| Иц Гринберг
Иц Гринберг

Харедим — равноправная, но не привилегированная группа

Харедим — равноправная, но не привилегированная группа
Бней-Брак Фото: YOSSI ALONI/FLASH90

Создание государства Израиль — одно из великих религиозных искупительных событий еврейской истории. Поэтому оно должна быть эпохой расцвета иудаизма, когда религия целенаправленно и вдохновенно укрепляет строительство государства. К сожалению, еврейская религия в Израиле стала силой направленной против демократии, инструментом антиарабских и расистских взглядов, негативного отношения к другим религиям, неравенства женщин, уклонения от военной или альтернативной службы. Религиозное понимание настолько исказилось, что израильское общество условно принимает эту деструктивную версию иудаизма за истинную версию еврейской религии.

Все началось с ультраортодоксов. Харедим считали, что для того, чтобы сохранить верность еврейской традиции, им придется вести тотальную борьбу с современностью. Они сделали все возможное, чтобы отгородиться от современной культуры в своей общине. Боясь распада, они отказывались от диалога и сотрудничества с другими точками зрения. Они сосредоточили власть и принятие политических решений в руках горстки гдолим (великих авторитетов Галахи) и раввинов. Эти люди — всего лишь люди — принимали решения во всех областях и никогда не могли ошибиться, поскольку считались наделенными «руах а-кодеш» (божественным духом).

Их «божественный» авторитет был выше человеческих законов. В полном соответствии с политической пассивностью раввинистической традиции, гдолим отвергли сионизм и его призыв взять власть и вернуться на еврейскую родину. Лидеры харедим запретили любое сотрудничество с сионистами и другими грешниками (по их мнению, таковыми являются все нехаредим). Это было катастрофическое решение. Масса евреев-харедим осталась в Европе, где 90% из них были уничтожены нацистами.

Уже в XIX веке раввин Исраэль Салантер указал на три фундаментальные проблемы этого религиозного мировоззрения. Во-первых, неспособные справиться с выбором и альтернативами, харедим создали образ жизни, состоящий из детально проработанных моделей поведения во всех сферах жизни. Это обеспечивалось конформизмом и социальным контролем в ущерб духовным проблемам. Примечание: именно такой образ жизни харедим ведут и сегодня.

Во-вторых, они часто концентрировались на ритуальном поведении и пренебрегали этическими заповедями, которые занимают центральное место в Торе. На них, как на представителей контркультуры, оказывалось настолько сильное давление, что эта однобокость часто превращалась в негласную сделку. В обмен на ритуальное и общинное соответствие люди не несли ответственности за нарушения этических норм, особенно по отношению к «чужакам». Примечание: См. Арье Дери, который до сих пор возглавляет партию ШАС, хотя дважды был осужден за взяточничество и коррупцию.

В-третьих, они убедили себя в том, что следуют исключительно Божьим предписаниям. В общине было мало самосознания и практически отсутствовала самокритика. Ощущение осады со стороны общества и оборонительная позиция еще больше мешали честным разногласиям или взвешенному выбору политики.

Отсутствие дискуссий и оценок выявило непоколебимую убежденность великих в своей правоте и тенденцию отвергать любое инакомыслие как еретическое. Салантер был убежден, что в отсутствие самоанализа и групповой критики решатели/политики будут извращать Тору в соответствии со своими потребностями и предубеждениями, вместо того чтобы принимать решения в интересах всей общины. Примечание: отражая свою узкую точку зрения и отсутствие опыта, гдолим первоначально отказывались давать указания харедим принимать вакцины COVID-19 или предпринимать действия по предотвращению заражения. Сегодня их настойчивость в вопросе полного освобождения харедим от службы в ЦАХАЛе или альтернативной службы свидетельствует об их неспособности видеть дальше своего электората или реально оценивать чувства общества в целом.

После 1945 г. харедим с полной самоотдачей взялись за восстановление своей общины. Многие неортодоксальные филантропы и светские евреи поддерживали их из ностальгии или чувства вины за Катастрофу. Шимон Перес от имени Бен-Гуриона предложил освобождение от призыва в армию для харедим, изучающих Тору — из убеждения, что иначе им грозит полное исчезновение.

Получив защиту и поддержку со стороны остальных евреев, харедим значительно увеличились количественно. Их ряды укрепились благодаря росту сефардского движения «бааль-тшува» (раскаяние светского человека, возвращение к соблюдению заповедей), политическим выражением которого стала партия ШАС. ШАС использовала недовольство в отношении старых правительств, в которых доминировали лейбористы, в том плане, что они плохо обращались с иммигрантами из стран Востока и разрушили религиозно-культурные связи привезенных в Израиль сефардов с арабскими общинами.

С 1977 г. харедим стали входить в правящие коалиции. Поддержка правительства росла в геометрической прогрессии. Резко возросло число лиц, освобожденных от призыва. Впервые в истории массы харедим получили поддержку не для работы, а для полноценного изучения Торы. Было много прогулов, но внутригрупповая мораль харедим позволяла уклоняться от учебы, поскольку правительство, возглавляемое нехаредим, приравнивалось к правительствам язычников в диаспоре.

С приходом к власти Нетаньяху — и особенно после того, как он стал зависеть от харедим в создании коалиций большинства — государственная поддержка харедим, их системы образования и ешив выросла в несколько раз. Расширение поддержки без внедрения обязательного изучения основных учебных предметов означало, что харедим не могли внести свой вклад в экономическое развитие Израиля. Эта тенденция указывает на серьезный дефицит квалифицированной рабочей силы в будущем и непосильное социальное бремя для израильской экономики. Высокий уровень рождаемости среди харедим прогнозировал их победу на выборах через несколько десятилетий.

Ни один из ведущих политиков не желал сталкиваться с этой проблемой, поскольку стремился к участию харедим в коалиции, которую он мог бы возглавить. Яир Лапид все же вынес этот вопрос на обсуждение, и тогда партии харедим объявили его персоной нон грата в качестве лидера любой будущей коалиции. Другие правоцентристские политики поняли это.

По мере усиления позиций харедим, они взяли под контроль Главный раввинат и его судебную систему, до сих пор являвшуюся вотчиной дати-леуми (религиозных сионистов). Раввинские суды (в которых не было женщин-судей) были предвзяты по отношению к женщинам. Это позволило создать многочисленный класс «агунот» — женщин, которым непокорные мужья отказывали в разводе. Подавляющее большинство русскоязычных олим еврейского происхождения, принятых в соответствии с Законом о возвращении, получили отказ в прохождении гиюра из-за требований раввинского суда согласиться на соблюдение ортодоксального стиля жизни.

Основа мировоззрения харедим заключается в том, что не существует легитимных альтернативных религиозных позиций. Они не могут допустить признания других религиозных взглядов. Когда Нетаньяху пошел на компромисс, чтобы обеспечить неортодоксальные религиозные службы в Арке Робинсона, расположенной в стороне от главной Западной стены, харедим заставили его отказаться от этого соглашения — даже при том, что оно оскорбляет американских евреев и ослабляет поддержку Израиля.

Кульминацией усиления позиций харедим является стремление подорвать судебную власть. Это наступление на демократию было бы невозможно без партнерства с «Ликудом» Нетаньяху и его стремления разрушить судебную систему. Тем не менее, несмотря на то, что харедимные партии отступили (только публично), когда осознали, какой гнев они на себя навлекли, это дело показывает правду, которой необходимо противостоять.

Харедим не связаны демократическими принципами равенства и взаимности. Поэтому они не будут ставить ограничений в своих требованиях и целях. Ограничения должно устанавливать общее политическое руководство. В краткосрочной перспективе они должны создать коалиции большинства, исключающие харедим. Для этого им необходимо привлечь арабские партии, чтобы они отказались от антисионизма и, как это сделала партия РААМ, приняли еврейское государство, но добивались полной демократии и равного обращения для всех.

Это плохая новость для Бени Ганца и его партии «Государственный лагерь», которая обхаживает харедим и пытается привлечь их в возглавляемую им коалицию. Харедим почти наверняка не перейдут на другую сторону, поскольку только Нетаньяху может предложить им «чистую монету» в отношении их общинной политики. Но ценой включения их в любое правительство будет поддержка продолжающейся гегемонии харедим, которая подорвет демократическое государство Израиль.

Единственный способ защитить демократию (и спасти харедим от самих себя) — это ввести ограничения на государственное финансирование харедимного образа жизни. Мы должны прекратить разорительное финансирование, положить конец их принудительным монополиям и потребовать взаимности и справедливого распределения национальной ответственности. Харедим следует поддерживать как альтернативное религиозное меньшинство, но только наравне с другими ценными меньшинствами.

Позвольте мне добавить, что ничто из написанного мною здесь не оправдывает нынешний всплеск ненависти и неприкрытой враждебности, направленной на харедим. В демократическом обществе проблема решается путем уважительных политических действий, которые сдерживают эксцессы. Эксцессы со стороны харедим поощрялись Нетаньяху. Он предлагал непосильные выплаты, чтобы заручиться их поддержкой в других областях политики, таких как расширение поселений, политизация образования и культуры, притеснение арабов.

Когда баланс будет восстановлен, община харедим пойдет работать и служить. Я бы также предсказал дальнейший рост образования и лидерства ее женщин и снижение рождаемости.

Самой важной проверкой — которая будет полезной и для харедим, и для израильского общества в целом — станет возвращение определения еврейской религии. Определение еврейской религии в Израиле должно быть пересмотрено таким образом, чтобы оно поддерживало плюралистический религиозный и светский образ жизни евреев.

Это требует возрождения прогрессивной ортодоксии, открытой для позитивных современных ценностей. Такая ортодоксия примет свободную конкуренцию неортодоксальных течений, будет искать и принимать в свои ряды негалахических русских евреев. Она будет уважительно относиться к светскому еврейству, к арабам и ко всем нееврейским религиям в Израиле.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи