«И поселился Исраэль (и дети его) в стране египетской, в стране Гошен, и стали (они) в ней оседлыми, и расплодились, и очень умножились».
Так заканчивается предыдущая глава, и на этой же строке начинается новая глава в истории еврейского народа: «И жил (вайхи - וַיְחִי ) Яаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Яакова, годов жизни (хаяйв - חַיָּיו) его, сто сорок семь лет» (Бэрешит 47:27-28).
Слова вайхи - וַיְחִי и хаяйв - חַיָּיו состоят из одних и тех же букв, где в первом случае два «йуда» расположены по бокам буквы «хет», а во втором они между «хет» и «вав». Союз «вав» - менора, светильник (Тикун hа-Зоар 13), направил судьбу Исраэля из прошлого в будущее и удержал его жизнь в руках Всесильного (читай не йуд, а йад, рука, - «Отийот де-раби Акива), и два йуда подхватили его и лелеяли последние 17 лет.
При встрече с Паро сказал Яаков: «Дней жизни моей сто тридцать лет; немногие и злополучные были дни моей жизни, и не достигли до лет жизни отцов моих во время их жизни». (Бэрешит 47:9). Но в последующие 17 лет у него уже не было забот о насущном хлебе и не было необходимости защищать от бед себя и свою семью.
Что жизнь человека? В одни двери вошёл, в другие вышел. Праведник знает, что он временный житель, придёт время, когда надо будет отчитаться за свою жизнь перед тем, Кто его впустил в это мир и увёл из этого мира. Сказал мудрый Шеломо: «Дорога правды - жизнь, и путь её в бессмертие» (Мишлей 12:28).
Семнадцать лет Яаков растил и воспитывал Йосефа, а последние семнадцать лет своей жизни прожил под его надёжной опекой (Рабену Бахье). Когда он узнал, что дни его близки к завершению, просил Йосефа, опору и защитника всей семьи, дать клятву, что похоронит его в Хевроне, в пещере Махпела, рядом с Леей, где уже находятся его отец, Ицхак, мать его, Ривка, и Авраhам с Сарой. Он передал Йосефу «штар», договор о разделе имущества между ним и Эсавом, где сказано, что Эсав получает имущество отца, а Яаков землю и пещеру Махпела в Хевроне.
«И подошло время Исраэлю умереть, и призвал он сына своего Йосефа, и сказал ему: если я нашёл благоволение в очах твоих, то положи руку твою под бедро моё и окажи мне милость и правду: не хорони меня в Египте» (Бэрешит 47:29). Египтяне ещё при жизни считали его святым, а когда умрёт, придут поклоняться останкам.
Поэтому он просил милость для себя и правду, чтобы похоронили его как человека, чтобы не позволили египтянам обожествить его после смерти (меам лоэз). Велика скромность праведника, он не приказывает, а просит о милосердии (на иврите - гмилут хасадим).
«На трех основах стоит мир: на [изучении] Торы, на служении Б-гу и на добрых делах» (Авот 1:2). Мы обязаны быть милосердными и помогать тем, кто нуждается, деньгами, вещами или советом. Нашими мудрецами установлена заповедь, поддерживать сирот и вдов, стариков, немощных и больных, помочь юноше или девушке найти достойную пару и привести их под хупу. Очень важная заповедь посещать больных и утешать скорбящих.
Но высшая степень милосердия - участвовать в организации похорон человека, это гмилут хасадим. Ибо все живые могут отблагодарить за добро, а тот, кто умер, не скажет ни слова. Такое бескорыстное милосердие никогда не сможет оценить тот, к кому мы были милосердны. Тора дала нам пример милосердия: «Сделал Г-сподь Б-г одежды из кожи для Адама и его жены и одел их». И другой пример: «Сам похоронил Моше» (Бавли, Сота 14а).
Йосеф ответил отцу: «Нет необходимости в клятве, я исполню всё, что ты скажешь!» Он не хотел клятвой умалять заповедь почитания отца, и его смущало то, что надо было положить руку под бедро, подобно Элиэзеру, рабу Авраhама. Но посмотрел в глаза Исраэля и исполнил его просьбу.
В тот же день привёл Йосеф своих сыновей Эфраима и Менаше к отцу. «И увидел Исраэль сыновей Йосефа, и спросил: кто эти?» (Бэрешит 48:8). Сказал раби Ицхак, что надо задуматься над этими словами, здесь написано: увидел, а дальше: «И глаза Исраэля помутнели от старости: не мог он видеть» (Бэрешит 48:10).
Что же он увидел незрячими глазами? Что Яравэам бен Неват из рода Эфраима станет царём Израиля, и будет принуждать евреев поклоняться идолам. «Одного поставил в Бэйт-Эйле, а другого поместил в Дане» (Мелахим 1, 12).
Праведники видят далеко, Всесильный возлагает на них корону мудрости и наделяет особым духовным зрением, руах hа-кодеш. Перед глазами Исраэля, как впоследствии перед глазами Моше, прошли все будущие поколения его сыновей, вплоть до прихода Машиаха. Увидел Исраэль, и затрепетало его сердце. Поэтому Йосеф ответил ему: «Это сыновья мои, которых дал мне Б-г здесь», то есть они от Б-га, что я могу поделать! (Зоhар, Вайхи). Тогда Исраэль благословил их и наделил правами всех своих сыновей.
С тех пор еврейские родители именами сыновей Йосефа благословляют своих мальчиков: «Да сделает тебя Всесильный подобным Эфраиму и Менаше».
Праведники заблаговременно узнают о смерти. В 2255 году, когда Исраэлю исполнилось 147 лет, он почувствовал, что время его пришло, собрал детей и внуков и дал им последнее благословение.
Они собрались, встали вокруг, а он посмотрел на каждого из своих сыновей и возгласил:
- Владыка Мира и Создатель наш, Ты благословил отца моего Авраhама и отца моего Ицхака, и меня благословил в безлунную ночь, благослови теперь моих детей на владение землёй, которую Ты обещал нам, чтобы служили они там Тебе во все века земли! Как пастух пасёт стадо своё, веди их на обильные пастбища, дай знание, разум и силу им для Твоих заповедей! Чтобы исполнилось Твоё слово и чтобы Твой союз всегда был с народом Исраэля.
В предсмертный час он определил характер и жизненный путь каждого сына. Он видел их достоинства и недостатки, и дал им напутствие.
- Владыка Мира, будь милосердным к сыну моему Реувену, когда он спешит за справедливостью! Благослови Шимона и Леви, чтобы ярость их обратилась на созидание, а не на разрушение! Дай наследнику моему Иеhуде скипетр утвердить Твою власть на земле!
Благослови Зэвулуна на дороги земные и Иссахара на дороги небесные, чтобы был их союз на благо народа Твоего! Отдели от Себя мудрость судьи для Дана, а для Гада могущество воина! Ашера благослови урожаем полей! И благослови Нафтали, чтобы милость Твоя пришла с ним к его братьям!
Сыну моему, Йосефу, опоре моей, дай такое благословение, которое убережёт его от зависти людской и от преследования врагов, благослови его благословением небес, благословением земли и благословением недр земных, и удержи брата его, Биньямина, от дерзости, чтобы всегда он следовал путями Твоими, и сохрани его от тлена, ибо рождён он на Святой земле!
И высказал последнее пророчество для Иеhуды: «Не отойдёт скипетр от Иеhуды, и законодатель из среды потомков его, пока не придёт в Шило, и ему повиновение народов». (Бэрешит 49:10). Это предсказание наших будущих дней, которое повторил пророк Йехезкель: «Так сказал Всесильный, Благословен Он - вот Я беру посох Йосефа, который в руке Эфраима и колен Исраэля, объединившихся с ним, и положу его к посоху Иеhуды, и сделаю их посохом единым и превратятся в один в руке Моей». Далее: «И сделаю их народом единым в стране той, на горах Израиля. И царь будет один для всех царём... (Йехезкель 37:19-22).
Обратились глаза Исраэля к женщинам, увидел внучек своих, Сэрах дочь Ашера, и Йохэвед дочь Леви, и сказал:
- Создатель наш, Всесильный и Святой, благословенна Тобой Сэрах, дочь моя, в долгой жизни своей до конца времён она свидетельствовать будет о подвигах Твоего народа! Благословенна Йохэвед в праведности и в чистоте своей, прошу, благослови полным благословением чрево её на сыновей и дочерей, чтобы стали они во главе Твоего народа!
Прикрыл Яаков глаза и видит сыновей Йохевед, ведущих колонны евреев по Синайской пустыне. Видит, как евреи переходят Ярдэн, и слышит протяжный голос шофара. Видит, как открываются царские ворота Первого Храма, и как горит Второй Храм на горе Мория, и горит вся страна его, Эрец Исраэль. Видит толпы изгнанников, бредущих по дорогам земли.
Видит костры инквизиции и чёрный дым из труб крематориев. Видит глаза фанатиков и ненависть их под зелёно-красными флагами, видит притеснение богобоязненных, и как лицемеры насмехаются над отстранившимися от зла. Видит тысячи и миллионы сыновей и дочерей своих в изгнании, во всех пределах земли. Как же удержать их, чтобы не оставили Бога своего?
Боль сжала сердце, стон вырвался из недр души и застрял в горле. Хотел рассказать и не мог, малъах Всесильного сковал его уста. Хотел и не сумел он предупредить своих детей о грядущих событиях, все слова остались невысказанными.
Сидя на ложе своём, Яаков с грустью смотрел на них. Они же поняли это молчание и этот взгляд как беспокойство за их стойкость в исполнении унаследованных традиций. Приблизились к нему и сказали хором:
- Шма Исраэль Ад-най Эло-ену, Ад-най Эхад!(Слушай, Исраэль! Бог наш, Всесильный, Бог один!)
Он ответил им:
- Барух Шем кевод малхуто леолам ваэд!
(Благословенно славное Имя царства Его на веки веков.)
Опустился на ложе своё, и вновь ему открылось видение. Видит, что со всех краёв возвращаются его дети в Эрец Исраэль и оживает голодная земля. Видит отстроенный Йерушалаим, дома учения и синагоги заполнены, и там вспоминают имя его.
Видит, что уцелела божественная мудрость, и мир воцарился повсеместно, а наследие его, народ Исраэля, во главе всех народов земли. Нет уже ни зла, ни насилия, один Закон, и Правда одна на всей земле. Успокоилась его душа и поднялась к небесам.
* * *
Нет более действенной молитвы, чем полное «ШМА». Её следует читать на рассвете, когда лицо знакомого человека видно на расстоянии четырёх шагов, вечером с выходом первых звёзд и перед сном.
Читать можно сидя или стоя, но не на ходу. Если сидим, вставать не следует, а если стоим, чтение заканчиваем стоя. Если человек болен и не может читать сидя, пусть читает лёжа на боку. Нельзя читать «ШМА» в бане, в туалете, в коровнике или в другом нечистом месте. Нельзя читать, если открыты части тела, которые принято закрывать, или перед неодетыми людьми, и также перед женщиной, если не покрыта её голова. Нельзя читать в грязной одежде и с грязными руками, даже чистые руки следует омыть перед молитвой.
Даже если читаем шёпотом, должны слышать собственный голос. Читать следует медленно и осмысленно, с «каваной». Первую строку до «Барух Шем кэвод…» произносим, прикрывая глаза правой рукой так, чтобы пальцы легли подобно лучам в букве «шин».
От начала и до конца последней главы можно прервать чтение, только если появилась опасность для жизни или нужно приветствовать нееврейского царя.
* * *
Успокоилась душа Исраэля, и умер он в возрасте 147 лет, в 2255 году от сотворения мира. Самому старшему сыну, Реувену, было тогда 63 года, а Йосефу - 56.
Сорок дней египетские лекари бальзамировали его тело, семьдесят дней весь Египет оплакивал его.
Потом уложили его на золотые носилки под балдахином, на голову его Йосеф возложил золотую корону, в руку вложил царский жезл, украшенный драгоценными камнями, и повезли его в сопровождении многочисленной египетской знати и военного эскорта в Хеврон. На границе похоронную процессию встретили цари всех стран и сопровождали с плачем до Кирьят Арба, до пещеры Махпела.
У входа их остановил вооружённый отряд Эсава, брата Яакова. «Это моя пещера, - заявил он, - несите хоронить в другое место!».
Вышел перед ним разгневанный Йосеф: «Разве ты не продал своему брату, Яакову, эту страну кнаанейскую за всё наследство отца своего, Ицхака, за его золото и серебро?». Тут же он велел Нафтали срочно доставить из его резиденции в Египте «Договор о продаже» и книгу, в которой записаны завещания Авраhама и Ицхака о наследовании.
Увидел Эсав, что не может доказать право на пещеру, приказал своему отряду атаковать сыновей Яакова. Однако, где правда, там и сила, сорок солдат Эсава погибло, а из отряда братьев ни одного.
Сын Дана, Хушим, был приставлен охранять детей. Был он глухой и не слышал шум битвы, но увидел издалека, что собралась толпа у входа в пещеру, и мечи сверкают. Спросил: «Почему не хоронят Яакова?». Объяснили ему, что Эсав не позволяет. Оставил Хушим свой пост, прибежал к сражающимся, поднял меч и отрубил голову Эсава. Голова скатилась в пещеру, а тело осталось снаружи.
Тогда солдаты Йосефа окружили Элифаза, сына Эсава, и его людей, сбили их на землю и заковали в цепи, и на этом битва закончилась. Многие из отряда Эсава погибли, а оставшиеся в живых схватили обезглавленное тело, унесли подальше и предали земле. А голова его до сегодняшнего дня лежит в пещере.
Сыновья похоронили отца своего, Исраэля, согласно завещанию, в семейной гробнице в пещере Махпела рядом с Леей. Так и лежат наши святые там парами в двух залах: в нижнем зале Адам Ришон и Хава, Сара и Авраhам, а в верхнем - Ицхак и Ривка, Лея и Яаков. А Эсава похоронили на горе Сеир.
В 2309 году, спустя пятьдесят четыре года после этих событий, Йосеф собрал своих братьев и сказал им: «Я умираю, но Б-г верно вспомнит о вас и выведет вас из земли этой в землю, о которой клялся Авраhаму» (Бэрешит 50:25). И взял с них клятву, что когда вернутся евреи в свою страну, возьмут с собой его останки и захоронят на участке, купленном Яаковом у Шэхема, на участке, который завещан ему отцом.
Умер Йосеф прежде всех своих братьев, в возрасте 110 лет, и оплакивали его, как оплакивают царя и вождя народов. А египетские жрецы обработали тело особым составом, уложили в тяжёлый свинцовый саркофаг и опустили на дно священной реки Нил втайне от евреев, чтобы не подняли и не ушли из Египта.
Спустя многие годы Моше рабену поднял из глубин тяжёлый гроб. Сорок лет евреи несли его по дороге в Эрец Исраэль и захоронили на участке Йосефа. До последнего времени там была иешива, где евреи учили Торы, но арабы разрушили её и сожгли книги. Смелые праведные евреи, рискуя жизнью, иногда прорываются туда, молятся там и возглашают: «Шма Исраэль - Ад-най Эло-ену, Ад-най Эхад!».
Теперь имя Исраэль не только собственное имя Яакова, а имя всех его потомков, которые стали еврейским народом, народом Израиля.
Завершаем книгу «Бэрешит» и говорим: «Хазак!». Что значит: укрепились мы и стали сильней. Первую главу мы читали как «Бэрешит…» - в начале, а теперь как «Бэришут» - вправе, по праву стали ведущими в истории человечества.
Огромная ответственность на наших плечах, и чтобы не споткнуться, не ошибитьсяи не опозориться, и завершить достойно свою миссию, перейдём к следующим книгам Торы, будем учить и исполнять заповеди Творца. Будь сильным и благословенным! Хазак вэ барух!