«Ницавим» значит – существуете, находитесь здесь. +
Сказал Моше рабену: «Все вы ницавим» сегодня пред Г-сподом, Б-гом вашим…» (Дэварим 29:9). Сказал нам? А кто мы и где мы находимся сегодня, утром, днём, вечером, ночью, когда звёзды мигают над нашими домами? В чём смысл нашего существования, чем наша жизнь отличается от существования других людей и животных? Если не спрашиваем и не пытаемся понять, значит не ушли далеко от тех существ, которые живут только инстинктами.
Человек один, когда он сам по себе, подобен щепке, которую несёт бурное течение реки. А когда осознаёт свою связь с Б-гом и со своим народом, когда понимает, что он часть сложной духовной системы, которой управляет Творец мироздания, спокойно проходит все этапы жизни и доволен своей судьбой.
Мы «ницавим», находимся перед Ним, «перед Его глазами» сегодня, hайом (הַיּוֹם), в этот день, который начался от сотворения мира и продолжается до завершения его.
Поэтому Давид hа-мелех повторял днём и ночью: «Шивити Ад-най ле-негди тамид…» (Теhилим 16:8). То есть: «Всегда Б-г мой передо мной и мне не скрыться от Него».
Он видит каждое наше действие и слышит даже не высказанное. «Не лицеприятствует Он князьям, не пред¬почитает богатого бедному, все подвластны Ему» (Иов 34:19). Создатель видит каждого человека насквозь, когда тот бодрствует и когда спит, когда болен и когда здоров, когда совершает в тайне подвиг или преступление.
Даже когда на нём генеральский мундир или он надел чёрный сюртук и большую шляпу важного раввина, видит всё то, что человек пытается скрыть от других людей.
– Есть среди вас и праведники, и злодеи: «…может быть есть среди вас корень, приносящий яд и полынь…» (Дэварим 29:17). Это было сказано в тот год, когда евреи готовились совершить восхождение Заповеданную Страну, однако это актуально для всех будущих поколений (Рамбан, «Дэварим» 29).
Сегодня очевидны все признаки эпохи Машиаха, всё то, о чём предупреждал рабан Гамлиэль: «Кнессет превратится в публичный дом, евреи, выселенные из своих домов, будут скитаться по стране и не найдут пристанища, мудрость знатоков Торы завоняет, богобоязненных возненавидят, лицо поколения станет, как лицо собаки, истина сокроется, а отстранившиеся от зла будут сходить с ума» (Дэрех Эрец Зута, гл. 10).
Сбываются благословения и проклятия, напрасно упорствует человек, говорит: «мир будет мне, хотя буду ходить по произволу сердца моего… И падёт на него всё проклятие, написанное в этой книге» (Дэварим 29:18-19).
Глава «Ницавим» о том, что все мы удивительным образом связаны и отвечаем за проступки наших соплеменников не только в одном поколении, но во всех – от сыновей Яакова до нас с вами. Моше рабену собрал мужчин и женщин, отцов и детей, князей народа и геров и дал последнее наставление, чтобы знали, что они навсегда стали поручителями друг за друга (Ор hа-хаим, «Ницавим» 9). Чтобы поддерживали друг друга жить по заповедям Торы и не принимали на себя чужие обязанности, не следовали чуждым законам, не ассимилировались в среде идолопоклонников.
Сегодня евреи составляют 0,02 % от всего населения земли, но война против евреев и за еврейские души идёт во всех странах мира. Евреи оказались не только перед лицом Всевышнего, но перед лицом всего человечества. Еврейский народ приобрёл огромный жизненный опыт, который недоступен другим народам. Мы видели взлёты и падения, славные годы и годы позора. Ни один народ не выдержал бы тех страданий, которые пришлись на его долю.
На протяжение веков пытались развратить (по совету Билъама) или уничтожить евреев, или же лишить истории. И поэтому на развалинах Храма и над могилами еврейских пророков и мудрецов ишмаильтяне построили мечети, а Эрец Исраэль назвали Палестиной.
Ошибаются ищущие в заповедях мистическую тайну. Нет, говорит Тора, не на небесах она и не для особых и одарённых людей. Заповеди Торы – для каждого из нас. Чтобы наша жизнь сегодня, сейчас, была физически и духовно здоровой и богатой.
Сказал Коhэлет: «В конце концов, всё будет услышано, Всесильного бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом и состоит весь смысл сотворения человека. Ибо все дела Всесильный рассмотрит на Суде, включая всё потаённое, будь то хорошее или плохое» (Коhэлет 13:12)
Создатель наш даёт надежду душе каждого человека, если он не законченный злодей. Милосердный, Он возвращает её в мир для исправления.
Раби Менахем Менаше в комментариях («Аhават хаим») на эту главу Торы приводит рассказ о праведном богобоязненном еврее по имени Йона, который посвятил себя изучению Торы.
Он пришёл к своему учителю, к Бааль Шем Тову и говорит: «Раби, тяжко мне, нет заработка и нет пропитания моей жене и детям. Научи меня, скажи, как обеспечить семью и учение моё не прерывать?
Ответил ему раби: «Скажу тебе, дорогой мой Йона, сегодня же отправляйся в город N и найди дом известного богача, господина N. Скажи ему, что я послал тебя, и получишь от него полное обеспечение для себя и для своей семьи».
Обрадовался Йона, и так как у него не было денег на дорогу, пошёл в тот город пешком. Добрался вечером, когда евреи после вечерней молитвы уже возвращались домой. Он вошёл в синагогу, где сидели старики и учили Тору. Помолился сам и спрашивает у них, знают ли они такого человека, богача, по имени N, и как его найти?
Удивились старики и отвечают, что человек, о котором он спрашивает, умер шестьдесят лет тому назад. Он был очень богат, все дома и магазины на центральной улице принадлежали ему. Но скупой был и гордый, в синагогу не ходил, общине не помогал, и работникам своим не доплачивал, и угнетал их бессердечным образом.
Опечалился Йона: «Неужели рав обманул меня или посмеялся надо мной? Не может такое быть!» Пришлось ему возвращаться с пустыми руками.
А когда вернулся, подошёл к своему учителю, хотел сказать ему: «Что же ты послал меня к человеку, который уже шестьдесят лет покоится под гранитной плитой?»
Но раби Бааль Шем Тов опередил его и говорит: «Ты был в том городе? Ты видел дворец? Ты видел, как богат был тот человек, к которому я послал тебя? Так знай, что всё это было твоим в то время, когда твоя душа была в его теле. Это твой гилгул (ренкарнация), твоя душа вернулась в этот мир для исправления. Поэтому ты теперь праведник и талмид-хахам, и для тебя нет другой жизни, как терпеть и страдать в этом мире. По милосердию Всесильного, благословен Он, твоя душа не вошла в Геhином и не наказана страшной казнью, каретом, устранением из мира».
Заповеди Его доступны каждому человеку, Он не даст сверх нашей возможности, было бы желание их исполнять. Есть заповеди, которые человек должен исполнять своим телом, например, для мужчин это – возлагать тэфилин, а для женщин – очищаться в водах миквы. И есть заповеди, которые обязан исполнять душой, любить Б-га, любить Эрец Исраэль, любить людей.
В зависимости от своих действий в этом мире, человек или навсегда погибнет, или приобретёт Олам hа-ба. У нас нет другого пути, как только полагаться на Б-га и служить Ему ради своего блага душой, сердцем своим и телом. Всё в нашей жизни связано воедино, семья, пропитание, здоровье, мир. Сказал Он: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло (Дэварим 30:15).
Среди нас есть немало таких, которые совершают проступки и преступления, добиваются богатства, славы и почёта и довольны сегодняшним днём. Они не знают, что Всесильный позволил им получить всё это только на один длинный день. А потом полное исчезновение и сгорят их души, пропадут навсегда.
«Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Дэварим 30:19).
Исполняй свои обязанности перед Б-гом, и во имя служения Ему люби свою жену, своего мужа, люби своих детей, своих родных, свой народ, беспокойся о благополучии их и защищай от врагов. И тогда «Благословит тебя Г-сподь с Цийона и увидишь благополучие Йерушалаима во все дни жизни твоей. И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир над Израилем» (Теhилим 128:5-6).
Куда пошёл он от евреев, которые стояли и слушали последнее наставление своего вождя? Раньше мы читали: «И сказал Моше» или «И говорил Моше», а теперь: «Пошёл». Так говорят о том, кто уходит в «другой мир».
В рош ходеш месяца Шват Моше рабену узнал о скорой своей кончине. Он собрал старейшин и глав колен Израиля и объявил, что после него вождём еврейского народа станет его ученик Иеhошуа бин Нун.
С первого дня месяца Шват до седьмого Адара Моше рабену читал книгу Торы старейшинам и вождям народа, читал то, что ночью писал на отбеленном пергаменте.
Ночью он молился и просил Всесильного: «Дай мне перейти, и увижу я эту хорошую страну, что по ту сторону Ярдэна, прекрасную гору и Ливанон!» (Дэварим 3:25).
Шестого Адара Всесильный сказал ему: «Взойди на вершину Писги, и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдёшь ты этот Ярдэн! Дай повеления Иеhошуа, и укрепи его, и утверди его, ибо он встанет во главе народа этого и он завоюет для них страну, которую ты видишь» (Дэварим 3:27-28).
Рано утром 7 Адара Моше рабену призвал своего верного и любимого ученика Иеhошуа бин Нуна. Они вошли в Шатёр Откровения (Оhель Моэд), Моше рабену возложил на голову Иеhошуа обе руки, благословил и передал ему от себя божественную энергию.
Они вышли из шатра, Иеhошуа бин Нун остался у входа, а Моше рабену пошёл к горе Нево. Тысячи глаз смотрели вслед, но никто не мог сдвинуться с места и никто не мог произнести слово, пока он не исчез среди горных скал.
И оставил он сынам Исраэля песню своё завещание, песню «hа-АЗИНУ» и Тору, которая подобна дождю, питающему благодатную почву. С ней еврейский народ возрождается к жизни после каждого бедствия.