Исраэль - это: «ИШ-РАА-ЭЛЬ», т. е.: «человек, увидевший Бога» (Элияhу Раба).
Яаков, сын Ицхака, двадцать лет провёл на чужбине и теперь возвращается на родину. Идёт и не знает – утихла ли ненависть брата к нему? «И послал Яаков перед собой посланцев к Эсаву, брату своему, на землю Сэир, в поле Эдом» (Бэрешит 32:4).
Здесь вместо «ле арец» читаем «арца» – Яаков послал своих малъахим, ангелов, не в страну Сеир, а на землю Сеир. То есть, он спустил их с «небес на землю» и дал им поручение повлиять на Эсава так, чтобы он отказался от борьбы с ним.
На седьмой день пути Яакову сказали, что Эсав идёт навстречу во главе вооружённого отряда в 400 человек. Страшно стало ему перед предстоящей войной. Страшно было за детей и за будущих потомков, о которых было ему откровение на горе Мория (Зоhар, «Ваишлах»). Поэтому он отправил к брату своих слуг с большими подарками, чтобы смягчить его ненависть.
Пошли они и передали Эсаву, что все эти годы Яаков соблюдал заповеди Творца и жил своим трудом, а теперь посылает подарки и просит о мире. А он тем временем перевёз семью на другой берег реки Ябок и разделил на два лагеря, полагая, что если один погибнет, второй спасётся, и обратился с молитвой к Б-гу.
Яаков выполнил три действия, которые могут помочь в минуту опасности.
Подкупить врага – и он послал подарки Эсаву.
Убежать или укрыться в надёжном месте – и он спрятал семью и имущество, чтобы не пострадали.
Молиться – и он в тот вечер молился и просил Всевышнего вступиться за него.
«Когда человек достигает предела того, что он в состоянии совершить собственными силами, он должен полностью положиться на милость Всевышнего, и Тот поможет ему» (раби Ицхак Арама, «Акедат Ицхак»).
А о войне старался не думать, ибо не станет праведник радоваться победе над братом.
Наступила ночь, последняя ночь уходящего месяца, и не было ни луны, ни звёзд. Вспомнил Яаков, что забыл на другом берегу кувшин с топлёным маслом. Вернулся в полной темноте и стал искать, и вдруг кто-то обхватил его сзади и стал душить.
Напрягся он, вывернулся и сам обхватил напавшего, но не мог его оторвать от себя и свалить не мог.
Яаков был чрезвычайно силён, однако не знал, что во мраке ночи с ним вступил в борьбу один из самых могущественных посланников Творца, малъах Самаэль, ангел Эсава,. (Бэрешит раба 77). Кто из живущих на земле решился бы спорить с ним?
Жестокая борьба продолжалась до рассвета, оба выдохлись, но не отпускают один другого. Ангел зла не мог одолеть Яакова, а Яаков скрутил и унизил. «Боролся с ангелом и одолел; а тот плакал и молил его» (Ошеа 12:5).
Ангел плакал и молил его? О чем он его умолял? Говорил: «В Бет Эле (Святой, благословен Он) найдёт нас, и там будет Он говорить с нами, (отпусти меня и) подожди, пока Он будет говорить с нами там» (Рабену Бахья, Меам лоэз).
Могущественный малъах, управляющий всеми несчастьями в этом мире, просил человека о снисхождении, просил отпустить его:
— Отпусти меня, скоро рассвет, я должен вернуться.
— Кто ты, – спросил Яаков, – куда пойдёшь, если тебя отпущу?
— Не дано тебе знать моё имя, я служитель Всесильного, спешу к Небесам, петь с рассветом, вместе с другими подобными мне.
— Если ты служитель Всесильного, так благослови меня!
Пока они не отпустили друг друга, Яаков потребовал в награду благословить его. Он не хотел ждать, и ангелу пришлось признать за ним право на благословение. Таково значение «и благословил его там», потому что ангел просил дать ему срок, а Яаков не пожелал ему уступить (Бэрешит Раба 78).
— Как твоё имя?
— Яаков.
«И сказал тот: Не Яаков будет теперь твоё имя, а Исраэль, ибо ты состязался с ангелом и с людьми и одолел» (Бэрешит 32:29). Он дал ему имя Исраэль, что значит, властитель, сила Б-га.
Отпустил Исраэль малъаха и пошёл, превозмогая боль в бедре, так как тот повредил его бедренное сухожилие, «гид анаше», чтобы не мог уйти далеко (Раби Шмуэль бар Меир, Тосафот). И ещё повредил бедро потому, что там брит мила и йецер hа-ра.
Так Элиэзер, раб Авраhама клялся, положив руку под бедро его, чтобы клятва легла на брит мила (Рабену Бахья, «Хаей Сара» 24:2).
Но когда взошло солнце, боль прошла, и Яаков перестал хромать.
Тора запретила евреям употреблять гид hанаше, он соответствует йецер hа-ра. Потомки Исраэля не должны забывать, когда и каким образом он получил повреждение в области бедра. Это 183 заповедь по Рамбаму.
«И тот, кто съел эту жилу целиком – даже если вся она была размером меньше, чем кезайт (28 гр.), и тот, кто съел от седалищной жилы большей кусок величины размером не менее, чем кезайт, караются бичеванием» (Хулин 96а).
Гид hанаше – седалищная жила. «Почему она называется גיד הנשה (так)? Потому что сдвинулась נשה и сошла со своего места. И это (слово) означает «бросок, скачок». И подобно (тому) «иссякло נשתה их геройство» (Ирмеяhу 51:3). А также потому, что сказал: «נשני, дал забыть мне Б-г всю мою тягость» (Раши).
Сказал рабби Йоси: «Обрати внимание, как велики заслуги Яакова. Авраhам был силён с правой стороны, со стороны Хэседа, Ицхак – с левой стороны, со стороны правосудия, а Яаков защищён со всех сторон. И только в одном месте смог зацепить его ангел Эсава, это место называется "йецер hа-ра"» (Зоhар, «Ваишлах»).
Доброе начало (йецер hа-тов) и злое начало (йецер hа-ра) присутствуют в каждом человеке. Йецер hа-тов раскрывается в еврее только по достижении им совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек) и побуждает его совершать добрые поступки.
Йецер hа-ра каждый человек получает от рождения, оно проявляется, как стремление к обладанию, к материальным и сексуальным наслаждениям, к агрессии и разрушению.
Каждый еврей, уничтожающий хамец, в первую ночь Песаха вступает с ним в борьбу (Зоhар, «Ваишлах»).
Рассказывая о заповедях, связанных со временем, Рамхаль (раби Моше Хаим Луцатто) пишет: «Хлеб, предназначенный в пищу человеку (йецер hа-тов), в самом деле соответствует состоянию, которое Всевышний желает (видеть) в человеке.
Закваска в хлебе (йецер hа-ра) – результат естественных процессов, способствует тому, что он легко усваивается и что он вкусный. И это также следует закону, которому надлежит проявиться в человеке: необходимо, чтобы и в человеке был йецер hа-ра, была склонность к материальному.
Но в определённое отмеренное время евреи должны воздерживаться от квасного и питаться мацой, чтобы уменьшить в себе силу злого начала и склонность к материальному и приблизить себя к духовному» (Дэрех Ашем 4:8).
Страх Яакова оказался напрасным. Эсав не мог одолеть брата ни силой своей, ни магией. Шёл Эсав убить, уничтожить его, но встреча оказалась мирной, они крепко обнялись и оба плакали. Постояли и пошли каждый своей дорогой. А те 400 человек тоже ушли, получив подарки, которые Яаков передал для Эсава.
Тремя коронами был увенчан Яаков: короной главного коhена, короной Торы и короной царствования (Мидраш Тальпиот). Теперь он Исраэль, получивший во владение два мира, материальный и духовный, этот мир и будущий мир, Олам hа-ба.
Евреев, соблюдающих заповеди Творца, называют бней Исраэль, сыновья Исраэля. Но не исраэли, что означает только то, что они граждане государства Израиль, среди которых не только евреи, но мусульмане, христиане, безбожники, и неизвестно кто ещё. Исраэль – второе имя еврея.
У евреев имя не существует само по себе, оно обязательно должно нести смысловую нагрузку. Так получили свои имена все дети Яакова. Имя – документ, удостоверяющий личность. Следует задуматься над своим именем и, если оно не соответствует духовным потребностям и мешает, поменять его или добавить новое.
Эсав тоже получил новое имя – Эдом ((אדום, производное от домэ (דומה) – похожий. То есть имеющий форму человека, но являющегося по сути животным. Его животная сущность ярко проявилась в Элифазе, который взял в наложницы свою родную дочь Тимну, а от этой связи родился Амалек. Имя Эдом созвучно со словом думья (דומיה) – могила и адом, кровь.
Через 18 месяцев Яаков добрался до Шэхема и приобрёл за серебро ( сто кесит) большое поле, где разместил все шатры и все свои стада. Свидетельствует Тора, что ещё до того, как бней Исраэль, евреи, вышли из Египта и овладели страной Кэнаана и Плиштим, эта земля уже принадлежала им. И во все времена евреи остаются её хозяевами.
Две тысячи двести седьмой год от сотворения мира, стал для Яакова-Исраэля годом потери и горя. «И вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Яакову, посмотреть на дочерей той страны» (Бэрешит 34:1).
Нельзя евреям присутствовать на праздниках идолопоклонников (Рамбам, Законы авода зара, 9:16). Но мать отпустила свою дочь, и случилось несчастье. Девочка семи лет вышла в шабат за пределы тхума, шабатней территории, в чужой город на праздник идолопоклонников, и сын Хамора, правителя Шэхема, увидел её и изнасиловал.
Братья Шимон и Леви и отомстили за неё, убили Шэхема и вырезали за пособничество всех мужчин города. Возмутились племена, населявшие Кэнаан, объявили Яакову войну, но из страха перед юными защитниками семейной чести, не решились напасть.
Тем не менее, после этих событий он со всей своей семьёй, с рабами и с многочисленными стадами переселился в Бет Эль и восстановил жертвенник, который сложил после чудесного сна на горе Мория.
Снова он услышал там голос Б-га: «И отныне ты не будешь называться Яаковом, но Исраэль будет имя твоё. И нарёк ему имя Исраэль» (Бэрешит 35:10). Это стало подобно печати на удостоверении личности человека, где определены его права и обязанности.
Там, в Бет Эле умерла Двора, кормилица Рахель, а через шесть месяцев пришла весть о смерти матери, и Яаков поспешил к отцу в Хеврон. Но не успел,
Ривку похоронили без него. Ночью, при свете факелов, рабы занесли её в Мэарат hа-Махпела и уложили на каменное ложе недалеко от праматери Сары. Только Ицхак и рабы оплакивали её в ту ночь.
А 11 Хешвана 2207 года, когда Яаков спешил к матери, в дороге после тяжёлых родов умерла нежная и любимая Рахель, ей было только тридцать шесть лет. В те дни, когда они убегали от Лавана, она спрятала идолов отца под своей подушкой. Когда же он не смог их найти и обвинил Яакова в краже, Яаков проклял того, кто их взял, сказал: «Да не будет тот жить!»
Если бы он знал, что они у Рахель, был бы осторожен, ибо слова праведника исполняются, даже без конкретного намерения причинить вред (Зоhар; Меам лоэз).
Яаков похоронил Рахель у дороги, могила её находится с северной стороны города Бет Лехем. Он установил памятник из 11 камней за каждого сына, кроме новорождённого Биньямина, и один, самый большой, за себя. Могила Рахели находится на пересечении дорог, чтобы у евреев была возможность плакать, молиться и искать её защиту перед Творцом.
Немало поводов было для этого за прошедшие три тысячи лет.
Яаков предвидел, что мимо пройдут еврейские изгнанники, а душа Рахели будет просить Всевышнего о милосердии для них. Плакала она над своими детьми, а Он ответил: «Удержи голос твой от рыданий и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяhу, 31:15).
Кевер Рахель, еврейская святыня, долгое время была в чужих руках, но сохранилась до наших дней. Когда мусульмане оккупировали Эрец Исраэль, более 800 лет евреев к могиле Рахель не допускали. Только в 1615 году турецкий правитель Иерусалима Мохаммед-паша разрешил евреям там молиться.
Двести лет тому назад арабы стали хоронить своих умерших вокруг гробницы Рахель, а в конце 19 века купец из Бухары, раби Пинхасов, выкупил её у них за 200 франков и укрепил стены и свод. В 1929 году, при власти англичан, арабы устроили жестокие погромы и запретили евреям подходить к гробнице. Только в 1967 году, после победы в Шестидневной войне евреи восстановили свои права, отремонтировали гробницу и снова стали там молиться.
Ни христиане, ни мусульмане в прошлые времена не подпускали евреев к местам захоронения праотцов и праматерей: к пещере Махпела, к гробнице Рахель, к гробнице её сына, Йосефа. И сегодня они упорно оспаривают принадлежность евреям еврейской гробницы, а резолюция ЮНЕСКО, культурно-образовательного отделения ООН объявила её арабской мечетью.
Их враждебность понятна, если бы они смогли лишить еврейский народ еврейских святынь, лишили бы тысячелетней истории и права на Эрец Исраэль. Возможно, это последняя надежда наследников Эсава на то, что так они одолеют народ его брата.
Седьмого ноября 2003 года евреи укрепили мезузу у входа в здание, примыкающее к гробнице Рахели. Сейчас там синагога и колель, где студенты ежедневно учат Тору. А в дни Песаха, 9 Ава, в месяц сэлихот Элул, в десять Дней Раскаяния тысячи евреев со всей страны проводят там общественные молитвы.
Рахель назвала сына Бен-они (сын моей бедности), но отец изменил это имя на Биньямин, что значит – сын правой руки, то есть милосердия.
«И отправился Исраэль, и раскинул свой шатер за Мигдаль Эдером» (Бэрешит 35:21). А через полгода пришёл в Хеврон и раскинул лагерь рядом с отцом. Теперь всю его многочисленную семью называли иври, евреями.
После шести лет спокойной жизни племена Кэнаана решили отомстить за разорённый город Шэхем. Они собрали многотысячную армию во главе с царём Тапуаха и в союзе с детьми Эсава осадили еврейский посёлок. Были среди них умные люди, которые предупреждали, что не следует воевать с евреями: «Если два мальчика одолели взрослых воинов Шэхема, что будет, когда все сыновья Исраэля возьмут в руки оружие? Исраэль и его дети чрезвычайно сильны и пользуются поддержкой «небесных сил».
Так оно и было, война закончилась полным поражением кнаанеев. В итоге все племена той страны от Ярдэна до моря обязались уплатить Яакову из своего имущества за причинённый ущерб и жить в мире с евреями.
Ицхак умер в возрасте 180 лет, в 2228 году. Его похоронили рядом с Ривкой в Меарат hа-Махпела. После тридцати дней траура Эсав и Исраэль сели друг против друга делить отцовское наследство.
Говорит Исраэль: «Брат мой, я предлагаю тебе не делить всё это великое богатство – золото и серебро, скот и все вещи в доме, и рабов его, всё, что осталось от отца, пусть оно будет твоим, но земля, обещанная Авраhаму и Ицхаку, станет моей».
Удивился Эсав такому странному предложению и не сразу дал ответ. Он пришёл за советом к брату своей жены, к Невиоту сыну Ишмаэля, и спросил: «В чём здесь подвох, как ответить ему?» Рассмеялся Невиот: «Ну и глуп твой братец, он отказывается от большого богатства ради земли, которую никогда не получит, десятки племён и народов обитают на этой земле, они не отдадут ему ни пяди, немедленно соглашайся».
Эсав вернулся к Исраэлю, они призвали свидетелей и написали договор, что Эсаву отходит всё имущество отца, а Исраэлю вся земля, завещанная Всесильным Авраhаму, Ицхаку и Яакову. То есть, Исраэль наследует страну от Эфрата до Нила, и она будет называться Эрец Исраэль, страна Израиля.