Но народы земли пока ещё удерживаются от раскаяния и по общему согласию продолжают совершать преступления» (Рабену Бахья «Обязанности сердца»).
Причину враждебного отношения к евреям следует искать в самом еврейском обществе. Сторожевые псы Всесильного кусают, когда оно терпимо к коррумпированным правителям и лживым судьям, к предателям и доносчикам, к ворам и сексуальным извращенцам, и нетерпимо к богобоязненным.
Когда в стране десятки партий, «мифлагот» (производное от глагола «лефалег», что значит расколоть, разделить), и они, чтобы добиться преимущества и удовлетворить свою корысть, разделяют еврейский народ. Партии и секты, как мотыльки, приходят из небытия и исчезают. И люди подменяют законы Торы вседозволенностью, которую в средствах массовой информации называют демократией.
Желание «быть, как все» часто одолевает стыд, и вполне благоразумный человек отказывается покрывать голову, соблюдать законы субботы и отказывается от кошерной пищи. Отказывается от еврейского образа жизни.
«Четверо не удостоятся «шехины» (божественного присутствия): насмешники, лжецы, лицемеры и злоязычные» (Бавли, Санhэдрин 103а). Это те недуги, которые опасны для евреев в разных странах, об этом предупреждает пророк. И если болезнь будет прогрессировать, мы не обойдёмся без хирургического вмешательства Творца.
Мир держится на праведниках и на простых евреях, сохраняющих традиции. Это они ежедневно обращаются к Всесильному со словами: «Мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать Тебе, что не совершали грехов и т.д.» (Таханун).
Их чистосердечное раскаяние защищает весь еврейский народ от наказания. «В то время, пока нет Храма, и нет жертвенника, искупление даётся только через раскаяние. Раскаяние искупает все прегрешения. Даже если все свои дни человек совершал злодеяния, а в последний момент раскаялся – не вспоминают ему никаких злодеяний» (Рамбам, Законы Раскаяния 1:8).
Благополучие Эрец Исраэль и благополучие еврейского народа зависит от нашего духовного и морального состояния. В прямой зависимости от этого Создатель, Хозяин земли, определяет нашу жизнь. Нам не следует волноваться и переживать об этом. Наше беспокойство должно быть направлено на то, чтобы мы тщательно исполняли заповеди, как работники, которые получили задание на горе Синай.
Говорит Тора, что если человек из народа Израиля «по обету (дал недэр) посвящает какую-либо душу Г-споду» (Ваикра 27:2), может её выкупить.
Человек посвящал себя, своих детей или своё имущество Б-гу, но после каких-то событий или в силу обстоятельств изменил своё решение. В таком случае он должен был возместить свой недэр деньгами.
Если это мужчина в возрасте от 20 до 60 лет, он мог внести за себя в Храм 50 священных шекелей серебра (1 шек. = 9,6 грамма), если это женщина, то 30 шекелей серебра. Если ему или ей больше шестидесяти лет, то выкупить себя можно было соответственно за 15 и 10 шекелей серебра. Недэр бедного человека коhен в Храме оценивал соответственно его возможности.
Каждый еврей, если он не коhен, обязан выкупить своего первенца, как сказано: «всякого первенца из сынов твоих выкупай» (Шмот 34:20). А царь Шеломо сказал: «Плод праведника – древо жизни…» (Мишлей 11:30). Плоды праведника – его дети, это и есть дерево жизни. А тот, у кого нет детей, горе ему, он подобен засыхающему дереву.
Мальчика в возрасте от 30 дней до пяти лет выкупали за пять шекелей, а девочку за три. Так как все первенцы изначально посвящены Б-гу, выкуп мальчика первенца по истечении 30 дней после рождения – закон Торы (Шмот 13:2,15).
Отец обязан выкупить своего первенца, первого, родившегося у матери, а мать не обязана. Если не выкупил отец, по просьбе матери это может сделать бет-дин, и может выкупить себя сам мальчик, когда ему исполнится 13 лет.
В субботы и праздники не выкупают первенца, но в холь hа-моэд это делать разрешено.
Коhену дают за мальчика пять серебряных монет (5 слаим) общим весом не менее 96,15 грамм или любую ценную вещь на эту сумму, но не недвижимое имущество и не банкноты или иные ценные бумаги.
Плод праведника – Тора, это древо жизни и существования мира. Беда, когда человек без Торы. Так Ифтах Гилади, главнокомандующий еврейской армии, на своё несчастье дал недэр: «Да будет так, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром (с победой) от Аммонитян, Г-споду я вознесу во всесожжение» (Шофтим 11:31).
Он не подумал, что из ворот его дома может выйти навстречу ему собака, свинья или верблюд. Всевышний в наказание за этот недэр послал ему навстречу его любимую дочь. Это стало уроком для всего народа Израиля.
«И вот, когда он увидел её, разодрал он одежду свою и сказал: увы, дочь моя, ты сразила меня и стала сокрушением моим! Я же отверз уста мои пред Г-сподом и не могу отречься» (Шофтим 11:35).
Если бы Ифтах следовал закону Торы, обратился бы к Пинхасу, Главному Коhену Израиля и отменил недэр. Сказал он: Я, словно король в Израиле, не пойду унижаться к коhену. А Пинхас сказал: «Я Главный Коhен в Израиле, не пойду унижать себя перед «ам hа-арец», перед невеждой».
Ифтах вскоре умер, а Пинхас после этого потерял «руах hа-кодеш», потерял связь с Б-гом. (Мидраш Танхума, Бэхукотай 5).
Любого человека можно было выкупить, но не осуждённого на смерть.
В наше время, когда человеку грозит смертельная опасность или болезнь, следует молиться за его душу и дать цэдаку, ибо «цэдака спасает от смерти» (Бавли, «Бава Батра» 9б).
Человек может посвятить Б-гу своё имущество, и оно приобретает статус святости. Как сказано: «Всё посвящённое – святая святых».
Чувство глубокой любви к Б-гу подвигает евреев вкладывать свои средства в строительство синагог и иешив, приобретать для общины свитки Торы, книги Талмуда, hалахот и мидрашей, содержать раввинов и студентов, изучающих Тору. Так они спасают от смерти и от беды народ Израиля.
Всесильный сохранит и благословит вас и детей ваших. Амен.