В самом начале этой недельной главы говорится, что шесть дней следует работать, а седьмой – Шабат – посвящать Б‐гу и не выполнять никаких созидательных работ (мелахот).
Хотя Б‐г заповедал построить Скинию, Свою обитель на Земле, тем не менее, святость Шабата настолько велика, что все работы, требующиеся для строительства Скинии, нельзя выполнять в Шабат.
Когда Адам согрешил, он был проклят: ему придется добывать пищу в поте лица. Но до греха он получал пропитание напрямую от Б‐га, без всякой необходимости прилагать усилия.
В Шабат мы поднимаемся на изначальный уровень Адама. Тот, кто решит освятить этот день, сможет ощутить, что такое «жить с Б‐гом», без всякой нужды добывать пропитание трудом. Но тот, кто оскверняет Шабат, тем самым обрекает себя на необходимость зарабатывать на хлеб и в этот день.
Люди часто говорят: «Суббота – это наилучший день для бизнеса. Люди не работают и больше ходят по магазинам». Ответ на это таков: если человек не примет святость этого дня, он и останется для него будничным, и этот человек останется под действием проклятья, обрекающего его на тяжкий труд.
Но если примет Шабат, то откроет двери для Б‐жственного благословения и сверхъестественного существования.
Необходимо понять: даже когда мы прилагаем усилия в течение шести рабочих дней, наши доходы – не прямой результат наших усилий, но дар Б‐га, который милостиво нас кормит.
Автор свода законов «Кицур Шульхан Арух» приводит в качестве иллюстрации следующую притчу: представим себе, что большая рыба, широко разинув пасть, гонится за мелкой рыбешкой, которая пытается от нее уйти.
Они исчезли из виду, но, ввиду соотношения сил, можно быть уверенным, что в конечном итоге большая рыба догонит маленькую. Допустим, после этого мы вновь нашли и поймали большую рыбу. Разделав ее, мы найдем внутри мелкую. Как именно будет она лежать, куда будет повернута?
По логике, головой ‐ к голове большой, в хвостом ‐ к хвосту большой, ибо, удирая от нее, она плыла в том же направлении. Но вполне может оказаться, что она повернута в противоположную сторону: головой ‐ к хвосту большой, а хвостом ‐ к голове.
Почему? Потому что на самом деле большая рыба в конечном итоге так и не поймала ту мелкую рыбешку, за которой гналась, но вместо нее в ее пасть случайно заплыла другая рыбешка!
Заключая следующую деловую сделку, будем помнить, что мы всего лишь выполняем свою обязанность – пытаемся заработать на жизнь. Но истинный источник нашего пропитания – Б‐г, Который часто дает нам то, что нужно, посредством совершенно незапланированных сделок, а то и вовсе ошибок.
Поняв, что на самом деле нас кормит Б‐г, и посвящая Шабат Ему, мы удостоимся реального ощущения, что все, что нам необходимо, посылается напрямую Его рукой.