Что такое демократия, или Иметь больше детей

Что такое демократия, или Иметь больше детей
Автор с сыном и внучкой

Проезжая сегодня по одному из израильских шоссе, я увидел замечательный плакат, на котором было написано: «Мы должны противостоять диктатуре». Рекомендация кажется весьма дельной, но кто ее разместил? Вывесили ли плакат сторонники судебной реформы, которые рассматривают Верховный суд как вечную диктатуру? Или его разместили противники судебной реформы, которые считают, что сокращение полномочий суда приведет к диктатуре Кнессета? Тот факт, что лозунг может быть понят двояко, многое говорит о том, какие интеллектуальные и политические дебаты ведутся сегодня в нашей стране.

Все выступают за демократию. Но что такое демократия? Для сторонников судебной реформы демократия сохраняет свое первоначальное значение — правление народа. Они считают, что Кнессет, как представитель избирателей, должен иметь последнее слово. Для противников судебной реформы демократия — это система сдержек и противовесов, в которой судебная власть защищает меньшинство от нарушения его основных прав. Таким образом, обе стороны кричат о демократии, но имеют в виду совершенно разные понятия. Это очень затрудняет дискуссию.

Одно предложение: давайте договоримся о терминах. Современная система правления имеет более точное название, чем демократия. Она называется смешанным режимом или смешанной конституцией. Обычно ссылаются на римского историка Полибия, который популяризировал это понятие в Риме. В Древней Греции существовало три формы правления: демократия, олигархия (также известная как аристократия) и монархия. Все они были нестабильны и имели тенденцию к разрушению противоположными фракциями. Монархи были свергнуты богатыми олигархами, которые хотели иметь большее влияние в государстве. Олигархов изгоняли народные фракции, которые не хотели, чтобы богатые управляли государством. Демократии были разрушены могущественными лидерами, которые встали на сторону народа, чтобы добиться монархического (или тиранического) правления для себя. А потом все начиналось сначала. По мнению Полибия, римляне добились успеха потому, что у них был смешанный режим, который давал власть и народу, и элите. В современной версии смешанного режима народ имеет право голосовать каждые несколько лет, его представители в конгрессе, парламенте или кнессете выполняют функции олигархов, а президент или премьер-министр выполняют монархическую роль. К этому добавляется судебная система, которая является элитарным институтом, обеспечивающим стабильность и верховенство закона.

Противостояние между реформаторами и антиреформаторами — это борьба между двумя различными концепциями демократии. Реформаторы возмущены тем, что их политика аннулируется судебной системой, опирающейся на судей, которые не представляют народ и не назначаются непосредственно представителями народа. Это то, чего Полибий никогда не предвидел. Антиреформаторы беспокоятся, что без Верховного суда по их вкусу правительство превратится в тиранию большинства, а они станут преследуемым меньшинством. Этого Полибий также не предвидел.

Моя цель здесь не в том, чтобы выдвинуть новое предложение; опытные юристы работают над этим прямо сейчас, и есть основания надеяться, что мы выйдем из этого кризиса в лучшей форме, чем когда-либо прежде. Но даже если сильная судебная система будет сохранена, было бы глупо со стороны антиреформаторов думать, что они могут положиться на такой суд, чтобы последовательно противостоять воле большинства. Новая судебная система, какой бы она ни была, возможно, сможет защитить их личные права, но она уже не сможет контролировать политику правительства. Каким бы смешанным ни был режим, он не сможет обеспечить правление меньшинства. Что мы можем с этим сделать? Мой совет оппозиции: РОЖАЙТЕ БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ. В демократическом обществе количество всегда имеет значение. Вы не можете спрятаться за судебной системой. Вы должны побеждать на выборах.

Я предлагаю это предложение не только ради достижения сбалансированного правительства, но и по многим другим причинам. Дети — это благословение. Люди с детьми живут дольше, получают больше удовольствия от жизни, меньше страдают от депрессии и горечи, чем одинокие люди. Рождение детей принесет пользу не только вашему политическому лагерю, но и всей нации, а затем и всему миру. От этого выиграете вы, выиграют ваши другие дети и родственники. Вы сделаете счастливыми своих родителей. Не отказывайтесь от борьбы. Но помимо протеста, самое важное, что вы можете сделать, — это родить больше детей. Может быть, вы даже встретите того особенного человека на одном из протестов.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда


Похожие статьи