| Иц Гринберг
Иц Гринберг

«Религиозные» партии Израиля стремятся уничтожить демократию и мораль

«Религиозные» партии Израиля стремятся уничтожить демократию и мораль
Лидер "Религиозного сионизма" Бецалель Смотрич и лидер ШАС Арье Дери в Кнессете Фото: YONATAN SINDEL/FLASH90

В борьбе за пересмотр израильской судебной системы религиозные партии возглавили наступление на демократию. В настоящее время там, где религиозные партии контролируют государственные институты, проводится несправедливая и дискриминационная политика.

Чтобы обеспечить демократическое будущее государства Израиль, недостаточно остановить антисудебное законодательство.

Мы должны восстановить еврейскую традицию, чтобы религиозные политические партии жили в рамках основных правил демократии, человеческого достоинства и равенства. Религиозные и светские евреи должны работать вместе, чтобы вырвать иудаизм из разрушительной хватки нынешнего институционального руководства.

Религиозные партии, ШАС и «Яадут а-Тора», к которым теперь присоединился «Религиозный сионизм», — антидемократичны по своим принципам. Они утверждают, что слово Божье (в их интерпретации) выше (демократических) законов страны. Они также недемократичны в своей политике. Они получают особые привилегии и финансирование для своих целей, но хотят отказать в равном отношении к другим группам и меньшинствам или применить дискриминационное поведение.

Ультраортодоксальные евреи считают себя выше других

Цель ультраортодоксов — лишить Верховный суд авторитета и покончить с независимостью судебной власти. Враждебное отношение к Багацу среди ортодоксов вызвано решениями суда о том, что полное освобождение харедим от призыва в армию нарушает основополагающий демократический принцип равенства.

По мере роста своего политического влияния партии харедим перешли от поиска исключений в рамках существующей институциональной и законодательной базы к уничтожению судебной системы, поскольку она препятствует достижению их политических целей. Поскольку демократия для них мало что значит, они и не предполагали, насколько интенсивными будут протесты в ее защиту.

Когда же они поняли, что разворошили осиное гнездо, то осознали, что ответная реакция грозит свести на нет их политические достижения последних десятилетий, а также сделать их радиоактивными для любых будущих коалиций, которые будет формировать не «Ликуд».

В предыдущем поколении современная ортодоксия учила, что быть религиозным — значит, быть приверженным более высоким стандартам морали. Это означало не особые исключения, а большую ответственность за ближних.

Партии харедим перевернули эти стандарты. Прикрываясь ценностью изучения Торы, они настаивают на том, что это правильно, когда другие израильтяне отдают от двух до девяти лет своей жизни на службу в ЦАХАЛе для защиты Израиля, а они от этого освобождены.

Они используют традиционное благоговение перед учебой, чтобы отстаивать политику, согласно которой другие сражаются и умирают за Израиль (и за них), в то время как они спокойно сидят дома. Они считают себя (а не тех, кто отдает свои жизни, защищая еврейский народ) высшими (богобоязненными) слугами Всевышнего.

Не менее возмутительным является и то, что партия «Религиозный сионизм» намерена предать «завет крови» между религиозными и светскими евреями. В сионистском движении религиозные и светские евреи вместе работали, страдали и умирали, чтобы построить государство. Они вместе служили в армии, чтобы защитить все население страны. Теперь же «Религиозный сионизм» выступает за полное освобождение харедим от обязанности делить бремя защиты страны между светскими и религиозными израильтянами.

После завоевания независимости обе группы объединились, чтобы предложить убежище и защиту каждому гонимому еврею в мире. Теперь религиозные партии совместно готовят закон, направленный на ограничение Закона о возвращении и лишение потомков евреев, не являющихся евреями по Галахе, потенциального убежища. Они нарушают урок Холокоста, согласно которому эти люди разделяют судьбу еврейского народа и должны быть защищены.

Реакция партии «Религиозный сионизм» на продолжающиеся бесчинства поселенцев в палестинских деревнях на Западном берегу реки Иордан — это искаженное применение религиозных ценностей. Эти вылазки были выражением ярости и мести за убийство четырех евреев под Эли.

Вместо того чтобы объяснить, что еврейская этика в Пиркей Авот 4:1 учит: «Кто такой герой? Тот, кто контролирует свой гнев [и желание нанести ответный удар]», Симха Ротман («Религиозный сионизм») защитил нарушающих закон нападающих на палестинцев, приравняв их действия к протестам против судебной реформы.

По его «религиозным» понятиям, стрельба по жителям деревень, разгром машин, поджог домов ни в чем не повинных арабов так же законны, как и ненасильственные акции протеста против подрыва судебной системы, в ходе которых некоторые участники перекрывали автотрассы.

Министр финансов Бецалель Смотрич, глава «Религиозного сионизма», призвал «стереть с лица земли» палестинский город Хувара (правда, позже он извинился за то, как выразился).

Когда руководители ЦАХАЛа, ШАБАКа и полиции осудили эти выпады как «националистический террор», Смотрич заявил, что термин «террор» не может быть применен к поведению еврейских поселенцев.

Таким образом, антидемократические религиозные нормы используются в качестве тарана для разрушения стены морали, минимизации жертв среди гражданского населения и этической сдержанности, возведенной ЦАХАЛом за 75 лет существования Израиля.

Недавно раввин, возглавляющий религиозный доармейский курс, назвал «несправедливостью» приговор к пожизненному заключению Амирана Бен-Улиэля, в результате поджога которого погибли трое палестинцев, и призвал освободить его. Это Тора несправедливости, поддержки аморального поведения, осуждения тех, кто руководствуется совестью.

Партии харедим используют демократический процесс создания коалиций, чтобы добиться от правительства особой финансовой поддержки и монопольного контроля над религиозными службами, а также финансирования отдельной системы образования.

Одновременно они стремятся уничтожить главного защитника прав человека в Израиле — Верховный суд за то, что он осмелился ограничить этот процесс, поддержав равное отношение к меньшинствам и предоставив некоторое признание плюралистических религиозных течений.

Требования «Религиозного сионизма» о предоставлении преференций и средств касаются в основном поселений. Неприязнь этой партии к Верховному суду объясняется тем, что он проверяет превышение полномочий и защищает законные права палестинцев, а также права меньшинств внутри Израиля. Добиваясь отказа в выделении средств, предназначенных для арабских поселений и восточной части Иерусалима, Бецалель Смотрич подталкивает к дискриминации и неравному обращению внутри Израиля.

Во имя иудаизма студенты ешивы оскорбляют христиан, плюют в священнослужителей, совершают акты вандализма в церквях. Это отдельные люди, а не политические лидеры или руководители учреждений. Их учителя не смогли научить их другому и не осудили их притеснения христиан.

В новом законе, проталкиваемом ШАС, полномочия по назначению раввинов городов и районов передаются Главному раввинату, а право местных властей и общин выбирать раввинов сокращается. Это — карт-бланш для назначения неконтролируемого числа раввинов, не реагирующих на запросы и не ориентирующихся на интересы общины.

Религиозные и светские евреи вместе должны остановить превращение иудаизма в антидемократическую силу. Первым шагом должно стать оспаривание религиозного авторитета коалиционных партий и их руководства как представляющего собой искаженное понимание Торы.

Светские и религиозные деятели должны работать над тем, чтобы отнять у этих лжетрадиционалистов полученную ими по закону и обычаю власть поступать несправедливо по отношению к другим людям.

Мы должны пересмотреть систему иудаизма в Израиле, сделав ее более плюралистичной.

Все израильтяне должны поддерживать и продвигать прогрессивную сионистско-ортодоксальную модель Торы, гуманной, строго этичной, приверженной демократии и равной ответственности за борьбу (и риск жизни) во имя всего еврейского народа. 

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи