| Ницан Гамбург
Ницан Гамбург

Светские — современные пророки

Светские — современные пророки

Понятие «еврей» уже давно является источником разногласий в Израиле. Его многозначность, охватывающая как религиозную, так и этническую идентичность, порождает споры о том, что значит быть «настоящим евреем». В Израиле среди части евреев распространено мнение, что только ортодоксальные евреи воплощают в себе сущность истинного иудаизма, а все остальные являются лишь временной имитацией.

Тем не менее светские евреи не считают себя в меньшей степени евреями, чем их религиозные единоверцы. Они не отделились от народа Израиля, приняв «обычаи народов», как это часто утверждается в их адрес. Напротив, они являются естественным и прямым продолжением традиции, издавна развитой в иудаизме.

В действительности многие еврейские умы внесли свой вклад в развитие идей, сформировавших современный мир, которым мы сегодня наслаждаемся. Такие мыслители, как Барух Спиноза, Мозес Мендельсон, Шломо Маймон, Давид Рикардо, Карл Маркс, Алетта Якобс, Зигмунд Фрейд, Магнус Хиршфельд, Исайя Берлин, Милтон Фридман, Роберт Нозик и многие другие, сыграли значительную роль в этом интеллектуальном путешествии.

На протяжении всей эволюции иудаизма светские считали себя истинными евреями. Ни Гаскала, ни эпоха Просвещения, ни эмансипация не сделали их таковыми, равно как и протестантская Реформация. На самом деле, именно раввины и выдающиеся знатоки Торы задолго до Спинозы начали исследовать идеи, которые впоследствии лягут в основу процесса секуляризации. Эти идеи варьировались от сомнений в древности мира до утверждений, что некоторые части Торы были написаны после Моисея, пантеистических сомнений или общего скептицизма.

Мы можем проследить эту тенденцию вплоть до таких фигур, как Филон Александрийский, Элиша бен-Абуя и даже Коэлет (Экклезиаст). За последние двенадцать веков такие фигуры, как Хиви аль-Балхи, Соломон ибн-Габироль, Авраам ибн-Эзра, Маймонид, Менахем Меири, Хасдай Крескас, Элия дель Медиго, Иуда Леон Абрабанель, Леон из Модены и Уриэль Акоста, каждый из них внес свой концептуальный вклад в светскую головоломку. Они проложили путь смелым мыслителям, которые впоследствии осмелились высказать идеи, ранее считавшиеся еретическими. В этом смысле мы все в какой-то степени светские люди, если учесть, что даже непринужденный разговор на иврите когда-то считался неуместным.

Парадоксально, но можно утверждать, что именно ультраортодоксы пошли против течения. Реакционно настроенные, они под влиянием Моше Софера начали своеобразную контрреформацию еврейства. Он по-новому истолковал фразу: «новое [зерно] запрещено Торой», руководствуясь страхом, что светские евреи исчезнут через два поколения. Однако все мы знаем, что этот сценарий не оправдался.

Светский или посттеистический иудаизм не презирает религию. Напротив, он опирается на религиозный фундамент, постепенно избавляясь от божественного аспекта. Снимая религиозные ограничения, светский иудаизм ставит во главу угла человека, что приводит к более широкой гуманистической перспективе. Это постепенное освобождение от прошлого позволило добиться прогресса в различных областях, включая права женщин, расовое равенство и права ЛГБТК+. Гуманизм развился из религиозной морали, отбросив деонтологическое божественное измерение и демонтировав барьеры, утратившие актуальность перед лицом научно-технического прогресса.

Сегодня некоторые группы в Израиле выступают за восстановление жертвенного культа в будущем храме. Однако древние пророки, такие как Исайя, Иеремия, Амос и Осия, подчеркивали важность межличностных отношений («Бейн Адам ле'Хаверо»: между человеком и его ближним) над ритуальными жертвоприношениями («Бейн Адам ла'Маком»: между человеком и Богом). Уже тогда интеллектуалы понимали, что истинная преданность заключается в заботе друг о друге — это протогуманизм.

Сегодняшние пророки — это секуляры, которых часто пренебрежительно называют «пустыми телегами». Светские евреи избирательно включают в себя позитивные аспекты иудаизма, а также моральные ценности различных культур для создания универсальной этической системы. Они верят в прогресс человечества как в ключ к спасению. Спасение мира придет не от мессии, сына Давида, и не от слепого следования историческим предписаниям. Оно будет достигнуто благодаря вкладу таких людей, как Пауль Эрлих, Альберт Эйнштейн, Розалинд Франклин, Джонас Солк и многих других, обогативших мир своими знаниями и открытиями.

Посттеистический иудаизм является естественным продолжением своих предшественников, а его последователи служат светом для народов. Израиль, позиционирующий себя как кибернетическая держава и страна-стартап, процветает за счет инноваций и прогресса, причем многие достижения и прорывы были сделаны руками светских евреев. Среди них такие инновации, как амниоцентез, селективные солнечные коллекторы, капельное орошение, технология опреснения воды, стенты Medinol, межсетевой экран Check Point, лекарство Copaxone, USB-накопители, Mobileye, Waze, Iron Dome, Wix и др.

Перенимание чужой культуры, известное как «итявнут» (эллинизация), не является чем-то постыдным. Нет ничего предосудительного или ужасного в том, чтобы внедрять нееврейские идеи, которые способствуют развитию местной культуры. Сама еврейская религия на протяжении всей своей истории включала в себя элементы чужих культур. Мишна цитирует Бен-Зому, который сказал: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека, как сказано: "От всех, кто учил меня, я обрел понимание"». Коэлет также писал: «Время хранить и время отбрасывать», указывая на важность адаптации к современности путем отказа от традиций, когда это необходимо.

Борьба в Израиле не сводится к выбору между демократическим и еврейским государством, поскольку сама либеральная демократия, как уже говорилось, имеет еврейские корни. Напротив, настоящее противоречие заключается в том, чтобы определить, что в наших действиях должно быть приоритетнее — человечество или Бог.

Народ Израиля, благодаря собственным усилиям, а не божественному вмешательству, вернулся на землю своих предков и создал суверенное государство, как и любой другой народ. В Израиле народ избирает своих представителей, не полагаясь на божественное руководство. Кнессет выступает в роли современного Синедриона, а законы государства Израиль составляют новую Галаху — руководящую правовую базу.

Если раньше считалось, что светское лишено содержания, то теперь очевидно, что светская перспектива богаче религиозной. Светский иудаизм остается открытым для иностранных инициатив и принимает критику. Он поощряет толерантность, но не может мириться с нетерпимыми взглядами, что было отмечено Карлом Поппером в работе «Парадокс толерантности». Светская идеология иудаизма не уступает религиозной, если не превосходит ее.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

 

Похожие статьи