«Человек был создан по образу и подобию Творца, но станом своим подобен зверю» (Зоhар, 58а).
Читаем описание мира до Великого Потопа и невольно проводим параллели со средой, в которой мы живем сегодня. Привычными стали насилие и ненависть человека к человеку, убийства, сексуальные извращения, духовная нищета.
Воспитывать детей в соответствии с законами Творца в таком обществе может только праведный и мудрый отец.
Сказал Раши в комментарии на эту главу: «Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир обрушивается пагуба и без разбора истребляет хороших и дурных».
Велико долготерпение Вс-вышнего, как сказано: «Десять поколений от Адама до Ноаха Он ждал раскаяния и не наказывал, отсюда мы видим, сколь велико Его долготерпение, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока Он не обрушил на них воды потопа» (Авот, 5:2).
Лемех сказал о своем сыне: «Этот утешит нас» (Берешит, 5:28). Ноах сын Лемеха, внук Ханоха, был последним праведником поколения, погибшего во время Потопа. Отец дал ему такое имя в надежде, что он утешит, «нахэм», (енахамену) народ на земле, «проклятой Б-гом». Ноах изобрел и первым стал пользоваться лопатой, серпом и лемехом. У него, первого среди людей, верхняя часть ладони каждой руки разделилась на пальцы.
Сам Ноах был «непорочным в своем поколении» (תָּמִים, תם, там – совершенный), он родился обрезанным, как Адам, как впоследствии праведные и непорочные Яаков, Йосеф, Моше и Иов. Гиматрия слова «там» (תם) 440, это состояние человека, подобно ноте ля с частотой 440 Hz, на которую настраивают все музыкальные инструменты.
Ноах – один из великих праведников человечества, однако «Мидраш Танхума» рассказывает, что когда он увидел, какие почести оказывают Моше ангелы, сэрафим и другие духовные существа в окружении Творца, сказал ему: «От Адама и от меня весь род человеческий, я более велик, чем ты, но меня так не встречали».
Ответил Моше: «Ты велик в своей праведности, но никого не вернул к Творцу, никого не спас от гибели. Я привел к Его подножию миллионы людей, евреев, с ними Тора пришла в мир, и спасает другие народы».
В 1537 году от Сотворения Мира, когда Ноаху было 480 лет, Всесильный, благословенный объявил ему, что конец пришел всему живому на земле.
«И сказал Б-г Ноаху: конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею» (Берешит, 6:13).
Раби Ицхак спросил раби Шимона: «Нам понятно намерение истребить злодеев, но причем здесь земля?» Ответил раби: «Сказал Всесильный, что взыскал с нее за вину ее, чтобы изрыгнула земля живущих на ней» (Ваикра, 18:25). Земля – она для человека, оскверненную, ее следует очистить (Зоhар, 61б). Вода смоет всё злое и негодное с ее поверхности и уничтожит поколение, извратившее законы, виновное в грабеже и разбое.
Сказал Всесильный Ноаху: «Призови всех людей и объяви, что если раскаются за своё зло, прощу их. Даю им для этого 120 лет, а потом уничтожу всё живое на земле и от тебя и от всех животных и птиц, что возьмешь на свой корабль, восстановлю мир» (Седэр hа-дорот).
Когда Ноах посадил саженцы, сбежались любопытные и спрашивают его: «Разве мало тебе деревьев вокруг?» Отвечает: «Я построю корабль, чтобы спасти свою семью от потопа». Рассмеялись они и ушли. Когда деревья выросли, стал Ноах их обрабатывать, снова сбежались любопытные, спрашивают: «Что ты делаешь?» Ответил им: «Строю корабль, скоро начнется потоп». Рассмеялись они и ушли.
Наводнение началось 17 дня месяца Мар-Хешван 1656 года от Сотворения Мира.
Тора дает нам историю Ноаха с рождения трех его сыновей:
Яфета (1556 г. – здесь и далее даты от сотворения мира),
Шема (1557 г.) и
Хама (1558 г.).
Ноах, его жена Наама, три сына их, Яфет, Шем и Хам, и жёны сыновей, три дочери Мешутэлаха уже были на корабле (Сефер Яшар, Ноах). Люди прибежали к кораблю, пытались захватить его, но дикие звери, которые тоже искали спасения, напали на них. А потом подул сильный ветер и унес корабль далеко от берега.
Уиллард Франк Либби (Willard Frank Libby), нобелевский лауреат по химии, разработавший метод радиоуглеродного датирования, пришел к выводу, что все «даты» старше, чем 5000 лет, – это не реальная датировка, а лишь оценка оставшегося количества углерода-14. Несмотря на то что оборудование, используемое для датирования радиоактивных материалов, со временем становится все более совершенным, научный метод не может определить точную дату Всемирного потопа, поскольку Всемирный потоп полностью изменил поверхность земли.
Была великая катастрофа, вода низвергалась с небес и вырывалась из глубин, уровень океана стремительно повышался, земля оказалась под водой. «И погибла всякая плоть, движущаяся по земле, из птиц, скота и зверей, и из всех гадов, ползавших по земле, и все люди (погибли)» (Берешит, 7:21).
Однако Ноах в трюмах своего чудесного корабля (тэват Ноах) спас почти все виды животных, птиц и пресмыкающихся, по парам их, самца и самку, а кошерных животных и птиц по семь пар каждого вида. Год они плыли во мраке и в неизвестности, пока вода не ушла. Вскоре вода иссякла, обнажилась поверхность земли, и горы и долины вернулись в свое естественное состояние.
27 Хешвана 1657 года на склоне горы Арарат (современная Армения) они покинули корабль. Все его обитатели разбрелись по суше, пошли искать себе удобные места обитания и вновь стали размножаться и заселять землю.
А Ноах с семьей двинулся вниз вдоль берега реки Эфрат, которая после наводнения восстановила свое течение и соединилась в устье с рекой Тигр (Хиддекель).
«Формирование дельт рек по всему миру началось около 3000 года до н.э. Только Всемирный потоп мог явиться той колоссальной катастрофой, которая приблизительно в одно время привела к образованию рек на земле. По мере того, как вода с поверхности земли сходила в новые океаны, начался дождь, и в устьях рек стали собираться осадочные породы, формирующие дельту.
Исследования дельт по всему миру показали, что им всего лишь несколько тысяч лет. Дельты Тигра и Евфрата сформированы в Персидском заливе. Многие древние карты изображают береговую линию гораздо севернее, вплоть до Ура. Это значит, что дельта отложилась в течение прошедшего времени по крайней мере на 150 миль» (Дэвид Ливингстон. «Всемирный потоп». США).
Район Междуречья можно по праву назвать источником всех последующих цивилизаций на земле. Здесь возникло первое государство, названное Ур, то есть Ор – свет. Как известно, звуки «О» и «У» в древнем языке взаимозаменяемы. Следовательно, шумеров, народ, населявший эту страну, было бы правильно называть шомерами, стражниками.
Ноах и три его сына после потопа, смывшего всё живое на земле, дали жизнь новому поколению. Три дочери Мешутэлаха, брата Ноаха, стали жёнами Яфета, Шема и Хама (Сефер Яшар, Ноах).
Яфет – пригожий, красивый, восприимчивый к прекрасному, старший сын Ноаха, родоначальник индоевропейской расы, подарил своим потомкам силу разума. Потомки Яфета заселили Европу и Восточную Азию и в культурно-историческом развитии стали во главе всех народов.
Шем – имя это на устах всех людей, как сказано: «И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя, (которые) лучше сыновей и дочерей, имя вечное дам им, которое не истребится» (Йешаяу, 56:5). Шема называют родоначальником расы семитов, он сохранил и усилил духовные качества своего отца. Только евреи остались его достойными потомками, и всемирный антисемитизм постоянно об этом напоминает. Еще его имя было Малки-Цедэк (Король Справедливости), царь Шалема, Йерушалаима («Берешит», 14:18).
Хам – горячий, младший в семье, родоначальник африканских племен, передал сыновьям животную силу и животные страсти.
Имя – не только условное обозначение человека, это его судьба. С помощью своего имени мы связываем себя с материальным и духовным миром.
Имя влияет на наше душевное и физическое состояние, на наши духовные и физические качества и на наши умственные способности. И об этом сказано в Гмаре (Йома, 83), что по имени человека можно определить – добрый он или злодей.
Всесильный перед потопом запретил на корабле спаривание животных и супружескую близость, но трое нарушили этот запрет: ворон, собака и Хам (Мидраш, Танхума, «Ноах», 12).
В пути у Хама родился сын, которого назвали Кэнаан, в то время возмужание проходило в течение нескольких недель, поэтому внук Ноаха сошел с корабля вместе со всеми самостоятельно, как взрослый человек.
И еще с ними были Ог и младший брат его Сихон, которого родила на корабле жена Хама от мал'аха Шамхазая, она легла с ним и забеременела до потопа (Пиркей дэ-раби Элиэзер). Ог, говорит мидраш, все дни потопа лежал на крыше корабля.
Ноах воздвиг из камней жертвенник и принес благодарственную жертву за спасение от каждой кошерной пары животных и птиц, тех, что были с ним на корабле. А потом возделал участок земли и посадил виноград.
«Сказали наши мудрецы: в тот самый день он его посадил, в тот самый день вырос виноград, в тот самый день он его сорвал, в тот самый день он его выжал и сделал вино, в тот самый день он выпил и опьянел, в тот самый день он опозорился.
Когда Ноах собрался посадить виноградник, к нему подошел Самаэль и спросил: «Что ты сажаешь?» Ответил Ноах: «Виноградник». Спросил Самаэль: «В чем же его прелесть?» Ответил Ноах: «Плоды его сладки будучи свежими или высушенными, и из них делают вино, радующее сердце».
Самаэль предложил ему свою помощь и принес овцу, убил ее в месте посадки и полил его ее кровью. Потом пошел и принес льва, убил его в месте посадки и полил его кровью. Потом принес свинью, убил ее в месте посадки и полил ее кровью. Потом Самаэль пошел и принес обезьяну, и убил ее в месте посадки и полил ее кровью.
С тех пор вино действует на человека так: вначале он пьет и подобен овечке, выпьет еще, становится сильным как лев, выпьет слишком много, подобен свинье, а когда совсем опьянеет, то становится обезьяной, не понимает, где он и что с ним (Мидраш Танхума, «Ноах». 13).
Когда виноград поспел, Ноах выжал из его плодов вино и поднял с благословением полную чашу, но так как никогда не пил вина и не знал его пагубного действия, опьянел. Без сознания он лежал в своем шатре, полы его плаща откинулись, и когда Кэнаан сын Хама заглянул и увидел его обнаженного, позвал отца и вместе они надругались над ним. А потом Хам сообщил своим братьям, что отец голый и без сознания лежит в своем шатре. Шем взял свой талит, и они с Яфетом вошли в шатер спиной, чтобы не видеть отца в неподобающем виде, и прикрыли его наготу.
Ноах не мог проклясть Хама, так как ранее он вместе с братьями получил благословение Б-га. Однако Хам был наказан свыше: вид его совершенно изменился, глаза налились кровью и чуть не выкатились из орбит, волосы опалились и скрутились в стручки, рот искривился, губы вспучились, а кожа его потемнела.
Но Кэнаана Ноах проклял, сказал: «Будет он и его племя рабами потомкам Яфета и Шема» (Меам лоэз, 5). Кэнаан получил во временное пользование часть Святой земли, чтобы возделывать и охранять ее для сыновей Яакова (Зоhар).
Всесильный заключил с Ноахом договор: люди будут исполнять Его заповеди, и Он не приведет в мир новую катастрофу. Всесильный обязал сыновей Ноаха и всё последующее человечество соблюдать семь законов:
- Запрещено идолопоклонство. Запрещено поклонение статуям или живым людям, как бы велики они ни были.
- Запрещено богохульство, все люди обязаны признавать Творца хозяином Вселенной.
- Запрещено убийство (пролитие крови).
- Запрещено воровать и грабить.
- Нельзя есть часть от живого.
- Запрещены разврат, гомосексуализм и скотоложство.
- Люди обязаны назначать судей и вершить правосудие.
Неевреев называют праведниками, если они соблюдают эти семь заповедей. А евреям для того, чтобы стать праведниками, надо исполнять 248 повелевающих и 365 запрещающих заповедей.
После потопа люди стали есть мясо животных.
Потомки Ноаха были единым народом до тех пор, пока не стали «возводить башню до небес». Нимрод, сын Куша, внук Хама, объявил себя абсолютным властителем страны, названной Бавелем (Вавилоном).
Имя Нимрод означает «взбунтуемся». В то время люди в самомнении своем решили уровнять себя с Творцом, но потеряли возможность понимать друг друга. «Поэтому наречено ему (городу) имя Бавель, ибо там смешал Творец язык всей земли, и оттуда рассеял Он их по всей земле» (Берешит, 11:9).
Тогда они разделились на 70 народов и разошлись по всей земле на север и на юг, на запад и на восток.
Потомки Хама – Куш, Пут, Мицраим, Сэва, Хавила, Савта, Раама, Савтэха, Шэва и Дадан – выбрали более теплые края, Юго-восточную Азию и Африку. Наследники Кэнаана, кнааниты, получили во временное пользование Кнаанею, особую область между Ярдэном и Великим (Средиземным) морем. (Берешит, 9:25-26)
Потомки Яфета – Гомер, Магог, Мадай, Туваль, Мешэх, Тирас и внуки – Ашкеназ, Рифат, Тогарма, Яван, Элиша, Таршиш, Китим и Доданим – строили города-поселения в Междуречье. Но хамиты стали теснить их, они были вынуждены уйти сначала на Кавказ и в Малую Азию, а потом дальше, на Балканы, на греческие острова и на Апеннины.
В итоге они добрались до Пиренейского полуострова и постепенно заселили всю Европу. Вся южная часть Балканского полуострова была оккупирована племенами Явана и стала именоваться Элладой, а Ашкеназы поселились в Западной Европе.
У Шема было пять сыновей: Эйлам, Ашур, Арпахшад, Луд и Арам. Именами детей Арама – Уца, Хула, Гетэра и Маша – были названы области в Междуречье и на Аравийском полуострове.
Сын Шема, Арпахшад, родил Шеллаха, отца праведного Эвера. У Эвера было два сына – Пелег и Йоктан. Поколение Йоктана расселялось на востоке, а Пелег остался с семьей в Междуречье. Его правнук Терах родил трех сыновей: hАрана, Нахора и Аврама.
Тераху было 70 лет, когда он женился второй раз на своей двоюродной сестре Аматлай, дочери Кэранбо, другое ее имя – Атадай (БаваБатра 91а, Мидраш Талпиот). В 1948 году у них родился мальчик, которого назвали Аврамом, что значит – отец племени Арама.
Когда Терах праздновал рождение сына, звездочёты предупредили царя Нимрода, что этот мальчик изменит в корне весь будущий мир, и посоветовали убить его. Но Терах подменил младенца на сына рабыни и спрятал мать и ребенка в пещере, в которой они прожил 10 лет.
Аврам подрос, открыл для себя окружающий мир и стал допытываться, кто его создатель и кто им управляет.
Нимрод и его советники со временем совершенно забыли о грозном пророчестве, и тогда отец привел мальчика домой, но уже через три года отправил к Ноаху служить ему и учиться у Шема и правнука Шема, Эвера.
В 25 лет Аврам женился на Сарай, дочери своего старшего брата hАрана. Хотя ей было только 15 лет, ее уже звали Иска, что значит пророчица. Между Аврамом и Сарай до конца их дней установилась большая духовная близость. Но была у них одна беда – 75 лет они были бездетны.
В возрасте 50 лет Аврам вернулся к отцу. Он нашел в его доме 12 идолов и разрушил их (Мидраш диврей Элияhу раба, гл. 6).Пришел домой Терах, его отец, и увидел, что то, чему он поклонялся всю жизнь, всё, что было чрезвычайно важным для него, превратилось в обломки. Вознегодовал он, поспешил к царю Нимроду и потребовал судить сына за преступление против веры и традиции своего отца и народов земли (Сефер hаяшар, Ноах 21).
По приказу Нимрода Аврама арестовали и через 10 дней привели на суд. Нимрод судил его в присутствии всех министров и жителей города Ура. Аврам пытался убедить царя и его слуг в том, что нет смысла обожествлять камень, дерево, звёзды, воду, огонь или что бы то ни было другое, когда есть единственный Создатель и Хозяин мира, в котором мы живем.
Нимрод был в ярости, ведь он поклонялся огню, и потому приказал сжечь Аврама в огненной печи. Вдруг вспомнил, что когда-то велел убить новорожденного сына Тераха, как же мальчик остался жив? Тогда Терах признался, что по совету другого своего сына hАрана подменил младенца. И Нимрод приказал сжечь обоих братьев, и Аврама, и hАрана.
Как известно, Аврам вышел из огня живым, а hАран сгорел.
У hАрана был сын, Лот, и были две дочери, Милка и Сарай. Задолго до этого Нахор, старший брат Аврама, взял себе в жёны племянницу Милку, а Аврам, как мы уже говорили, взял ее сестру Сарай.
После этих событий Аврам ушел из Ура. Вместе с ним отправилась в путь вся семья Тераха, ведь им было опасно оставаться во враждебной стране. Они поселились в Харане (на территории современной Сирии), но через 23 года Аврам с женой, с племянником Лотом, с рабами и со всем своим имуществом двинулся дальше, в Кнаан, в страну, которую Всесильный обещал дать его потомкам. (Берешит, 12:1-3)
Харан (חָרָן), в переводе с арамейского – караван-сарай, древний город, расположен был более чем в 40 километрах к юго-востоку от того места, где потом появился турецкий город Шанлыурф, между Гозаном и Каркемишем на пересечении двух дорог из Месопотамии, с востока на запад, от реки Тигр к Средиземноморскому побережью. Харан стал для Аврама промежуточной станцией на пути в страну, обещанную Б-гом ему и его потомкам.
Глава начинается так:
«Вот история Ноаха – Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих, пред Б-гом ходил Ноах». Здесь его имя дважды повторяется, и мы видим подобное повторение имён праведников в других главах Торы, и это значит, что душа праведника находится одновременно в двух мирах, в Олам hа-зэ и в Олам hа-ба, в этом материальном мире и в мире грядущем, духовном (Зоhар «Ноах»).
Дважды повторяется обращение Б-га к Авраhаму: «Авраhам, Авраhам!». Дважды к Яакову, к Моше, к пророку Шемуэлю, но не к Ицхаку, так как покидала его душа этого мир, когда он был связан на жертвеннике своего отца, Авраhама.
С благословением на «тэхият hа-метим» (на возвращение умерших к жизни) Ицхак вернулся в материальный мир с душой высшего мира.
«И растлилась земля пред Б-гом, и наполнилась земля злодеянием», но ради одного праведного Ноаха, в заслугу единственно праведного человека в то время, Всесильный сохранил жизнь на земле.
В наши дни масштаб злодеяний человечества достиг апогея. Человечество идёт по пути самоуничтожения, ненависть людская обрекает мир на гибель. Невозможно видеть, слышать и читать о безумной жестокости, с которой люди уничтожают друг друга, уничтожают животных и губят землю, которая их кормит. Люди прославляют всё то, что запрещено сыновьям Ноаха – магию и поклонение идолам, убийство, гомосексуализм, употребление в пищу крови, судебный произвол.
«О, шум множества народов! Шумят они, как шумят моря, и рёв племён бушующих подобен реву стремительных вод (Йешаяhу 17:12). Они уже испытали разные средства, порабощали, изгоняли, оскверняли и убивали, а любовь Израиля к Б-гу устояла перед потоками ненависти (Мидраш Раба, «Шир hа-ширим» 8).
Мир балансирует между ненавистью и любовью, но бурные воды потопа никогда не погубят жизнь. «Многие воды не смогут погасить любовь и реки не зальют её» (Шир hа-ширим 8:7).
Люди всегда были жестокими, но когда на горе Мория стоял Храм, еврейский народ ощущал Шехину, присутствие Б-га, а раскаяние и жертвы за 70 народов земли сохраняли мир.
Сегодня Шехина пребывает над группой из десяти евреев (Бавли, «Санэдрин» 39а) и мир сохраняется благодаря изучению Торы и исполнению заповедей Творца.
Милосердие и сострадание сохраняют жизнь на земле, и поэтому Творец обязал Ноаха сохранить все виды животных, ибо божественное сострадание распределяется в равной степени, как на человека, так и на животных, на птиц и на прочие живые существа.
Сказал Он Ноаху: «А от всего живущего, от всякой плоти по два из всех введёшь в ковчег, чтоб они остались с тобою в живых». Обязанность Ноаха – после глобального исправления («тикун hа-олам») вернуть на землю всё многообразие животной жизни и восстановить род людской.
Всё живое на земле чувствовало величие Первого человека и заботу о благополучии мира. Милосердие, проявленное к животным, возвращается к человеку милосердием к его потомству. Богобоязненный еврей не станет есть, пока не накормит своих животных (Бавли, «Бэрахот 40a; «Гиттин» 62a).
От Адама до десятого поколения людей, до поколения Ноаха, действовал запрет на употребление в пищу мяса животных и птиц. Вполне хватало растительной пищи, как мы видим, даже многие довольно крупные животные с тех времён вполне довольствуются тем, что растёт на земле.
После потопа люди приравняли себя к плотоядным животным, стали есть мясо, но получили запрет есть от живого: «Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте» (Бэрешит 9:4).
Тора запрещает причинять животным боль и мучения. Только по необходимости можно убивать животных, поэтому евреям даны особые и довольно строгие законы забоя, «шехиты».
Резник, «шохет» не останавливаясь ни на мгновение перерезает трахею и пищевод (у птиц только один из этих органов) очень острым ножом без малейшей зазубрины (икур), такой нож перерезает передние аорты, питающие мозг и не разрывает ткань, кровь уходит, животное теряет сознание и не чувствует боли (Бавли, «Хулин» 9; «Йоре Деа» 20).
При любом другом забое или убийстве на охоте мясо, заражённое болью, подобно отраве. Евреям запрещено есть мясо животного, которое зарезано каким-либо иным способом.
Далее, читаем в этой главе:
«И был на всей земле один язык и слова одни» (Бэрешит 11:1).
Раши объясняет, что язык древних людей, сыновей и внуков Ноаха – «лашон hа-кодеш» (святой язык), то есть древнееврейский язык, язык Торы (Бэрешит Раба 17:4). И даже ангелы, малахим, служители Всесильного пользовались только этим языком (Бавли, «Хагига» 16а).
А «слова одни» — это полное согласие между людьми, которое сохранялось только до тех пор, пока они не поселились в области Шинар и не получили все блага с «Небес» (Пиркей дэ раби Элиэзер 24).
И тогда «сказали они давайте построим себе город и башню, главою до небес, и сделаем себе имя» (Бэрешит 11:4).
Какое имя? Ведь имя у каждого – своё: «Небеса эти, небеса – Г-споду, а землю Он отдал сынам человеческим» (Теhилим 115:16).
Мы видим здесь, что люди решили вознести своё имя выше Имени Творца.
Язык может объединять людей для добрых или для преступных действий, народ решил сообща вознести себя до «Небес», рабену Бэхайе объясняет это, как желание служить идолу, как «авода зара» («Ноах» 11).
Подобно тому, как в наши дни террористы всего мира объединяются с одним языком под одним знаменем. Их идол требует живой крови, они принуждают к покорности всё человечество, к такому мировому порядку, где люди лишены свободы и приравнены к скоту.
С того времени, как разделился язык людей, не прекращается война на земле. Народы воюют друг с другом не только за хлеб насущный и территории, но и за утверждение на земле своего мировоззрения, противного желанию Творца. То в одной стране, то в другой пытаются воздвигнуть новую башню, и строят они на лжи. Они усердно рыскают в поисках нового оружия против единственного народа, сохранившего верность Творцу.
В конце дней станет «Йерушалаим камнем тяжёлым для всех народов – все поднимающие его исцарапаются сильно; и соберутся против него все племена земли. В день тот, – слово Г-спода, – поражу всякого коня ужасом и всадника его безумием, и на дом Йеhуды открою глаза Свои» (Зехарья 12:3-4).
«Ибо тогда Я изменю язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно» (Цефанья 3:9).