В начале этой недельной главы мы читаем о том, как Яаков попытался наладить «нормальную жизнь» в Земле своих отцов.
В течение долгого времени его жизнь была полна испытаний и стрессовых ситуаций. Брат Эйсав хотел его убить, а тесть Лаван весьма усложнил ему процесс женитьбы и заработка на жизнь. Затем, по возвращению в Землю Израиля, его дочь Дина подверглась нападению и была захвачена в плен, в результате чего два его сына перебили все мужское население Шхема.
После всего этого Яаков хотел наконец‐то пожить спокойно и немного насладиться тем временем, что ему осталось. Но Б‐ г хочет, чтобы праведники использовали свое время в этом мире по максимуму и достигли всего, на что только способны, а всю награду получили в Будущем мире.
Поэтому Яаков подвергся еще одному труднейшему испытанию. Его любимый сын Йосеф стал объектом зависти со стороны своих братьев, в результате чего его продали в рабство, и в конечном итоге вся семья оказалась в Египте, где потомки Яакова были надолго порабощены.
Урок здесь таков: в Будущем мире человек получит вечную награду за свои духовные достижения и успех, но до этого он не имеет права рассчитывать на отдых. На нем остается обязанность помогать своим детям, а также продолжать развивать отношения с супругой.
Люди часто ошибочно считают, что человек женится и налаживает отношения с супругой для того, чтобы родить и воспитать детей, после чего цель брака выполнена. Сумев вырастить и женить всех детей, многие пары сталкиваются с так называемым «синдромом пустого гнезда». Дом опустел, и супруги вдруг ощущают себя двумя чужаками, у которых больше нет в жизни общих целей.
Это большая ошибка. Во‐первых, это вовсе не конец их роли в жизни детей. Они остаются стержнем семьи, примером для подражания и адресом, по которому дети и внуки всегда могут обратиться за советом и помощью. А во‐вторых, никогда не заканчивается работа по совершенствованию отношений самих супругов.
Если бы целью брака было лишь заселение мира, Б‐гу не обязательно было бы создавать женщину из ребра мужчины. Он мог бы просто оставить их единым существом, каким изначально их сотворил, со способностью размножаться. Но Б‐г хотел, чтобы человек в жизни трудился и шел к идеалу, поэтому Он их разъединил, и теперь они должны всю жизнь стремиться к восстановлению того полного единства.
На практике это означает, что супругам следует добиваться уровня, на котором они чрезвычайно хорошо друг друга знают. Они должны воистину понимать и чувствовать взаимные потребности и желания. Например, муж должен настолько привыкнуть к тому, как жена ведет хозяйство, готовит или воспитывает детей, что любой другой подход ко всему этому станет для него неудобным и чуждым.
Тогда супруги естественным образом будут хотеть и любить то, к чему привыкли.
Чем большего успеха они достигнут в этом развитии отношений, тем меньше опасности будет оказаться у «пустого гнезда». Они продолжат наслаждаться своими узами, заботиться друг о друге и станут настолько взаимозависимыми, что не смогут даже представить себе жизнь друг без друга.