Когда евреи готовились к Исходу из Египта, Б‐г заповедал им принести Пасхальную жертву.
Тора (Бо 12:28) гласит, что евреи пошли и сделали то, что повелел им Б‐г. Принести эту жертву надо было только четырнадцатого Нисана. Но Тора, описывая, как первого Нисана евреи приняли данное им указание, гласит, что они его исполнили.
Почему оно считалось исполненным уже тогда, хотя саму жертву принесли только потом, четырнадцатого Нисана? Отсюда мудрецы извлекают важный урок: готовность выполнить данную заповедь равноценна самому ее исполнению.
Наше величие заключается в способности принять Волю Б‐га даже без понимания ее сути, особенно ввиду того, что мы живем в ограниченном физическом теле, неспособном полностью понимать Б‐жественную Волю.
Более того, приняв безоговорочно то, что нам заповедано, мы обретаем невообразимое чувство удовлетворения, умиротворения и духовной связи с Б‐ гом. Ибо наша истинная сущность заключается в душе, которая питается исключительно исполнением Его Воли.
Чем лучше мы питаем свою душу, тем в большей степени развиваем свою истинную сущность. В отличие от физического тела, питающегося удовлетворением материальной жажды, душа, которая в него заложена, совершенно не материальна по своей сути, она снисходит из духовного мира.
В результате между телом и душой происходит постоянная борьба. Иногда человеку трудно исполнять Волю Б‐га и обретать духовную связь с Ним, ибо лень и другие желания тянут его в противоположную сторону.
Но мы обладаем внутренней силой, которая позволяет нам сделать рывок и пробиться сквозь туман соблазнов. Хотя сначала бывает трудно, потом мы чувствуем, что чего‐то достигли, обрели дисциплину и духовно обогатились.
Для предыдущих поколений исполнение Воли Б‐га было самоочевидной высшей целью. Вера наших предков была настолько велика, что ради соблюдения заповедей они с готовностью жертвовали своей жизнью. Люди в большей степени были приучены трудиться и стремиться к цели, даже если результаты их усилий не сразу были очевидны.
Они понимали, что усилия и труд все перетрут, и рано или поздно дадут результат. Когда цель обретается тяжким трудом, она больше ценится и становится частью самого человека. Но сегодня мы живем в «одноразовом поколении». Люди ожидают немедленных результатов и удовлетворений своих желаний.
Нормой стали забегаловки и пиццерии, одноразовая посуда и не только она. На улице, по которой я лет тридцать назад ходил в школу, была в то время одна забегаловка. Сегодня же на той улице только один магазин, который не является забегаловкой!
Мы ожидаем немедленных результатов от любого процесса, а если он не приходит, то быстро теряем терпение и не желаем прилагать никаких серьезных усилий. А без усилий и труда достигнутое и не ценится, и не становится частью нас. Собирая недавно средства для одного благотворительного фонда, я обратился с просьбой о пожертвовании к одному человеку, с которым в детстве учился в школе и который теперь был финансово успешным.
После того, как он пожертвовал внушительную сумму, я спросил, можно ли обратиться и к его отцу, весьма богатому человеку. Он ответил: «Обратиться к нему можете, но не ожидайте такого же щедрого пожертвования, какое получили от меня.
Начиная с нуля после Холокоста, он был вынужден очень много трудиться, чтобы сколотить свой капитал. А я всего лишь черпаю рукой уже в полных закромах. Легко получаю деньги, легко с ними и расстаюсь».
Научимся же ценить труд и усилия в духовном строительстве. Чем больше мы будем стремиться к исполнению заповедей и ценить их, тем в большей степени добьемся тесной связи с Б‐гом и будем «жить с Ним».