Читаем мы в этой главе: «И будет, когда ты войдёшь в эту страну, которую Г-сподь, Б-г твой, даёт тебе в удел, и наследуешь, и поселишься здесь, то возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, даёт тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберёт Г-сподь, Б-г твой, чтобы там пребывало имя Его» (Дэварим 26:1-2).
Что значит «войдёшь в эту страну?» Когда мы входим в пределы Эрец Исраэль, должны говорить, что не пришли, а поднялись, ибо эта страна – духовная вершина, возвышающаяся над всеми странами, над всей планетой. Именно поэтому все народы стремятся изгнать евреев и овладеть ею.
Подъём, восхождение на иврите называется «алия», первую «алию» в страну, унаследованную от Яакова Исраэля, евреи совершили с Иеhошуа бин Нуном 10 Нисана 2488 года (от сотворения мира). С тех пор эта страна называется «нахалат Яаков – Эрец Исраэль».
В 3205 году ассирийцы захватили всю северную область страны и увели в изгнание 10 колен народа Израиля. В 3327 году армия Навухаднэцара оккупировала Эрец Исраэль, и тогда ещё 70 тысяч богатых и знатных евреев были угнаны в Бавель. В 3338 году солдаты под командованием Навузарадана вырезали почти всех жителей Йерушалаима и сожгли Храм, возведённый царём Шеломо.
Но в 3408 году изгнанники вернулась в Эрец Исраэль и отстроили Храм.
Это была вторая «алия».
Четыреста двадцать лет спустя, в 3828 году после долгой кровопролитной войны римляне полностью разрушили Второй Храм, разрушили и перепахали город Йерушалаим. Миллионы евреев были убиты, порабощены или бежали в чужие края. И началось рассеяние народа Израиля по всему миру.
В память о Б-жественном присутствии, о Шехине, под горой Мория осталась Западная стена Храма, Стена Плача. Только немногим удавалось прислониться к её немым камням и омыть их своими слезами.
Прошло ещё 569 лет и на том месте, где был Бет Микдаш, святой Храм Йерушалаима, захватчики из арабских стран возвели свою мечеть. С тех пор доступ для евреев туда закрыт.
«Алия» возобновилась в 1882 году (по европейскому летоисчислению), когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе. Тогда Святая Земля, которую римляне назвали Палестиной, была провинцией Османской империи. Около 35 тысяч евреев прибыли сюда с 1882 по 1903 год.
Это была уже третья «алия».
В 1903 году начались погромы в Российской империи. И невольно создаётся впечатление, что народы разных стран соревновались и соревнуются сегодня – кто проявит большее изуверство к изгнанникам.
Около 40 тысяч евреев из Восточной Европы совершили четвёртую «алию» с 1904 по 1914 год.
В 1929 году власть в Германии захватили нацисты. Это стало началом мировой войны и тотального преследования и уничтожения евреев Европы. За период с 1929 по 1939 год 250 тысяч евреев сумели совершить пятую «алию».
В последующие годы, не смотря на противодействие Британии, во время войны и после войны до 1948 года, до образования государства Израиль, к первым беженцам присоседилось ещё 110 тысяч евреев.
В это время умножились преследования евреев в странах ислама, вся земля там была полита еврейской кровью. Евреи спасались от бесконечного арабского беспредела, шли из Йемена, Ирака и Ирана пешком через пустыню, добирались из Северной Африки по морю и по воздуху. До конца 1951 года 690 тысяч человек совершили уже шестую по счёту «алию».
В семидесятых годах 20-го века началась «алия» из Совесткого Союза. Она проходила в два этапа, первый был ограниченным и вскоре иссяк из-за противодействия советских властей, а второй, самый мощный за все годы рассеяния, начался в 1989 году.
После развала советской империи дорога для евреев на родину открылась полностью. Эта восьмая «алия» стала спасением не только для евреев, но и для сотен тысяч людей из других народов, нашедших дом в Израиле.
Заповедь жить в Эрец Исраэль равна по важности всем заповедям Торы (Сифри), запрещается покидать её, чтобы жить в другой стране (Тосефта, Авода зара, 5:2). Мишна говорит, что любой может заставить переехать в Эрец Исраэль, но никто не может заставлять других покинуть её (Кэтубот 110б).
Иноплеменники, в том числе арабы, могут жить на Святой Земле, если станут соблюдать «семь заповедей Ноаха». Если откажутся от идолопоклонства, богохульства, убийства, не станут есть от живой плоти, если откажутся от разврата и воровства, если признают законны суда. Но если совершают любое из этих преступлений, их следует немедленно изгнать.
А евреи обязаны исполнять здесь 613 заповедей, как сказано в Торе: «И Г-сподь превознёс тебя ныне, чтобы ты был Ему особым народом, как Он говорил тебе, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его» (Дэварим 26:18). Это значит, что если евреи будут соблюдать заповеди, Творец сохранит их и умножит на земле.
В настоящее время нет Храма, и мы не можем приносить первые плоды своих садов и полей. Но мы должны беречь землю, которая нас кормит, ухаживать за ней, защищать от врагов. Эрец Исраэль предъявляет к евреям особые требования, благословен тот, кто принимает их и проклят отвергающий слова своего Создателя.
Праведные иноверцы признают за евреями право на эту страну. Например, шейх Ахмад Адван, арабский учёный исламист из Иордании, написал на своей личной странице в Facebook, что Аллах предназначил Святую землю детям Израиля до Судного дня. К сожалению не все евреи понимают, что их личное благополучие зависит от того, с какими намерениями они готовы жить на этой земле.
После Дарования Торы евреи были очень близки к Творцу. «Хлеба вы не ели и вина и шейхара вы не пили, дабы знали, что Я Г-сподь, Б-г ваш» (Дэварим 29:5). Евреи были полностью освобождены от всех материальных забот, ман и вода из колодца Мирьям поддерживали их святость на высоком уровне. Одежды их не ветшали, обувь не снашивалась, так как они полностью доверились Божественному Провидению.
Наше время называют «йерида» – спуск. Праведники, как звёзды поднимаются к небесам, а народы земли спускаются по ступеням духовной деградации. Еврейские мудрецы предупреждали: «Перед приходом Машиаха все государства погрязнут в неверии, и не будет упрёка» (Бавли, Сота 49-б).
Сбываются слова Раши о том, что не будет человека, который мог бы показать им злые поступки их. И не сможет один упрекнуть другого, ибо тот скажет ему: «Ведь ты такой же!»
В наше время сыны Израиля потеряли ощущение присутствия Б-га в этом мире и «создали государство неверующих, как и прочие на земле» (Рафаэль Айзенберг, «В конце дней», гл.3). Если Израиль перенимает мерзкие обычаи других народов, значит, совершает «хилул hа-Шем», осквернение Имени.
«И сказал Моше и священники левиты всему Исраэлю так: внимай и слушай, Исраэль! Ныне стал ты народом Г-споду, Б-гу твоему» (Дэварим 27:9). Когда двенадцать семей, двенадцать колен получили Тору, заповеди, стали они единым народом. С тех пор «Господин, благословен Он, поставил направление всего творения и его возвышение в зависимость от деяний Израиля» (Рамхаль, «Дэрех Ашем» 4:9)
Поэтому левиты с горы Эйвал провозгласили проклятие тому, кто делает идолов, злословит отца своего и мать свою, сдвигает межу (границы своего владения), сбивает слепого (человека, не знающего законов) с пути, проклятие тому, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову, тому, кто развратничает, насилует и убивает. «Проклятие тому, кто не осуществит слов закона этого исполнением их» (Дэварим 27:11-26).
Откроем книгу «Эйха», невозможно её читать без душевной боли. А перед нашими глазами, как на экране, дети, зарубленные арабами Хеврона, газовые камеры плотно набитые раздетыми женщинами, хасиды, живьём замёрзшие в урановых рудниках России... В ужасных проклятиях главы «Ки таво» – предупреждение на будущее, проклятия, которые сбывались и сбываются.
Творец объясняет людям причину несчастий, надо быть очень упрямым, чтобы не понять Его.
Все евреи, женщины и мужчины, добрые и недобрые, верующие и неверующие, богатые и бедные, умные и глупые, рыжие и черные, все евреи (европейские, азиатские, горские, заморские), где бы они ни жили, состоят в одной связке. Напрасно они извиваются, кричат и пытаются оторваться друг от друга.
За преступления одних – проклятия ложатся на всех. «Сказал раби Иеhуда: "Израиль будет избавлен только в том случае, если совершит «тшуву», но придёт он к этому лишь через бедствия, скитания и голод» (Пирке дэ раби Элиэзер 3).
Бейте себя в грудь и читайте видуй! Раскаивайтесь за ложь, за обман, за грабёж, за насилие, за разврат в нашем народе!
Следует бить себя по губам за то, что наши евреи ели свинину и «невела» (мясо убитого животного). Бить себя по щекам за то, что они пошли в услужение к Эсаву и Ишмаэлю, за то, что ненавидели друг друга, за то, что не учили детей Торе, за то, что позорили своих родителей.
Главы Торы "Ки тецэ" и "Ки таво" всегда читаем в месяце Элул, перед Рош hа-Шана, перед Днём Страшного Суда. Еврейский народ, созданный самим Творцом, в состоянии раскаяться и вернуться к исполнению Его законов. Из страдания возрождается любовь к Творцу и желание быть достойным Его благословений.
Мы скорбим о тех, которые не боятся Б-га и не просят у Него прощения. Их беда не в том, что они могут внезапно обнищать, заболеть, стать жертвой аварии или утонуть, кого-то из них ждёт ужасное наказание – карет, полное уничтожение души.
Если ты не враг себе, сделай переучёт, «хешбон» в оставшиеся дни до Рош hа-Шана, подсчитай «приход» и «расход» в бухгалтерии души. С раскаянием, с молитвой, только они имеют значение в это время.
Рав Саадия Гаон и Рамбам, рассматривая вопрос о молитве в пору бедствия, со всей очевидностью утверждают, что молитва есть не что иное, как средство возвращения человека к Б-гу. Молитва должна идти от чистого сердца. Как сказано: «У кого руки не загрязнены и сердце чисто» (Теhилим 24, 4).
Не проклятие, а благословение мы ждём с Небес. «Чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал, для восхваления, для славы и для величия, и чтобы был ты народом святым у Б-га, Всесильного твоего, как Он обещал» (Дэварим.26:19).
Не стоит смущаться этими словами Торы, которая обещает нам возвращение к святости и поднимает над другими народами. Творец дал нам трудное и опасное задание – исправлять этот мир. Исправляя себя, мы исправим и улучшим человечество.
Г-споди, дай силы Твоему народу!
«Йешаяhу» 60:1-22
В преддверии трагических и славных дней существования мира, прежде, чем «тьма покроет землю и мрак – народы» (60:2), соберутся в Эрец Исраэль все евреи, чьи души приняли свет на горе Синай во время Дарования Торы. «Подними глаза твои, (оглядись) кругом и смотри: все они собираются, идут к тебе, сыновья твои издалека идут, и дочери твои на стороне (у плеча) носимы будут» (60:4). Только они, а все те, которые удерживают в Израиле законы, противоречащие законам Творца, будут исторгнуты навсегда.
Это будет новое общество, освобождённое от клеветы и позора, что долгие века преследовали народ. «И пойдут к тебе согбенными сыны притеснителей твоих, и поклонятся стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Г-спода, Ционом Святого Исраэля» (60:14).Это будет время переоценки ценностей, когда изменится отношение евреев друг к другу и иноплеменников к евреям. Духовное богатство всех народов земли, очищенное от «авода зара», служению идолам, найдёт своё место в Эрец Исраэль. Тогда евреи сообща с представителями других народов отстроят Йерушалаим.
Рав Адам Давидов