«И сказал Г-сподь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Бэрешит, 12:1).
Это был приказ уйти от тех, кто служил идолам. Аврам должен леhитпареш (להתפרש), отделиться от своих родных, от своего народа, чтобы быть посвященным Б-гу, леhиткадеш (להתקדש).
Праведники до Аврама не были наставниками, учителями человечества, он – первый. Он выделен из своей среды, чтобы была дистанция между учителем (Авраhамом) и его учениками, его современниками.
И еще сказал ему: «Переходи с места на место, и Я возвеличу имя твое» (Бэрешит Раба, 39:2)
Сказал Всесильный: «И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные» (Бэрешит, 12:3). А мы благословляем своих детей, своих родных, друзей и всех, кому мы желаем добра благословением Авраhама (Псахим 117б).
После того как Аврам и Сарай оставили дом Тераха и ушли из Харана в Кэнаан, их стали называть иври, евреями. Этимология слова иври в корне глагола лаавор (לעבור) – переходить, а иври это тот, кто авар (עבר), перешел на другую сторону.
Действительно, в пути им пришлось преодолеть реку Ярмук, приток Ярдэна. Мостов там не было, и они перешли вброд сильное, но неглубокое течение в ее верховьях на другую сторону, в страну Кэнаана.
Однако в данном случае речь идет не только о физическом переходе с одного берега на другой или из одной страны в другую.
Аврам и Сарай пришли к единому Творцу с полной верой, заключили с Ним союз и подчинились Его законам. Духовный переход к единобожию сделал их иври, евреями.
С этого события начинается еврейская история. Аврам и Сарай первые в мире евреи, заложившие основы еврейской традиции.
Тогда же в стране Шинъар жил некий человек по имени Рэкйон, познавший все премудрости своего времени. Он был очень беден и тяготился этим. Решил Рэкйон отправиться в страну Мицраима, к дальнему родственнику из наследников Хама, к царю Ашвирашу сыну Аннама, показать свою мудрость, занять там должность советника и получить обеспечение при царском дворе.
Он добрался до столицы, подошел к воротам царского дворца, но дальше его не пустили. Сказали, что царь скрывается в своих покоях, а выходит только раз в году на один день, чтобы решать государственные дела и судить народ.
Очень огорчился Рэкйон: «Что делать, как жить?» Добрался до старой заброшенной пекарни, переночевал там, а утром пришел на базар, на тот участок, где продают зелень. Купил оптом корзину зелени и думает: «Буду продавать пучками и на этом заработаю». Но не учел, что у каждого продавца на базаре свое место и свой хозяин, отобрали у него корзину и выгнали вон.
Вернулся Рэкйон на место прежнего ночлега, переночевал, а утром снова пришел на базар и нанял там трех огромных негров, вооруженных кинжалами. Привел их на кладбище и велел от имени царя не пропускать ни одну похоронную процессию, пока не уплатят двести монет, налог на похороны.
Через восемь месяцев уже на всех кладбищах страны стояли его люди и взимали налог на похороны. Рэкйон разбогател, купил себе дом, лошадей и множество ценных вещей.
Между тем наступил день, когда царь явился к народу, судить и разбирать государственные дела. Тогда подступили к нему египтяне и говорят: «Что это за новый налог, который ты ввел на мертвых, разве недостаточно тебе того, что платят живые?»
Возмутился и разгневался царь, что такое происходит без его ведома. Приказал доставить к нему человека, который собирает налог на мертвых от его имени. Пришли стражники за Рэкйоном, а он надел дорогие одежды, взял часть из своего золота, серебра и драгоценностей и верхом на белом коне в сопровождении детей всей округи приехал к царю.
Удивился царь, и удивились все царские слуги, увидев эту необычную процессию. А Рэкйон поклонился царю и поднес ему дорогие подарки. И сказал он, что есть у царя право на рождение, на жизнь и на смерть всех своих поданных, поэтому они обязаны платить царю и за живых, и за умерших.
Царю понравился ответ Рэкйона, он с большим удовольствием принял подарки и сказал: «Как тебя зовут, Рэкйон? Теперь твое имя будет Пар'о, потому что взял ты плату с мертвых». Царь назначил его своим заместителем и скрылся в дальних покоях на 12 месяцев. А Рэкйона с этого момента стали называть Пар'о (Фараоном).
Мудрый Пар'о навел порядок в стране, усилил армию и отстроил город hИкуптах (Египет). Впоследствии греки всю страну Мицраима сына Хама назвали hИкупта (Айгюптос).
Прошел год, и уже мало кто вспоминал о царе-затворнике, так как настоящим правителем страны стал Пар'о, ему подчинялись министры и армия, и из его рук они получали жалованье.
Сказали еврейские мудрецы: «Десятью испытаниями был испытан наш праотец Авраhам – да покоится на нем мир! – и выстоял во всех». (Авот 5:3)
Одно из них – временное переселение в Мицраим. Когда был голод в Кэнаане Аврам с Сарай и Лотом, братом ее, ушли (спустились) в Мицраим, в Египет. Аврам (Авраhам) многие годы опекал Лота, он знал из открывшегося ему видения, что от Лота выйдет Давид (Зоhар «Ситрей Тора»). Он был мудрым провидцем, и каждое его действие имело благие последствия.
Стражники пограничных войск проверяли всех, входившие на территорию Египта. Записывали на папирусе, сколько человек входит в страну, причину и срок пребывания в стране, а также какой груз у них с собой. И тогда начальник стражи взимал налог и разрешал войти в страну.
Аврам спрятал Сарай от глаз египтян в особом ящике, но они обнаружили ее. Сарай арестовали и отправили начальнику царской стражи. Царские чиновники увидели, как она прекрасна, и привели к своему господину, а Аврама хотели убить. Но когда сказала Сарай, что он ее брат, его тоже впустили в город.
Сарай, как царскую наложницу, оставили во дворце. Но Аврам молился о спасении Сарай, и случилось так, что когда царь приказал привести ее вечером к своему ложу, язвы проказы покрыли всё его тело, и он не мог приблизиться к ней. Одновременно заболели слуги царя, они страдали, и ни лекари, ни колдуны Мицраима не могли понять причины болезни и излечить их.
В ту же ночь в тревожном сне своем увидел царь лицо Аврама, и узнал он, что эта необычайно красивая женщина запрещена ему, а ее мужа, Аврама, защищает Всесильный. Утром он призвал Аврама, просил простить его и молиться об исцелении, его и слуг его.
Аврам молился, царь выздоровел и отправил Аврама, Сарай и Лота из своей страны с большими подарками. И даже дочь свою, hАгарь, подарил, чтобы служила Сарай.
Аврам со всем своим имуществом постепенно двигался по стране. Он пришел к Бет-Элю, туда, где впоследствии был отстроен Йерушалаим, и построил жертвенник.
Потом он перекочевал на юг, к Хеврону и спустился в Нэгев. Аврам поселился на старом месте, а Лот выбрал себе Сэдом. В дом Аврама и Сарай вернулась шехина, Божественное присутствие (Зоhар «Лех леха»).
«И поставил Аврам шатер, и пришел, и поселился в Элоней-Мамре, что в Хевроне, и жил там, и построил жертвенник Б-гу» (Бэрешит, 13:18).
На каждой стоянке он приглашал в свой шатер соседей и путников, угощал их и учил благодарить Творца за прекрасную землю и за плоды этой земли. Аврам обращал в истинную веру мужчин, а Сарай – женщин. Слава о нем разошлась по всему краю. Люди обращались к нему как к мудрому учителю и судье, за советом и за разрешением своих споров.
В 2023 году от Сотворения мира началась самая первая в мире мировая война. Амрафель (Нимрод) – царь Шинъара, Арьёх – царь Эласара, Кэдарлаомэр – царь Эйлама и Тидъаль – царь Гоима объединили свои войска и пришли востребовать неуплаченную дань от царей народов, населявших долину Сидима, от Аморры, Адмы, Цоара, Цеваима и Белы (Бэрешит Раба, 42).
Война была жестокой и скоро закончилась поражением царей Сэдома. Победители захватили золото, серебро, скот и всё, что было ценным у побежденных, и увели с собой пленников. Тогда к Авраму-иври прибежал великан Ог, уцелевший в битве, и рассказал, что Лота, племянника Аврама, тоже пленили и уводят в страну Шинар. Описывая эти события, именно здесь Тора впервые называет Аврама – иври, евреем (Бэрешит, 14:13).
Узнав, что брат жены оказался в плену, Аврам собрал своих учеников и слуг, триста восемнадцать человек, и бросился в погоню. Они успешно атаковали захватчиков, вызволили из плена Лота и остальных пленников и вернули им все награбленное.
За эту чудесную победу в сражении, когда каждый из соратников Аврама противостоял нескольким сотням обученных воинов, великий старец Шем (Малки-Цедэк) встретил Аврама благословением коhена у ворот своего города Ир-Шалема.
А Аврам дал ему, как коhену Вс-вышнего, десятую часть от военной добычи (Бэрешит, 14:20). Пройдут многие годы, и отделять десятину, маасэр, станет обязанностью для всех евреев (Рамбам «Сефер а-мицвот», 78 заповедь).
Аврам получил от Б-га в наследие огромную территорию от реки Египетской до истоков реки Пэрат (Евфрат). Пока Аврам дошел до Беэр-Шевы, каждый его переход с места на место был подобен подъему по ступеням духовного возвышения (Зоhар «Ситрей Тора»).
Всесильный, прежде чем изменить сущность Аврама, так же как и Адама, вводит в особое состояние тардэма, оцепенение (וַיְהִי הַשֶּׁמֶשׁ לָבוֹא, וְתַרְדֵּמָה נָפְלָה עַל-אַבְרָם), и сообщает ему о будущем его и его потомков.
«Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.
Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, будешь погребен в старости доброй. Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина Эмора (Бэрешит, 15:13-16).
Долгое время у Аврама и Сарай не было детей. Сказала Сарай Авраму, чтобы взял он hАгарь, рабыню ее, дар фараона, египетского царя, по обычаю, сохранявшемуся до самого позднего времени, когда рабыня или служанка рожает на колени своей госпожи. Поступил он по слову своей жены, и забеременела Агарь.
Время от времени в доме Аврама появлялись малъахим, посланцы Вс-вышнего, поэтому hАгарь не удивилась, когда услышала голос с Небес, предвещающий о рождении сына: «…Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Ишмаэль… и будет он дикарь-человек – рука его на всех, а рука всех на него…» (Бэрешит, 16:11-12).
Авраму было восемьдесят шесть лет, когда hАгарь родила мальчика, и он дал ему имя Ишмаэль, что означает «услышал Творец». От отца Ишмаэль принял благородные черты Шема, а от матери – отвратительные качества Хама.
Его потомков стали называть ишмаэльтянами (агарянами), но они не были арабами, так как непосредственно арабы, племена Аравии, то есть арабы-бедуины, произошли от Йоктана, сына Эвера. (The Interpreters Dictionary of the Bible, under «Ishamelites», p. 749.)
Но после жестокой исламизации Аравии, Сирии, Египта, стран Северной Африки и страны Израиля с седьмого по девятый века европейского летоисчисления все покоренные народы этих стран, кроме евреев, стали пользоваться арабским языком и именоваться арави, арабами.
Каждое утро Аврам обращался с молитвой к Всесильному. Он установил для себя и для своих слуг обязательную молитву шахрит. Голос с Небес был для него привычным, смысл жизни стал доступен его пониманию, и каждое новое веление свыше он принимал к исполнению. «Аврам был девяноста девяти лет, и Г-сподь явился Авраму и сказал ему: Я Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен» (Бэрешит, 17:1).
Удивился Аврам: «Разве я был нечист перед Тобой?» Ответил ему: «Есть у тебя мум (מום), дефект, который хуже всех других, он ограничивает твои духовные силы. Адам,Ноах, Шем, они родились обрезанными и были свободны от этого, а ты не обрезан» (Пиркей де-раби Элиэзер, 29).
Заповедь этой главы – брит мила.
«Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и это будет знаком союза между Мною и вами» (Бэрешит, 17:10-11).
Та часть, которую удаляют с крайней плоти при обрезании, называется арла (נְמַלְתֶּם אֵת בְּשַׂר עָרְלַתְכֶם). Плоды деревьев первые три года тоже называются арла. Сказал раби Зеира, что есть пять видов арла, один у деревьев и четыре у людей (Пиркей дэ-раби Элиэзер 29).
Сказал раби Зеира, что человек должен избавиться- от арлатозен (уши), чтобы не слушали уши плохого,
- от арлатсфатаим (уста), чтобы не произносили уста плохого,
- от арлатэйнаим (глаза), чтобы не смотрели глаза на запретное,
- от арлатбасарминаин (крайняя плоть), чтобы не было препятствия для союза с Б-гом, и от арлат лев (сердце), тэшува, раскаяние, как сказано: «И обрежет Г-сподь Б-г твой сердце твое» (Дэварим 30:6).
Сказал Всесильный, что сохранит народ Израиля, верный союзу с Ним: «И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти» (Йехезкель 36:26).
В этот же день Аврам совершил обряд обрезания, брит мила, над собой, над Ишмаэлем, которому было уже 13 лет, и над всеми мужчинами в своем доме.
Евреи сохраняли заповедь брит мила, и та заповедь сохранила еврейский народ.
Она преобладает над другими заповедями, и ради ее исполнения нарушают шабат и Йом-Киппур потому, что она спасает человека от Геhинома. Как сказано об Аврааме-авину, что он сидел у входа в Геhином, но не вошел туда, ибо был обрезан и сохранил союз с Творцом (Бавли, «Ирувин» 19).
На восьмой день рождения мальчика отец обязан совершить над ним обряд брит мила и ввести его в общину Израиля. Следует найти достойного профессионального моhэля, который осмотрит ребенка и, если он здоров, назначит время. Если мальчик сирота, обязанность ложится на общину.
В ночь перед брит мила приглашают десять мудрецов Торы изучать ночью за накрытым столом раздел «Брит Ицхак» и теhилим. Эта ночь и эта трапеза называются «Брит Ицхак», но брит мила проводят только днем, до захода солнца.
Главные участники этого события – сам мальчик, отец его, моэль и сандак. Это может быть дедушка или другой уважаемый человек. Он принимает мальчика на руки и держит его перед моэлем, как жертву перед мизбеахом. Есть обычай положить мальчика в кресло Элияhу на несколько минут.
Если мальчик родился «обрезанным» (без крайней плоти), то ему делают укол и выпускают капельку – hатафат дам брит (Сефер hа-брит).
«Открылся (Авраму) Господин всего, Благословенный – навсегда Его Имя, усадил его у Себя, назвал именем Авраhам, Мой любимец, и установил с ним и с потомством его союз навечно. И поверил он Б-гу, и засчиталась ему праведность» (Бэрешит Раба, 35, 44, 49).
Полное доверие называется битахон (בטחון), гарантия безопасности, так как никогда не случится несчастье с тем, кто доверился Ему. «Даже если иду долиной смерти – не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой (Б-г мой) и опора Твоя – они успокоят меня» (Теhилим, 23:4).
В Харане Всесильный наделил Аврама и Сарай пророческим даром и умением влиять на людей. А в стране Кэнаана изменил их имена и добавил каждому букву hей (ה). Аврам стал Авраhамом (אברהם), а жена его Сарай – Сарой (שרה).
Гиматрия имени Авраhам – 248, что соответствует числу органов в теле человека и количеству заповедей, обязанных к исполнению для евреев. С этим именем он получил право на возрождение в Олам hаба, в Будущем Мире (Сефер hа-Баhир).
У Аврама и Сарай не могло быть детей, но теперь они стали едиными телом и душой с Именем Всесильного. От них произошел народ, который стал, как звезды, многочисленный и видимый всем людям на земле. Сказал Б-г Авраhаму: «Союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара» (Бэрешит, 17:21).