| Эфраим Инбар
Эфраим Инбар

Уроки Осло

Уроки Осло

Неудачи могут быть дорогостоящими, но поучительными.

Соглашения, заключенные 30 лет назад в Осло, предполагали, что в отношении Палестинского национального движения к государству Израиль произошли коренные изменения. Тем не менее, по сей день государство Израиль не признано как национальное государство еврейского народа.

Более того, палестинцы продолжают применять насилие против Израиля, а, опросы палестинского общественного мнения свидетельствуют, что применение силы против евреев пользуется значительной поддержкой. Даже если часть палестинского населения устала от конфликта и хочет мира и процветания, цена постоянного противостояния с Израилем не останавливает палестинские группировки, опирающиеся на концепцию насильственного сопротивления (мукавама) сионистскому образованию.

Согласно соглашениям Осло, Израиль передал часть территории Западного берега под исключительный контроль палестинцев, надеясь, что созданная по этому случаю Палестинская автономия (ПА) станет хорошим соседом и предотвратит терроризм. Этого не произошло, и ПА испытывает трудности с функционированием в качестве государства.

Определяющей характеристикой государства является монополия на применение силы. В 2007 году правительство в Рамалле уступило контроль над сектором Газа конкурирующей вооруженной группировке ХАМАС. Недавно ПА потеряла контроль над Северной Самарией, а лагеря беженцев стали оплотом вооруженных организаций, не подчиняющихся ПА.

Неспособность сохранить монополию на применение силы характерна для многих арабских государств. Ливан, Ливия, Ирак, Сирия и Йемен являются государствами только по названию, поскольку центральное правительство не в состоянии контролировать вооруженные группировки. Это не сулит ничего хорошего для преобладающей в регионе политической культуры и возможности достижения стабильных, мирных отношений с нашими соседями.

К сожалению, Израиль живет в регионе, где мир между странами не преобладает, а применение силы является альтернативой, которая приходит на ум при разрешении конфликтов между соседями. В отличие от зон мира (например, Северной Америки), применение силы на Ближнем Востоке является приемлемой политикой для политических субъектов.

Израиль должен осознать, что ему еще долго придется жить, опираясь на меч.

Потребности его безопасности требуют военного контроля над всей территорией Земли Израиля — от реки до моря. Это означает, что Израиль будет продолжать контролировать территорию, на которой проживает большое количество палестинцев. Израилю ничего не остается, как объяснять себе и всему миру, что палестинцы враждебны Израилю и что палестинские группировки совершают насильственные действия против еврейского государства.

Более того, палестинская политическая система не сможет предотвратить антиизраильскую террористическую активность, даже если захочет. Если не произойдет изменений в палестинской системе образования, где преподавание поставлено с активным использованием антисемитских и антиизраильских нарративов, если ПА будет продолжать платить террористам, а ее СМИ будут продолжать транслировать отвратительные антисемитские заявления — мира не будет. И «оккупация» будет по-прежнему характеризовать отношения между Израилем и палестинцами.

Сегодня в Израиле существует национальный консенсус относительно того, что 30-летняя попытка урегулирования конфликта с палестинцами потерпела неудачу, и общеизвестно, что разрешение 150-летнего конфликта будет оставаться труднодостижимым. Израильская политика урегулирования спора — это дефолт процесса Осло. Это понимание постепенно проникает и в международное сообщество. Управление конфликтом предполагает снижение трений с палестинцами путем осторожного использования военной силы и избирательного заселения (только в места, имеющие важное значение для безопасности, например, вокруг Иерусалима и в долине реки Иордан). Только такая поселенческая политика может обеспечить международное понимание того, что Израиль контролирует Западный берег реки Иордан.

Хотя палестинская проблема не решена, сегодня уже ясно, что этот конфликт не является «ключом» к стабильности на Ближнем Востоке. К сожалению, он изобилует множеством споров и социально-экономических проблем, к которым евреи не имеют никакого отношения. Более того, палестинская проблема не мешает арабским странам поддерживать открытые дипломатические отношения и взаимовыгодные связи с Израилем. В 1979 году Египет бросил вызов распространенному мнению о том, что палестинцы обладают правом вето на нормализацию отношений с Израилем. Авраамские соглашения 2020 года подтвердили этот урок.

Однако Израилю не следует питать иллюзий, что его признание в постоянно растущих кругах арабского мира — это односторонний процесс. Палестинская проблема все еще звучит в коридорах власти и аудиториях учебных заведений арабского мира. При определенных обстоятельствах Израиль может вновь оказаться в изоляции и под угрозой со стороны арабских стран. Поэтому Израилю необходимо продолжать вкладывать значительные средства в оборону, содержать сильную армию, которая является гарантом безопасности страны и ее граждан.

К сожалению, процесс обучения потребовал пролития крови израильтян. Поначалу сторонники Осло называли жертв террористов «жертвами мира». Со временем было признано, что жертвы стали результатом палестинского терроризма, мотивированного лютой ненавистью к еврейскому государству. Обилие еврейской крови потребовалось для того, чтобы развеять прекрасную, но несбыточную мечту.

Видимо, народы учатся медленно.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи