Британская энергетическая группа BP совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) приняла участие в тендере на получение лицензии на разведку в офшорной зоне Израиля в Средиземном море.
Речь идëт о разведке газовых месторождений, расположенных недалеко от активно разрабатываемых «Левиафан» и «Тамар» в израильском секторе Восточного Средиземноморья.
BP и SOCAR, совместно с израильской компанией NewMed Energy, разместили заявку на два морских блока в рамках четвертого раунда лицензирования, который завершился в минувшее воскресенье.
Полагаю, что в общих деталях ситуация более-менее понятна: Израиль и Азербайджан укрепляют стратегическое партнерство. В свою очередь, это требует как содержательных вещей (например, проекты в области экономического развития) так и определенных жестов, которые показывают высокий уровень доверия между странами. Привлечение азербайджанской компании к стратегическим проектам в Израиле и особенно в столь важном, как разработка газовых месторождений, — преследует обе этих цели. Это и масштабное экономическое партнерство, и жест доверия сторон друг к другу. Это первый аспект. Второй связан с тем, где именно эти потенциальные месторождения расположены. Они находятся на вершине треугольника, не очень далеко от исключительных экономических зон Ливана, Турции и Кипра. Чуть севернее и западнее происходят конфликты на предмет того, кому эти месторождения принадлежат.
У Израиля есть соглашения и разработанные идеи партнерства с эллинскими странами — Грецией и Кипром, вместе с привлечением Египта совместно добывать газ и транспортировать его в Европу либо по Средиземноморскому трубопроводу, либо поставлять на соответствующие предприятия в Египте, а затем продавать сжиженный газ в Европу, получая прибыль для всех вовлеченных сторон. Но, учитывая, что подобного рода деятельность нередко вызывала возражения и противоречия на уровне конфликтов в Турции, то привлечение Азербайджана Израилем и его партнерами к этому проекту, не обязательно к конкретному, но в принципе к проектам разработки газовых месторождений в Восточном Средиземноморье, может быть неким стабилизирующим фактором, учитывая тесное партнерство между Азербайджаном и Турцией.
Эти два аспекта принципиально важны. Третий: Израиль всегда стремится к диверсификации своих торговых связей, то есть старается не класть все яйца в одну корзину. Учитывая также, что стороны начинают взвешивать и идею того, что Турция все же может стать хабом, который соединит газовые потоки для транспортировки в Европу, в этой ситуации очень важно, чтобы во всей этой системе участвовал и Азербайджан. Известно, что президенту Ильхаму Алиеву принадлежит вполне определенная роль в снижении уровня напряженности между Израилем и Турцией. Так что вполне возможно, что наличие государственных интересов Азербайджана в этом проекте сможет сглаживать всякого рода неприятные углы в этой ситуации. Это мои первые интуитивные ощущения. Не знаю, насколько они верны. Думаю, что стоит подождать, пока будет опубликована более точная информация.