И собрал Моше, «ваякhель, коль адат» сыновей… «Ваякhель» – собрал всю общину, «кеhилу», еврейского народа, всех мужчин и женщин, стариков и детей, от грудного возраста до глубокой старости.
Моше рабену собрал весь народ и предупредил о том, что законы шабата распространяются на весь народ, на каждого еврея. Ибо это «знамение вечное, потому что (в) шесть дней создал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал» (Шмот 31:17).
Сказал им: «Работайте шесть дней недели, но не в шабат». В конце дней каждый, кто соблюдает шабат из народа Израиля и присоединившихся к нему чужеземцев, «чтобы служить Г-споду Ему и любить имя Г-спода, будет стоять на горе Его и получит память и имя» (Йешаяhу 56).
Сказал рабби Ицхак, что Моше собрал сыновей Исраэля, чтобы научить их законам шабата, связать их этой духовной работой и укрепить союз с Творцом (Зоhар «Ваякhель»).
Всевышний, Благословен Он, требует, чтобы мы были святы. То есть изолированы от других народов и не связывали себя их законами и обычаями. Чтобы выделили один из семи дней недели, освятили его.
В тексте Торы сказано: «כָּל-הָעֹשֶׂה בוֹ מְלָאכָה, יוּמָת» – «Тот, кто будет работать (в шабат), умрёт» (Шмот 35:2).
В переводах Торы на русский язык там, где объясняют эту фразу вкралась ошибка, не следует читать, что всякий работающий в этот день, будет убит. Здесь глагол «юмат - יוּמָת» – страдательный hуфаль, поэтому читаем: не будет жить, исчезнет, как еврей, сам из этого мира.
Безусловно, за злостное нарушение шабата бет дин мог приговорить еврея к смерти, но здесь речь идёт о том, что человек, отвергающий шабат, отвергнут Творцом. Как мы знаем, на протяжение 3000 лет евреи сохраняли шабат и шабат сохраняет евреев.
А если станут пренебрегать законами Торы (хас вэ халила!), оставят шабат, нарушится их связь с Творцом и еврейский народ исчезнет с земли, как исчезли сотни других народов.
Поэтому с начала еврейской истории наследники Эсава и Амалека совращают евреев, чтобы нарушали шабат, законы кашрута, нравственные законы и традиции общины. Идёт война, жестокая и непримиримая война на выживание.
Евреи, намеренно отвергающие шабат, кашрут и другие важные законы Торы, подобны перебежчикам во вражеский лагерь, они содействуют уничтожению еврейского народа.
Идолопоклонники оплакивают жизнь, как череду страданий (Будда), а выход из этого состояния нашли – или в беспробудном разврате или в полном отречении от деятельности.
Оптимизм еврейского мировоззрения основан на абсолютной надежде на Творца. Человек получил от Него этот мир, как великий дар, жизнь дана для радости.
Шесть дней работай, а седьмой день – праздник души и тела независимо от пола или возраста. Забудь о своих проблемах. Если ты доверяешь своему Творцу, они найдут своё решение после шабата в соответствие с твоими потребностями и заслугами перед Ним. Независимо от социального статуса или цвета кожи.
В шабат каждый еврей, даже простой каменщик, подобен царю. В праздничной одежде он должен сидеть во главе стола и благословлять на вино и на хлеб. Все материальные заботы пусть останутся в прошлом, а этот день – «онэг», день покоя и радости души.
Еда в этот день насыщает не только тело, но и душу. Пей вино и ешь на радость свою и пой песни, такова заповедь: есть, пить, петь и веселиться в субботу. Это твой главный день, а остальные, будничные, служат ему.
«Ваякhель Моше…» – «И созвал Моше всё общество сынов Исраэля…» (Шмот 35:1). Он созвал, собрал, сплотил на следующий день после Йом hа-Кипурим всех мужчин, женщин и детей. И объяснил им, что все, от мала до велика, могут внести свой вклад в строительство Мишкана, первого Храма в пустыне (Зоhар, «Ваякhель»).
Моше рабену объединил евреев, чтобы исполняли заповеди Торы и привели этот мир к совершенству. Он призвал их участвовать в строительстве Храма, создать модель совершенного мира.
Как это происходило? Бен Иш Хай со слов Раши объясняет, что Бецалель и Аhолиав принимали из рук евреев золотые украшения, драгоценные камни, дерево, шкуры и ткани, и обрабатывали их, чтобы стали деталью Храма или храмовой посудой, или частью одежды Главного Коhена. После обработки все предметы, выполненные из неживой материи, приобрели духовную сущность и дали силу и жизнь обществу сынов Исраэля.
«И сделай Менору из чистого золота…» – велел Благословенный (Шмот 25:31).
Всесильный показал Моше рабену огненный Арон hа-Кодеш, огненную Менору и огненный стол для хлебов. Чтобы именно такой формы изготовили их из золота (Мидраш Тальпиот).
Чистое золото это то, что добыто честным трудом и дано от чистого сердца.
Менора, светильник, изготовленный Бецалелем, весил более 50 кг и имел высоту около 150 см. Ствол меноры символизирует шабат, а шесть ветвей – дни недели (Бен Иш Хай «Тэрума»). Свет Меноры встречал каждого, кто пришёл к Всевышнему со своей жертвой, со своей молитвой.
Два золотых кэрува (два ангела с детскими лицами мальчика и девочки) на золотой крышке «Арон hа-кодеш», ковчега завета, смотрели друг на друга. Когда евреи нарушали законы Торы, кэрувы отворачивались друг от друга (Йома 54-б).
Когда проступки еврейской общины – авода зара (поклонение идолам), гилуй арайот (кровосмешение), несоблюдение законов седьмого года – превысили заслуги, эти главные святыни исчезли из Храма.
В давние времена был в Галиции адмор, рав большой и богатой еврейской общины, святой человек, которого боялись и уважали даже неевреи.
В те времена ездить по дорогам Европы было опасно. Солдаты, сопровождавшие государственных чиновников и почту, постоянно подвергались нападениям разбойников. А евреи редко ездили из одного места в другое.
Только адмор никого не боялся. Он ездил, как король, в карете, отделанной золотом и серебром. В карету запрягали четыре пары породистых коней, покрытых шёлковыми и парчовыми попонами, отделанными серебром. А сам адмор был одет как еврей.
Как-то приехал в город издалека богатый еврейский купец, увидел проезжавшего в карете старца и удивился, не было ещё такого, чтобы евреи ездили в королевских каретах, запряжённых восьмёркой лошадей.
Спросил у друзей, и объяснили ему, что старец этот, раби, святой человек, который творит чудеса, есть на нём «Руах hа-кодеш», божественный Дух. Когда смотрит на лоб человека, читает его мысли и видит всю его жизнь. Раби содержит иешиву, в которой учатся двести учеников и общежитие, где они живут. Евреи всей округи охотно жертвуют ему деньги.
Ещё больше удивился купец:
– Почему раби транжирит еврейские деньги на пустую роскошь?
– Я богатый человек, – сказал он, – есть у меня ткацкая фабрика, где трудятся сто тридцать евреев, я веду большую торговлю с разными странами. Слава Всевышнему, ни в чём не нуждаюсь. Тем не менее, берегу каждую копейку. Почему берегу? Чтобы ответить Небесному Суду, когда призовут к ответу, на что я потратил данное мне Б-гом.
Пока говорили, мимо них опять проехала карета адмора. Сказали купцу:
– Иди, задай свой вопрос ему. Не стесняйся, он очень приветливый и скромный, наш раби, он даст бэраху, благословение, тебе, твоей семье и твоей парнасе.
Тут же, отправился купец к дому адмора. Действительно, раби был очень приветлив, усадил напротив и стал расспрашивать – откуда прибыл, с какой целью, учил ли Тору. Купец отвечал, что да, учил Тору, а приехал по торговым делам из Германии.
Посмотрел рабби на него внимательно и говорит:
– В то время, когда в Йерушалаиме стоял Храм, во дворе, вокруг жертвенника, были вбиты столбы с кольцами, к которым привязывали жертвенных животных. Там же были мраморные столы для разделки туш и железные перекладины для развешивания шкур. Однако, не забудь, что там же была золотая Менора, золотые столы для хлеба и золотой Арон hа-Кодеш, ковчег завета, с золотыми кэрувами на золотой крышке и со скрижалями внутри.
– Каждый из народа Израиля нёс в Храм золото, серебро, драгоценные камни. Бецалель, сын Ури, внук Хура был наделён даром Б-жьим, мудростью, знанием и умением. Он изготавливал из них святые предметы для Храма.
– Написано в Торе, в главе "Ръэ", что Бецалель "думал обдумывая". Что этим сказано? Мы читаем, что он прекрасно знал, как следует изготавливать священные предметы Храма, над чем же он размышлял? Скажи мне, дорогой.
Не знал купец, что ответить.
– Не знаешь? Я объясню тебе. Бецалель брал в руки золото и серебро и видел особым зрением тех, кто принес пожертвования. Особым слухом он слышал спор между мужем и женой, муж не хотел нести, а жена заставляла. Или наоборот. Он видел, что кто–то приносил от чистого сердца, а кто-то – чтобы не отличаться от других.
То, что было пожертвовано во Имя Небес, пошло на изготовление Меноры, Ковчега Завета, хлебных столов и других святых предметов Храма. А что не во Имя Небес, пошло на кольца, к которым привязывали жертвенный скот и на подножия столбов вокруг Храма.
Когда мне приносят деньги, я высыпаю их на стол и смотрю – часть их нельзя использовать, нет в них святости, пойдут на попоны для лошадей или на нужды кучера. А часть из них имеет особую святость, и я трачу их на иешиву, на питание моих учеников и на синагогу.
Слушает купец и удивляется:
– Я же ни о чём не спрашивал адмора, я же не говорил с каким вопросом пришёл к нему. Встал и попросил у рабби прощения. И попросил благословить его.
Бецалель в 13 лет стал великим мастером-строителем. Он брал в руки слитки золота или серебра и чувствовал тепло пожертвовавших их. А иногда драгоценные материалы были, как лёд, в его руках – значит это пожертвование не от чистого сердца или происхождение его сомнительно. Он выбирал что пойдёт для Арон hа-Кодеш, что для золотой Меноры, что для священной храмовой посуды, а что будет служить вспомогательным материалом.
Приношения приближали человека к Творцу. Жертвенник в Храме, на котором приносили жертвы, корбанот, служил именно для этого (Йома 5-б).
Слово корбан происходит от лекарев, приближать. Сказано: «…пусть возьмут приношение для Меня от каждого человека…» – от человека, который преодолел свой «йецер», что делает его злым, скупым, высокомерным и т.п.
Преодолевший «йецер hа-ра» – настоящий человек, его дар будет принят. И это называется Аводат hа-Шем – служение всем сердцем, всей душой, всей своей сущностью (Зоhар «Тэрума»).
Сегодня нет Храма, жертвоприношения существуют как обязательные ежедневные молитвы. Утренняя молитва – шахарит, послеполуденная – минха и вечерняя – арвит. Искренняя молитва связывает с Творцом и искупает проступки.
Молитва – аводат hа-лев, работа сердца, заставляет трепетать «высшие миры» (Йома 88а). Именно такова молитва Неила, завершающая Йом Кипур.