Мишна в трактате Авот (1:2) гласит, что мир держится на трех столпах: изучении Торы, служении Б-гу (жертвоприношениями в Храме, а сегодня – молитвами) и милосердии.
Возможности и способы творить людям добро бесконечны. В этой недельной главе (Реэ 14:22) обсуждается заповедь асер теасер – отделять десятину от своего урожая и отдавать ее левитам, помогая им выжить. Отсюда мудрецы также выводят заповедь отделять десятину от своих доходов и отдавать ее тем, кому меньше повезло в жизни.
За это Б-г обещает благословение и процветание. Но некоторым нелегко расставаться со своим богатством. Они его заработали, и им трудно понять, почему они должны отдавать то, что по праву принадлежит им. Прежде всего, таким людям следует задуматься, в действительности ли, жертвуя деньги на благотворительность, они их лишаются.
Ведь по окончанию жизни они все равно покинут этот мир без своего материального состояния. А затем получат вечное богатство в виде награды, заработанной за благотворительность! Так является ли благотворительность расставанием со своими деньгами или, может быть, дальновидной инвестицией? Во-вторых, надо понять, что все заработки на самом деле даются Б-гом.
Ведь человек может приложить огромное количество усилий и все равно не добиться успеха, а может сделать маленький шаг и попасть под золотой дождь. Для нас, верующих, это свидетельствует о том, что все от Б-га, и только Он в конечном счете решает, удастся ли нам что-либо заполучить или удержать. Как удостоиться благословения Б-га? Разумеется, надо стараться как можно лучше соблюдать Тору и заповеди.
Одного человека, пришедшего к раввину с жалобой, что все у него в жизни плохо – со здоровьем, с деньгами, с семейной гармонией – раввин спросил: «А вы соблюдаете Шабат, каршут и т. д.?» Человек ответил отрицательно. «Что ж, не удивительно, что вас одолевают все эти проблемы. Невозможно ожидать от Б-га благословения, если сами ничего не даем».
Вместе с тем, могут быть и другие, неизвестные нам причины, по которым Б-г не дает человеку богатство. Может быть, ему оно пошло бы во вред, и лучше вместо этого дать ему эквивалент в будущем мире, где таким образом увеличится его вечная награда. Но мудрецы также дают совет: если с деньгами становится трудно, надо больше жертвовать их на нужды благотворительности.
На первый взгляд, это противоречит всякой логике: ведь если денег меньше, то и давать человек может меньше! Но ответ таков: давая деньги бедным, человек показывает, что Б-гу стоит в него вложиться. Ибо он будет хорошим посредником, с помощью которого Б-г сможет поддерживать малоимущих. Таким образом, чем больше мы будем давать, тем больше получать.
Рав Йонатан Салем