Комментарий р. Адама Давидова к главе Торы «Ваера»

Комментарий р. Адама Давидова к главе Торы «Ваера»

ВАЕРА

 

 

Не отделяем эту главу от предыдущей «Лех леха», так как ранние события в жизни Авраhама подобны корням могучего дерева. А мы с вами плоды от этого дерева. Как сказано: «Авраhам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли» (Бэрешит 18:18).

Г-сподь явил Себя – ваера элав – Авраhаму на третий день брит мила. Было очень жарко, а он сидел у входа в шатёр и ждал гостей, так как было время обеда. «И он возвёл очи и вот, три мужа стоят возле него» (Бэрешит 18:2). Они (малъахим, ангелы) появились внезапно, Авраhам увидел и понял, что это не обычные путники. Он хотел встать перед Шехиной, но Благословенный сказал ему: «Сиди, ты пример для потомков, они будут сидеть в синагогах и в домах учения, а Шехина будет перед ними стоять (Бэрешит Раба 48:7). Но он встал, и тогда эти трое отдалились, а он поспешил к ним, поклонился и привёл в свой шатёр.

Ваера элав – Г-сподь явил Себя Авраhаму в лице трёх посланников, Михаэль справа, Гавриэль слева, Рэфаэль прямо, а за ними Уриэль, но он сразу исчез. Сказал раби Аба: «После того, как обрезан был Авраhам, было открыто ему сокровенное» (Зоhар, «Ситрей Тора»). Раби Элиэзер пишет, что брит мила Авраhама была 10 Тишрея, в день Йом hа-Кипурим (Пиркей де-раби Элиэзер 29). В другом месте мы нашли, что брит мила Авраhама была 13 Нисана, и гостей он принимал 16 Нисана 2047 года от сотворения мира («Седэр а-дорот» р.Ихиэль бен Шеломо, стр. 36). Примем это мнение, так как Ицхак должен родиться ровно через 12 месяцев после этих событий, в Песах, в месяце Нисан (Рабену Бахье, «Ваера» 18:10).

Не следует удивляться, что Авраhам обращается к малъахим, к ангелам, как к одному лицу, в каждом из них часть великой сущности Творца, и вместе они представляют своего Господина. Михаэль пришёл сообщить о том, что Сара родит сына. Гавриэль идёт уничтожить пять городов в Сэдомской долине, где поселился племянник Авраhама. А Рэфаэль должен излечить Авраhама после операции (Рабену Бахье, «Ваера» 2). Михаэль – это имя славы Всесильного, именно к нему обратился Авраhам: «Владыка! если я обрёл благоволение в очах Твоих, не пройди мимо раба Твоего» (Бэрешит 18:3).

Когда гостеприимный хозяин предлагает гостям напитки и еду, им не следует обижать его и отказываться от угощения. Даже ангелы, которые не нуждаются в материальной пище, приняли приглашение Авраhама и сели за стол. Авраhам угощал их телячьими языками с горчицей, это намёк на молитвы и на приправу к молитвам, и здесь скрыт глубокий смысл Торы (Мидраш Тальпиот). Ведь говорят, что язык праведника мягкий, а у злодея на устах мёд, но в сердце – яд.

В заслугу Авраhама, за то, что не жалел воду для путников, чтобы омыли ноги свои от пыли, расступились воды моря, Ям Суф. За то, что кормил путников хлебом, потомки его, евреи, сорок лет в пути к Земле Обетованной ели чудесный хлеб – ман (Бэрешит Раба 48:10-12). И за полное доверие, что в 99 лет не пожалел крови своей и достиг совершенства, Всесильный вернул молодость ему и Саре, «и сказал Он: Я вернусь к тебе в это же время, и будет сын у Сары, жены твоей» (Бэрешит 18:10). А так как Сара слушала, о чём говорят посланники Б-га и от великой радости смеялась, цахака (צָחֲקָה), за стеной шатра, сын её получил имя Ицхак.

Следует обратить внимание на поведение Сары, на её скромность, цниют (צניעות), качество, присущее праведным женщинам. Она готовила и пекла для гостей, но не входила к ним, так всегда было принято в ерейском доме, что женщина не садится за стол и не вступает в беседу с посторонними мужчинами. Авраhам и Сара – праведные и любящие друг друга муж и жена, Всевышний дал им возможность ощущать сияние Шэхины, присутствие Своё в их доме (Сота 17б).

На заре своей истории человечество получило основные законы (семь законов Ноаха) и моральные принципы (дэрех Эрец), которым обязано было следовать. Запрещено идолопоклонство, богохульство, убийство, воровство, разврат, запрещено есть часть от живого животного и обязаны люди создавать суды и судить по справедливости. Общество должно заботиться о своих гражданах, о благополучии и образовании, о сохранении моральных принципов, где обязательны уважение старших и гостеприимство, а также честность при взаиморасчётах.

Но люди ухитрились извратить понятия добра и зла настолько, что слава об их жестокости, жадно­сти и порочности дошла до нашего времени. Не было более благодатного края на земле, чем долина Сэдома и Аморы с необыкновенно плодородной поч­вой и открытыми залежами золота и серебра. Жи­тели пяти городов в долине были очень богаты, хотя не тратили много усилий для обогащения. Они изощрялись в разврате, а содо­мия открыто практикова­лась взрос­лыми и детьми.

Судьи, заседавшие у ворот, сурово наказывали за любое проявление милосердия и оправдывали во­ров и убийц. Более того, люди долины открыто горди­лись своим образом жизни и презирали тех, кто не был подобен им. Но всему приходит конец, огромный гнойник на теле земли должен был лоп­нуть.

Всевышний привёл человека в это мир для исправления и совершенствования. Большинство пороков можно исправить, например, высокомерие, жадность, невоздержанность в еде и в вине и т.д. Другие ужасные пороки, их называют "сэдомскими", ведут человека к полной физической и духовной гибели. Наказание за них, "карет" – истребление души, неотвратимо.

Не трудно представить себе общество Сэдома, когда мы видим вокруг насилие и разврат вокруг нас. В двадцатом веке гомосексуалистов принудительно лечили или отправляли в тюрьмы, а в двадцать первом они гордо маршируют по улицам и занимают важные посты в управлении многих стран. Стало опасно быть нормальным человеком.

Метастазы разврата и сэдомской жестокости разъедают современное общество. Но не следует опасаться вселенской катастрофы. Благодарение Творцу, есть среди нас праведники, ради которых Он проявляет Своё милосердие. Время от времени Он проводит на земле "хирургическую чистку", и человечество исцеляется.

Всесильный дал задание своим по­сланникам (Михаэлю и Гавриэлю) уничтожить всё мерзкое и предупредить Ав­раhама о гибели жителей сдомской долины. Ав­раhам ужаснулся, ведь вместе с преступниками по­гибнут праведники, которые возможно там жи­вут. Он умолял отменить наказание, но во всех пяти горо­дах не нашлось ни одного человека, достойного спасения, кроме Лота, племянника Авраhама.

Сказал Рамбам: «Награда праведникам состоит в том, что они удостоятся... блаженства и счастья. Наказание злодеев – в том, что они... будут истреблены и погибнут. И всякий, кто не удостаивается этой жизни, умирает, не обретая бессмертия, истребляется за своё злодейство и гибнет, как животное» ("Мишне Тора", Законы о тшуве, гл. 8). Это истребление души, о котором сказано: «Истреблена – hикарет тикарет – будет та душа» (Бэмидбар 15:31). В Торе слово «истреблена» (hикарет) усилено повторением (тикарет), ибо будет два истребления: в Этом Мире, Олам hа-зэ, и в Мире Грядущем, Олам hа-ба. Негодная душа покинет этот мир и, отдалившись от тела, не удостоится жить в Грядущем Мире (Раши).

Общество, пренебрегающее заповедями морали, не имеет права на существование. Всесильный уничтожил пять богатых городов в сэдомской долине. Не помогли молитвы Авраhама за их благополучие – не нашлось у них ни одного праведника. А Лот, племянник Авраhама, был там "чужаком".

Малъахим пришли спасать Лота, а он боится идти, говорит: «Вот, нашел же раб Твой благоволение в глазах Твоих, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, может быть меня застигнет беда, и я умру» (Бэрешит 19:19). Среди злодеев Сэдома он был праведником, но рядом с Авраhамом нет у него заслуг перед Б-гом. Он отдалился от Авраhама, чтобы избежать невыгодного сравнения с ним, чтобы не были видна его жадность к деньгам и другие изъяны, неприметные среди жителей Сэдома (Бэрешит Раба 50:11).

Посланники вывели Лота, его жену Идит (по вер­сии «Бааль hатурим» – Ирит), и двух незамужних дочерей. Две другие остались со своими мужьями в обречённом Сэдоме. 16 Нисана 2047 года земля в до­лине раскололась, а воздух наполнился серой и ог­нём, в котором сгорело всё живое. После ката­ст­рофы в Сэдомской долине образовалось огромное озеро с мёртвой солёной водой. Его так и называют – Мёртвое море (Dead Sea), Ям hамелах.

Лот бежал прочь от этого страш­ного места, но жене Лота жаль было оставлять свой дом, она отстала, оглянулась и погибла. А он и две его дочери добежали до Цоара, где уже не было ни одной души. Тогда они поднялись в горы, добра­лись до большой пещеры и соорудили себе удобное убе­жище. Со временем они успокоились от пережитого страха и стали исследовать окрестности. Ходили и нашли чудесный родник, нашли плоды инжира и гроздья сладких фиников, нашли дикий виноград­ник на открытой поляне, изготовили вино, ели, пили и благословляли Всесильного.

За год не встретили ни одной живой души. Решили дочери Лота, что все люди на земле по­гибли, когда они умрут, никого не останется и чело­вечество перестанет существовать на земле.

Женщины напоили своего отца, Лота, крепким вином, он опьянел и уснул. Тогда, прежде одна дочь, а за ней другая, легли с ним и родили от него, каждая в свой срок, двух мальчиков. Старшая дочь дала своему сыну имя Моав, что значит, от отца родила. От этого мальчика произошёл народ моавитян. А сын другой дочери получил имя Бен Ами (Аммон), и народ от него – аммонитяне. Сегодня город Амман в Иордании своим названием напоминает о тех давних собы­тиях, когда область Заиорданья к востоку от Мёрт­вого моря стали осваивать и создали своё государ­ство наследники Бен Ами.

Мы уже второй раз видим губительное воздействие вина. Ноах был опозорен своим сыном и Лот опозорен дочерями. Благое намерение благословить Имя Творца на вино привело к несчастью.

Первый сын Авраhама, Ишмаэль, был наделён отрицательными качествами в значительно большей степени, чем положительными. Чтобы уравновесить мир, Всевышний дал жизнь Ицхаку.

Ицхак, сын Авраhама, родился 15 Нисана 2048 года от сотворения мира. Первая буква Йуд (י) в имени (יצחק) имеет числовое значение 10 и соответствует десяти испытаниям Авраhама. Цади, вторая буква (צ) – 90 лет Сары в день его рождения. Буква Хет (ח) – восьмой день, брит-мила. А Куф (ק) – сто лет Авраhаму. Авраhам, Сара и Ицхак – первая в мире полная еврейская семья. Родители готовили Ицхака к праведной жизни, чтобы, подобно отцу, он мог противостоять порокам и защищать мир от уничтожения. Такое воспитание идёт по цепочке до сегодняшнего дня. Именно этому учат еврейские родители своих детей.

«И увидела Сара, что сын Агарь-египтянки, которого та родила Авраhаму, насмехается...» (Бэрешит 21:9). Что значит "насмехается"? Мудрецы разъясняют, что это слово намекает на идолопоклонство или тяжёлое преступление, подобное убийству. Ишмаэль вырос, одичал, он стыдился и скрывал знак союза с Творцом на своём теле. Он смеялся над самим фактом рождения Ицхака, считал себя старшим сыном и единственным наследником Авраhама. Он ревновал, пытался при­чинить вред своему сводному брату, опасно было оставлять его в одном доме с маленьким Ицхаком. Однажды, когда Ицхаку было пять лет, Ишмаэль вложил стрелу в лук и нацелился в него. Сара увидела и закричала, и потребовала от Авраhама, чтобы он удалил Ишмаэля из их дома.

В то же время hАгарь, недовольная появле­нием на свет законного наследника, рас­пространяла слухи, что Сара не способна была ро­жать, что Ицхак – приёмыш. Авраhам согласился с требованием Сары. Он дал в руки hАгарь и Ишмаэля достаточно продуктов на дорогу и отправил их в Египет. Ишмаэлю тогда было двадцать четыре года.

Они пришли в пустыню Паран, оттуда двину­лись на юг, до южной части Аравийского полуост­рова, и поселились у подножия горы Иhуд. Впослед­ст­вии на месте их стоянки евреи из рода Бану Надир и Бану Курайза построили поселение. Это был город Ятриб и он же город Медина, который спустя две с половиной тысячи лет, после страшного по­грома и гибели всех его жителей евреев, стал оплотом ислама. (Б.Льюис, Арабы в истории, стр.40)

Прошли годы, Ишмаэль возмужал, теперь он вспоминал наставления отца, и так же, как отец, каждое утро обращался с молитвой к Творцу. Мать привела его в Мицраим, на родину, где из своих родственников нашла ему жену по имени Мерива (по версии «Пиркей дэ-раби Элиэзер» её звали Иса или Асиа). Эта женщина родила четырёх мальчиков и одну де­вочку.

(Здесь и далее «Седэр hа-дорот» р.Ихиэля бен Шломо)

Спустя годы Авраhам пришёл проведать Ишма­эля и познакомиться с его семьёй. Остановил верб­люда у шатра его, но не спустился на землю, ибо та­кова была просьба Сары. У входа сидела женщина с мальчиком на коленях, и молча, смотрела на него.

– Мир тебе, женщина, – сказал Авраhам, – где твой муж?

– Ушёл на охоту.

– Подай мне воды, устал я с дороги.

– Нет у нас воды и нет хлеба, – ответила она, уда­рила мальчика по голове, и утащила в шатёр. И не спросила, кто этот гость, и не предложила ему сойти на землю.

Разгневался Авраhам, поднял голос и приказал выйти к нему. Но не вышла она, только выглянула из-под полога шатра. Тогда он поднял правую руку и ска­зал:

– Когда вернётся твой муж, передай ему, что из страны Плиштим приходил старик, посмотрел, как он живёт, и велел заменить в доме клин.

Повернул верблюда и скрылся в пыли.

Когда Ишмаэль вернулся домой, жена сказала ему, что из страны Плиштим приходил какой-то старик и пере­дал ему, что надо заменить в доме клин. Понял Иш­маэль, что это был отец, понял намёк на негодную жену, и выгнал её из дома. Он отпра­вился в Эрец Кэнаан и взял себе женщину из кэнаанеев (Фатому, Фатиму – «Пиркей дэ-раби Элиэзер 30).

Прошло два года, Авраhам снова пришёл прове­дать Ишмаэля. И опять Ишмаэль был на охоте, а у входа в шатёр сидела молодая женщина. Тут же она встала, подбежала, схватила верблюда за уздечку и говорит:

– Господин мой, спустись на землю, войди в наш дом, отдохни с дороги, дам тебе воду и хлеб.

– Нет, – ответил Авраhам, – тороплюсь я. Но воду подай, воду выпью.

Но она так просила, так настаивала, что усту­пил он. Не спускаясь на землю, взял хлеб и холодную воду, что поднесла она в глиняном кувшине, выпил и благословил на хлеб. И сказал ей Авраhам:

– Когда вернётся твой муж, передай ему, что из страны Плиштим приходил старик, посмотрел, как он живёт, и похвалил крепкий и надёжный клин в его доме.

Благословил эту женщину, благословил Ишмаэля и всех де­тей, что были в доме, повернул вер­б­люда в обратную дорогу и скрылся в мареве пу­с­тыни.

Когда Ишмаэль вернулся и услышал эти слова, обрадовался он, затосковало его сердце. Собрал своё имущество, взял жену и детей, пришёл в Бэер Шаву и поселился недалеко от отца.

Ицхак, сын Авраhама, рос в родном доме в Бэер Шаве и следовал заповедям отца. Он углуб­лённо изу­чал историю и законы мироздания сначала с отцом, потом в иешиве великого прадеда Шема. Ни­кто из уче­ников и последователей Авраhама, даже обожав­ший его и преданный ему раб его Элиэзер, не оста­вили после себя еврейского потомства. Только Яаков, сын Ицхака стал евреем, подобным деду и отцу, и передал свои качества и свои знания после­дующим поколениям

В 37 лет Ицхак был удивительно похож на Авраhама, даже слуги не всегда могли сказать, где отец, а где сын. Подобно отцу он встречал путников у входа в шатёр, кормил их и учил благо­словлять Создателя. Однажды между Ишмаэлем и Ицха­ком произошёл такой разговор.

Сказал Ишмаэль:

– В 13 лет я с полным сознанием согласился, чтобы отец обрезал меня. А ты, что ты понимал, ко­гда тебя обрезали? Ты стал евреем против своего же­лания, ибо какое желание может быть у восьмиднев­ного сосунка.

– Конечно, ты молодец, – ответил Ицхак, – но что дальше? Ты гордишься тем, что отрезали кусо­чек кожи с крайней плоти твоей, и на этом всё завер­шилось, а я обрезал своё сердце и подчинил все свои желания Творцу. Всё, что Он ­требует от меня, я готов исполнить.

И было после этого: Всевышний велел Авраhаму принести в жертву своего любимого сына, отраду и надежду его старости. Едва не взорвалось сердце его, много лет он призывал людей отказаться от человеческих жертвоприношений, как теперь сказать об этом его матери, Саре… Ранним утром 27 Элула 2084 года пока она спала Авраhам взял Ицхака, Ишмаэля и Элиэзера, верного своего раба, и отправился с ними на север. На третий день пути показались горы. Спросил Авраhам Ишмаэля:

– Что ты видишь, сын мой?

– Горы и долину внизу.

Спросил Элиэзера:

– Что ты видишь, сын мой?

Отвечает:  

– Горы и долину внизу.

Спросил Авраhам Ицхака:

– Что ты видишь, сын мой?

Поднял Ицхак голову, простёр руки небесам и говорит:

– Отец, я вижу огненный столб, он поднимается от земли и исчезает в небесах, страшно мне.

Понял Авраhам, что пришли они к месту, где он воздвигнет мизбеах (жертвенник), расседлал осла, достал нож для шехиты, каким разделывал барана, взял в руки кув­шин с горящими углями, возложил вязанку дров на спину Ицхака и велел следовать за ним. А Элиэзеру и Ишмаэлю приказал ждать с ослом, пока они поднимутся на гору, принесут там жертву и спустятся к ним. Они остались с ослом потому, что не увидели то, что не увидел осёл.

Авраhам и Ицхак ушли, а Ишмаэль и Элиэзер стали спорить. Сказал Ишмаэль:

– Отец зарежет Ицхака на жертвеннике, значит, я наследую всё.

– Нет, – возразил Элиэзер, – тебя он изгнал из своего дома, а я, его раб, дороже ему сыновей, с его ранней юности днём и ночью я служил ему, я законный наследник.

Готовы они были применить силу, один против другого , но услышали голос:

– Ицхак наследует Авраhаму! («Пиркей дэ-раби Элиэзер» 31).

Идут Авраhам и Ицхак по тропе всё выше и выше и встречают старика. Спрашивает он:

– Куда путь держите, почтенные?

– Идём принести жертву Всевышнему, – ответил Авраhам.

– Где жертва, где баран, – удивился старик, – не этот ли юноша жертва? Я вижу, Авраhам, что с то­бой твой сын, долгожданный, любимый, неужели ты убьёшь его? Разве не ты призывал идолопоклонни­ков отменить человеческие жертвоприношения? А ты, юноша, идёшь, чтобы отец убил тебя? Не позво­ляй ему совершить это преступление.

– Прочь с нашего пути! – Ответил ему Авраhам. – Я знаю твоё лицо.

Тут же старик исчез, а они пошли дальше, под­нялись на гору и собрали камни для жертвенника. Сказал Авраhам:

– Сын мой, Всесильный велел мне принести тебя в жертву, но ты можешь отказаться.

– Нет, отец, – ответил Ицхак, – если такова Его воля, я готов исполнить заповедь, только крепко свяжи меня.

Жертвоприношение Ицхака называется акеда, то есть связывание. Авраhам связал его руки и ноги, возложил на жертвенник, поднял нож и заплакал. И тут же ангел Всесильного остановил его руку: «И сказал: не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо теперь Я узнал, что боишься ты Б-га и не пожалел своего сына единственного ради Меня» (Бэрешит 22:12). Испытание за­вершилось, так как Он требует не крови наших сыновей, а полного доверия и любви.

Рядом, в кустах, Авраhам увидел барана. Он быстро освободил от пут своего сына, вознёс на жертвенник этого барана, а из рога его сделал шофар и протрубил о величии и славе Творца, об обязанно­сти исполнять Его волю и о Его великом милосер­дии.

Это был первый день месяца Тишрей, первый день нового 2085 года. День этот был День Суда, когда всё живое прохо­дит перед Владыкой мира – кому на славу, кому на поругание, кому на жизнь, кому на смерть. Авраhам трубил, и голос шофара предупреждал людей о гря­дущем наказании и призывал к раскаянию, так как в этом мире всегда есть надежда на прощение и на искупление.

Первые люди на земле были близки к своему Создателю и не знали нужды. Со временем их сердца очерствели и они потеряли право на обратную связь, и тогда оказалось, что они чрезвычайно слабы и зависимы от природных явлений и от жестокости других обитателей земли.

Страх и неуверенность привели их к служению идолам, к тому, что было запрещено для «бней Ноах», для всего человечества на земле, на иврите это называется аводат элилим, или авода зара (чуждое служение).

Появились лжепророки «…и стали они говорить, что Господь приказал передать людям, чтобы служили некоей звезде, или всем звёздам, и приносили им жертвы и возлияния, так или иначе, построили храм для идола, сделали изображение, чтобы поклоняться ему…» (Рамбам, Законы об идолопоклонстве.)

Поклонение звёздам, солнцу, луне, и явлениям природы стало повсеместным. Стали обожествлять птиц, животных, рыб и т.п. Древние народы приносили жертвы идолам едой и напитками, искали у них поддержку для победы в войне, при посеве и сборе урожая, при закладке фундаментов для своих жилищ и при строительстве храмов.

Шумеры, египтяне, персы, древние греки и римляне, кельты, германские племена, росы (предки русских) приносили идолам с молитвой своей человеческие жертвы. Русский князь «Святой» Владимир Святославович, «Креститель Руси», принёс в жертву своим богам Феодора-варяга и Иоанна-мученика «И осквернилась кровью земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. (Летописи, «Житие Владимира»).

У огнепоклонников Персии было обычным делом приносить своих детей в жертву богу огня. Но когда они видели, что их бог не отвечает, нападали на еврейские поселения, хватали детей и сжигали их во имя своего бога. В этом одна из причин массового бегства евреев на Кавказ.

В 625 году Хинд бинт Утбаха, мать Муавии I, основателя и первого халифа мусульманской династии Омейядов съела с молитвой печень убитого Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба, молочного брата и ближайшего сподвижника Мухаммада.

В некоторых африканских странах и в Индии даже сегодня случаются человеческие жертвоприношения. Не так давно, в 1989 году, в Либерии по делу об участии в ритуальном убийстве был осуждён министр внутренних дел. В России, в Европе и в Америке расплодились секты, практикующие в наши дни такие же преступления. Бессмысленные и жестокие жертвы приносят своему идолу исламисты, отправляющие шахидов взрываться среди толпы.

Авраhам привёл сына к высочайшей духовной вершине, и Ицхак дал себя связать, чтобы освятить Имя Творца. Это была совместная победа отца и сына над силами зла. Событие настолько важное для человечества, что ислам использовал эту ситуацию, чтобы научить своих последователей беспредельной вере в Аллаха. Но авторы Корана вместо Ицхака подняли на жертвенник Ишмаэля. Они признают святость Торы, но исказили её слова.

Евреи, соблюдающие заповеди Творца, каждое утро повторяют в молитве историю с жертвоприношением Ицхака. Почти все знают её наизусть. На примере Авраhама люди должны были понять, что следует доверять Создателю, и что Ему не нужны человеческие жертвоприношения. Только тот, кто умеет искренне и полностью доверять Творцу, будет удостоен Его защиты. Мы нужны ему живыми, здоровыми, добрыми, счастливыми. Он дал нам для этого все возможности и дал Тору, руководство к исполнению.

Однажды нам приходится пожертвовать своей привязанностью к материальным удовольствиям, чтобы вознести свою душу к Б-гу, но и тогда мы не теряем этот мир, Олам hа-зэ, а приобретаем мир будущий, Олам hа-ба. Шофар трубит в Рош hа-шана о милосердии Суда, который выносит справедливый приговор и сохраняет мир ради праведников Авраhама, Ицхака, Яакова, Моше, Давида, а может быть и ради нас с вами. Благословит вас Творец.

Похожие статьи