• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 64.01
    70.90
    18.16
    Праздники и посты
    Рав Адам Давидов

    Ту-би Шват – Новый Год Деревьев

    21 января 2019 г. – 15 Швата 5779 г. (טו שבט - תשע''ט)

    Четыре Новых Года, Рош hа-Шана, отмечает Израиль:

    Первый день Нисана – Рош hа-Шана для царей (для отсчёта государственных дат), для определения праздничных дней и трёх посещений Храма в Иерусалиме (шлоша регалим).

    Первый день Элула – Рош hа-Шана для отделения десятины приплода скота (маасэр бэhема).

    Первый день месяца Тишрей – Рош hа-Шана, День Суда для всего мира, день  отсчёта шмиты, йовеля и возраста растений. 

    Первый день месяца Шват – Рош hа-Шана для деревьев, вернее, для плодов деревьев, так как это день отделения маасэрот от плодов фруктовых деревьев. Гилель перенёс его на пятнадцатый день, Ту-би Шват, то есть 15-ое Швата. Именно этот день евреи отмечают как «Новый год деревьев».

    Это время обильных дождей в Эрец Исраэль на деревьях появляются завязи плодов. Это самое благоприятное время для посадки деревьев.

    15 Швата рабочий день, но евреи по традиции, заложенной каббалистами Цфата, отмечают его застольем и не читают молитвы раскаяния, таханун. В этот день едят плоды Эрец Исраэль, желательно, чтобы на столе был новый плод, который ещё не ели в этом году, чтобы произнести на него благословение Шеhехеяну («Давший нам дожить»).

    Следует благословлять на две злаковые культуры и пять плодов фруктовых деревьев, которыми славится Эрец Исраэль, как сказано: «Ибо Б-г, твой Б-г, ведёт тебя в хорошую землю, в землю водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, в землю пшеницы, ячменя, виноградных лоз, инжира и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев (зейтим) и мёда (финикового мёда, тэмарим)» (Дэварим 8:8).

    Порядок благословений даём по начальным буквам слов «מגע אש»– мага эш, Мезонот, Гефен, Эц, Адама, Шеаколь ниhье бидваро:

    – Берём печенье, бурекасы или другую выпечку из пшеничной или ячменной муки и благословляем:

    Барух Ата Ад-най, Эло-эну Мелех hаолам борэ минэ мезонот!

    Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший разнообразные виды пищи.

    – Берём бокал вина (желательно белого) и благословляем:

    Барух Ата Ад-най, Эло-эну Мелех аолам борэ пэри hагефен!

    Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

    Первые из всех фруктов земли Израиля – зейтим (оливы). Благословляем на них:

    – Барух ата Ад-най Эло-эну Мелех аолам борэ пэри аэц.

    Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод дерева.

    – Берём тэмарим (финики) и говорим:

    У каждого человека есть свой час и у каждой вещи своё место.

    (אין לך אדם שאין לו שעה ואין לך דבר שאין לו מקום)

    – Берём тээна (инжир) и говорим:

    Это символ вечности и продолжения (жизни).

    (סמל לנצחיות וההמשכיות)

    – Берём зёрна римоним (граната) и говорим:

    У каждого еврея есть свои особые заслуги.

    (בכל יהודי ויהודי סגולה מיוחדת)

    Многие евреи в этот день едят и благословляют на сухофрукты: инжир, финики, изюм, рожковое дерево и миндаль

    С древнейших времён пшеница в виде хлеба была главной пищей людей. Очень питательный ячмень был пищей людей и домашних животных. Виноградная лоза, гефен – вино с которым благословляют Творца. Инжир, тээна древние евреи сушили и ели весь год. Гранат, римон, пользуется особой любовью, как панацея от многих недугов. Оливы, зейтим, это масло, служившее для освещения, масло, необходимое для приготовления пищи, масло для лечения многих внутренних и кожных болезней. Финики, тэмарим, сушат и едят весь год. Финиковый мёд прекрасный заменитель сахара. Из волокон пальмовых ветвей плели корзины и циновки, которые по красоте и практичности не уступали шерстяным коврам.

    «Пусть будет открыт твой дом для благосостоя­ния, чтобы не оскудел твой стол. Будь осторожен, двери дома твоего не запирай, когда ешь и пьёшь за своим столом, чтобы не обеднел» (Дэрех Эрец Зута 9).

    Комментарии