| Галия Лави
Галия Лави

Визит Аббаса в Китай — тревожный сигнал для Израиля

Визит Аббаса в Китай — тревожный сигнал для Израиля
Махмуд Аббас и Си Цзиньпин Фото: AP

На прошлой неделе председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас посетил Пекин, и китайцы приложили все усилия, чтобы дать ему понять, какое значение они придают «Палестине».

В аэропорту его встретил почетный караул, а представитель китайского МИДа подчеркнул, что Аббас — первый арабский лидер, посетивший Китай в этом году, что, по его словам, отражает «высокий уровень дружественных отношений между Китаем и палестинцами».

Вдобавок ко всему, президент Си Цзиньпин объявил о «стратегическом партнерстве» между Китаем и Палестиной (этот статус предоставляется таким влиятельным странам региона, как Египет, Саудовская Аравия и Иран).

От этого никуда не деться, и об этом нужно говорить вслух: израильско-китайские отношения находятся на спаде с политико-дипломатической точки зрения, несмотря на то, что в последнее время деловые делегации из Китая посеют Израиль все чаще, стремясь развивать торговые связи. Мы привыкли к тому, что всякий раз, когда вспыхивает израильско-палестинский конфликт, Китай быстро созывает Совет Безопасности ООН и присоединяется к осуждению Израиля.

Израиль также больше не удивляется, когда высокопоставленные китайские чиновники призывают к «сдержанности с обеих сторон» и работают над деэскалацией. Мы перестали ждать, что китайцы осудят ракетные обстрелы израильского гражданского населения, и мы не удивились, когда Китай даже не осудил ракетные обстрелы, в результате которых пострадали его собственные граждане, работающие в Израиле.

Китай послал резкий дипломатический сигнал, отступив от своего в деталях расписанного протокола и пригласив палестинского лидера, в то время как аналогичный визит израильского премьер-министра не кажется неизбежным (кстати, даже если бы Биньямин Нетаньяху был приглашен в Пекин, сомнительно, что он согласится из-за обострения соперничества между Китаем и США, а также из-за того, что он не был приглашен в Белый дом с момента формирования своего нынешнего правительства).

Независимо от этой дипломатической неудачи, не стоит слишком увлекаться громкими заявлениями об экономических инвестициях Китая в ПА. Судя по прошлому, весьма сомнительно, что палестинцы получат значительную выгоду от этого визита.

Хотя экономический советник Аббаса Мухаммед Мустафа поспешил объявить, что Китай обязуется инвестировать как минимум в четыре проекта на палестинских территориях (электростанцию, завод по производству солнечных батарей, сталелитейный завод и развитие инфраструктуры дорог и автомагистралей), даже если Израиль получит разрешение на эти проекты, далеко не факт, что китайские компании отступят от своей обычной практики и возьмут на себя экономический риск.

До сих пор они неохотно вкладывали средства в нестабильные регионы, и, соответственно, китайские инвестиции в ПА ничтожно малы.

Даже гуманитарная помощь, оказываемая Китаем палестинцам, очень ограничена по сравнению с европейскими странами и США, и торговля между сторонами также минимальна.

Китайские СМИ хвастались объемом торговли в 158 миллионов долларов в 2022 году, но не упомянули тот факт, что большая часть этой суммы — китайский экспорт в ПА, в то время как палестинский импорт составил лишь сотни тысяч долларов.

На дипломатическом фронте китайское участие может потенциально запутать Израиль. Похоже, что даже Аббас не слишком надеется на китайские обещания об инвестициях и предпочитает сосредоточиться на возможных политических выгодах.

В разговоре с президентом Си Аббас попросил обсудить усилия по признанию «Палестины» в качестве члена ООН и привлечению Международного суда по поводу израильского присутствия на Западном берегу.

Аббас, несомненно, будет рад услышать о готовности Китая помочь палестинцам в «достижении внутреннего примирения и продвижении мирных переговоров» между ними и Израилем.

Президент Си, который стремится представить Китай как ответственную и миротворческую сверхдержаву, представил Аббасу план урегулирования конфликта, состоящий из трех пунктов.

Как и его предшественники, план из четырех пунктов 2013 года, план из четырех пунктов 2017 года и план из пяти пунктов 2014 года, нынешний план носит очень общий характер и не содержит конкретных шагов.

Трудно определить, действительно ли Аббас верит, что Китай хочет стать посредником между сторонами, или он готов принять эту услугу, чтобы продолжать пользоваться поддержкой Китая в ООН.

Тем самым он дает понять Соединенным Штатам, что, подобно Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, палестинцы готовы рассматривать Пекин в качестве альтернативы Вашингтону.

Однако, даже если визит Аббаса не принесет никаких выгод, в нынешней ситуации, особенно в свете четкой позиции Китая в пользу палестинцев, Израиль не может позволить себе отвернуться от своего близкого друга — США. Эта враждебность может повредить отношениям Израиля со второй по величине экономикой мира, и мы все почувствуем экономические последствия.

   Ynet, перевод Якова Скворцова 

Похожие статьи