В первый день Нисана в начале церемонии посвящения Мишкана (Скинии) Моше Рабейну вызвал Аарона и его сыновей, коаним и дал им необходимые указания о порядке службы и жертвоприношений, которые им предстояло проделать. Вместе с ними Моше также призвал старейшин Израиля.
Но почему Моше пригласил на это собрание старейшин? Ведь они не играли особой роли в жертвоприношениях, которыми занимались исключительно коаним.
Талмуд (Санедрин 107б) сообщает, что до времен Авраама пожилые люди выглядели, как молодые и внешне не старели. Так, человек, который хотел поговорить с Авраамом, мог легко по ошибке обратиться к его сыну Ицхаку.
И Авраам обратился к Б‐гу с молитвой, чтобы пожилые люди выглядели старше. Почему это важно? Потому что пожилых людей следует уважать, и для этого их необходимо легко отличать от других.
Но почему так важно выказывать уважение к старшим ‐ к мудрецам, к родителям, к раввинам? Ведь на самом деле почет ‐ это не более чем иллюзия, которая может даже обременять получателя. Ответ таков: уважать старших надо не только и не столько ради них, сколько ради нас самих.
Внушив себе уважение к мудрецам и родителям, мы сможем от них научиться, перенять их опыт. То, что не ценится и чему человек не придает важности, не может послужить источником вдохновения. Если родители выражают поддержку ребенку, когда тот жалуется на учителя, они тем самым подрывают уважение ребенка к учителю, и так он уже от него ничему не научится.
Напротив, чем больше уважаешь человека, тем большему от него можешь научиться. Поэтому на церемонии посвящения Мишкана Моше посчитал нужным выказать уважение к старейшинам и сделать их участниками этого важного события.
В современном обществе принято считать, что «будущее ‐ за молодежью» («мир принадлежит молодым»). Нельзя сказать, что это совсем не так: действительно, именно молодежь представляет будущее поколение, продолжение нашего общества.
Также именно молодежь наиболее способна стремиться к идеалу, работать над собой и добиваться перемен. Тем не менее, Тора придает огромную важность старшинству. Нам повелевается вставать не только перед мудрецами Торы, но и перед любым пожилым человеком.
Человек ‐ продукт всего своего опыта и своих действий. Поэтому пожилой человек, который столько прожил и впитал столько ценного опыта, представляет собой живую кладезь мудрости. Тем более, пожилой человек, который одновременно является и ученым Торы: в добавок к собственному опыту он также постиг мудрость и философию Торы, вследствие чего он глубоко понимает мир и людей, и видит далеко вперед.
Будем же всегда уважать и ценить наших старейшин, родителей и раввинов, чтобы извлечь как можно большему у них научиться!