В начале нового цикла чтения Торы у нас есть возможность заново проанализировать разные концепции, которые содержатся в книге Берешит.
Вопрос:
В этой книге в основном повествуется о разных исторических событиях и о жизни наших праотцов. Почему тогда она сделана первой книгой Торы, цель которой ‐ обучить еврейский народ заповедям?
Ответ таков:
В этой книге Берешит, известной также как «Сефер а‐Яшар» – «Книга прямых [праведных]», содержится определение цели и смысла нашей жизни в этом мире. Сначала мы знакомимся с историей сотворения мира и самой удивительной, комплексной и важной его составляющей – человека.
Затем нам в больших подробностях рассказывается о праведных деяниях и священных принципах наших праотцов и праматерей.
Они не только сами достигли совершенства, но и сделали благородные черты своего характера генетическими, в результате чего все евреи, их потомки, обладают врожденными качествами доброты, застенчивости и жалостливости.
По словам мудрецов (Раши, Берешит 1:27), изначально Б‐г создал мужчину и женщину как один организм с двумя лицами, мужским и женским. Потом (Берешит 2:21 ‐ 24) Б‐г отделил женщину от мужчины, усыпив его и изваяв женщину из его бока. Таким образом, в сотворении человека было два этапа: сотворение единым организмом и разделение.
Второй этап привел к разделению обязанностей и определению ролей. Если эти роли четко и правильно установлены, мужчина и женщина могут быть равноправными партнерами и слиться в идеальной гармонии, подобной уже первому этапу их сотворения, когда конфликт был невозможен по определению.
Можно спросить: почему изначально было необходимо создавать мужчину и женщину единым организмом, если потом они все равно должны были быть отделены друг от друга? Ответ таков: естественным образом двум разным людям почти невозможно добиться идеального партнерства и гармонии.
Но поскольку мужчина и женщина изначально были едины, то для них эта гармония – возвращение к изначальному состоянию и потому возможна.
Изучая книгу Берешит, будем и дальше анализировать роли мужчины и женщины, чтобы лучше понять, как добиться того идеального единства, какое было в самом корне мироздания.