В этой недельной главе повествуется об исторической встрече Яакова со своим братом Эйсавом и о событиях, произошедших в ее преддверии.
Яаков очень волновался, ибо знал, что Эйсав дожидается возможности отомстить ему за то, что получил у Ицхака благословение, которое Эйсав считал своим. Но когда они, наконец, встретились, у Эйсава пробудились братские чувства, и он со слезами расцеловал Яакова.
Затем в Торе (Ваишлах 33:5) написано, что Эйсав увидел жен и детей Яакова. Пораженный, он спросил:
«Кто тебе эти люди?»
На что Яаков ответил: «Это дети, которых даровал Б‐г твоему слуге».
Выбрав именно эти слова, Яаков преподал нам важный урок: жена и дети даются человеку не потому, что он этого заслуживает, а являются дарами Б‐га, которые Он дает из щедрости.
Другой пример: получая Тору от Б‐га, Моше Рабейну провел на горе Синай сорок дней. Но даже этого времени не было достаточно для полного постижения Б‐жественной Воли ограниченным человеческим разумом. Поэтому Тора гласит, что по окончанию этого периода Б‐г даровал Моше понимание Торы, как дарована невеста жениху.
Жена – это воистину подарок человеку, который он, строго говоря, не заслуживает. Если он это поймет, то будет лелеять ее, любить, заботиться и гордиться тем, что она связала свою судьбу с ним. Если человек обладает должной скромностью, то осознает, что, по правде говоря, не заслуживает ничего, и всем, что у него есть, обязан Б‐гу. Тогда он без особых усилий сумеет сказать жене, что «она лучший подарок, который он получил в своей жизни».
Более того, Б‐г, в Своей щедрости, не только дарует мужчине жену, но и подготавливает их в процессе подрастания так, чтобы они друг другу подходили.
Мидраш приводит беседу раби Йоси бар Халафты и одной римской аристократки. Раби Йоси сказал ей, что, закончив сотворение мира, Б‐г теперь занимается сватовством (шидухим), находит подходящие друг другу пары.
Римлянка не поняла, что в этом такого сложного, и почему требуется прямое вмешательство Б‐га: она бы и сама справилась. Взяла она тысячу рабов и тысячу рабынь и сочетала их между собой. Но на следующий день многие из них вернулись с переломами и другими травмами, и стали жаловаться, что пара им не подходит.
Тогда она поняла, что не такое это простое дело. А как сватает Б‐г? Он с самого начала устраивает так, чтобы каждая девочка родилась именно у своих родителей, выросла в своей семейной обстановке, получила свое воспитание, прошла через свои трудности и испытания – и в результате всего этого подошла именно этому мужчине в качестве спутницы и опоры в жизни.
Кто еще мог сделать такой подарок – изготовить в течение столь долгих лет специально для этого человека то, что ему нужно? Только Б‐г! Вот какой идеальный подарок получает каждый женатый мужчина.
Чем лучше осознаем, что наши жены – это большой подарок от щедрого Б‐га, тем меньше будем от них требовать и тем больше ценить то, чем они уже являются и что нам уже дают.
Шабат Шалом