Эстер взывала к Всесильному: «Владыка Мира, мы просили спасти нас от собаки и от меча, а Ты привёл на нас разъярённого льва!»
Сказали мудрецы, что Он дал сыновьям Израиля достойного врага, чтобы не было им унижения от того, что терпят бедствия от недостойных. Паро в Египте, Навухаднэцар в Бавеле и Ахашверош в Персии подтвердили престиж еврейского народа в этом мире.
А Эстер, дочь еврейского мудреца, возвысилась над царицей Вашти. И при этом царский советник Харвона заслужил благословение за его слова, обращённые к царю (Мидраш «Талпиот»).
Сказал раби Леви, что Ахашверош это царь Персии Артаксеркс, Артахшашта в персидском произношении, что означает «Владеющий праведным царством». Мудрецы говорили, что он был «мартиях» и «таш» – горячий, вспыльчивый, и слабохарактерный. Он был возвеличен для того, чтобы мир увидел, как Всесильный защищает Свой народ.
Он получил власть над 127 странами, и Эстер стала царицей над 127 странами за каждый год жизни Сары, которая прожила 127 лет (Мидраш Раба).
Ахашверош, в прошлом царский конюх, не был законным наследником престола. В честь своего благополучного царствования он устроил пир на весь мир. Среди множества драгоценных вещей, которые его окружали, решил показать гостям своё самое дорогое приобретение, свою главную жену красавицу Вашти. Но она оскорбилась и не исполнила приказ. Не могла царица, царская дочь, явиться без одежды и показать народу свой хвост.
Ахашверош был в гневе на неё, выслушал своего советника Мемухана и велел исполнить его совет, примерно наказать Вашти и найти ей замену.
Талмуд говорит, что Мемухан это Аман, так как он всегда готов (мухан) причинять людям (пуранут) зло, бедствие, несчастье (Бавли, Мегила 12б).
В то время, когда еврейское государство ещё не окрепло в окружении враждебных племён, во главе Израиля встал первый еврейский царь Шауль. А амалекитяне, наследники Амалека, постоянно нападали на еврейские селения, они грабили, убивали и, в конце концов, привели на Израиль довольно большую армию.
Царь Шауль через пророка Шемуэля получил приказ Всесильного выйти на заповеданную войну и уничтожить весь род Амалека. Евреи победили, но Шауль нарушил заповедь и оставил в живых Агага, царя амалекитян. От него это племя возродилось вновь.
Потомки Амалека и сегодня отличаются особенной алчностью и жестокостью, а ненависть к евреям они пронесли сквозь века. И хотя невозможно установить кровное родство врагов Израиля, наших современников, с Амалеком, мы видим и ощущаем их ненависть.
Мардехай был внуком еврейского царя Шауля, ему предстояло исправить ошибку своего предка, уничтожить Амана, внука Агага. И в большей степени это удалось.
Эстер – дочь брата Мардехая и, соответственно, была правнучкой царя Шауля. В изгнании она стала невестой Мардехая.
Он просил её скрыть своё настоящее имя Адасса и скрыть своё происхождение, чтобы у неё не было преимущества перед другими кандидатами. Он не хотел, чтобы она прошла отборочный конкурс, куда её увели насильно. Но когда Эстер стала царицей, увидел в случившемся волю небес (Бавли, Мегила 13а).
Аман бросал жребий, искал в случайном расположении бараньих костей (альчиков) благоприятный день для еврейских погромов, он не понимал, что не случай или звёзды на небесах, а Б-г управляют событиями. «Если бы не Г-сподь, который был с нами, когда встали на нас люди, то живыми поглотили бы они нас, когда разгорелся гнев их на нас» (Теhилим 124:2-3).
Мардохай объяснил Эстер, что она избрана Б-гом для спасения народа Израиля. И она нашла наиболее подходящие пути к уничтожению замысла Амана. Во-первых, просила евреев три дня поститься и просить Б-га о милосердии и защите.
Во-вторых, нашла действенный способ перехитрить Амана, сумела убедить Ахашвероша, что Аман замышляет измену. Благодаря Эстер евреи получили право на самооборону, взяли в руки оружие и перебили врагов.
Защищать себя, защищать свой народ – обязанность каждого еврея, но не всем евреям, подходящим по возрасту и по состоянию здоровья Тора позволяет участвовать в войне. Самые лучшие воины – богобоязненные евреи, мудрецы Торы, преданные своему народу.
Время от времени над еврейским народом возникает угроза тотального уничтожения. Когда уже не остаётся надежды, приходит чудо спасения, и после тяжких потерь народ возвращаемся к жизни с просветлённой душой, но, увы, к прежним ошибкам. Для еврейской истории нет рационального объяснения.