Израиль сегодня находится в большей безопасности, чем когда-либо в своей истории. ХАМАС по большей части ликвидирован. «Хезболла» потеряла две трети своих ракет малой и средней дальности и всех своих высокопоставленных лидеров. А Иран потерял треть своих современных баллистических ракет в тщетных попытках преодолеть израильскую систему противоракетной обороны.
Какова же реакция агентства Moody's на военные успехи Израиля? Оно понизило кредитный рейтинг еврейского государства до самого низкого уровня в истории: на две ступени, с A2 до Baa1 — и предупредило о предстоящем третьем понижении.
«Правительство Израиля явно включило возвращение примерно 60 тыс. эвакуированных с севера страны в число своих военных целей», — заявило агентство Moody's 27 сентября, обосновывая понижение рейтинга расплывчатыми «геополитическими рисками», а не конкретными результатами. Однако возвращение 60 тыс. израильтян в свои дома и на предприятия станет финансовым благом, поскольку они будут вносить вклад в экономику, а израильское правительство сэкономит на их размещении в других местах.
Неспособность Moody's оценить выгоду от победы на севере была тем более озадачивающей, что к моменту своего заявления Израиль уничтожил большую часть высшего руководства «Хезболлы», взрывы пейджеров убили или вывели из строя тысячи террористов «Хезболлы», а также вывели из строя систему связи «Хезболлы». В результате Израиль устранил существовавшую на протяжении десятилетий угрозу того, что «Хезболла» сможет развязать свой арсенал из 150 тыс. ракет, чтобы преодолеть оборону Израиля и уничтожить большую часть его инфраструктуры.
Во втором случае Moody's предположило, что решимость Израиля «восстановить сдерживание и заставить боевиков „Хезболлы“ уйти из приграничной зоны значительно повышает риск полномасштабной войны». Однако риск полномасштабной войны, который действительно существовал до того, как Израиль так успешно уничтожил иранских посредников на своих границах, к моменту понижения рейтинга значительно уменьшился.
Потерпев третью неудачу, Moody's посетовало на то, что перспективы прекращения огня уменьшились, не понимая, что стратегия прекращения огня удержала бы ХАМАС и «Хезболлу» у власти, что привело бы к продолжению высоких военных расходов Израиля — в два-три раза больше на долю его валового внутреннего продукта, чем у большинства западных стран. Без прекращения огня Израиль может нанести решающий удар по Ирану и его ставленникам и положить конец дестабилизации Ираном Ближнего Востока, утверждает Ричард Дирлав, бывший глава британской разведывательной службы МИ-6.
Вместо того чтобы быть трезвомыслящим, подсчитывающим цифры кредитно-рейтинговым агентством, которое могло бы оценить огромные экономические выгоды, которые последуют за поражением врагов Израиля, Moody's размышляло о вреде для геополитического положения и стабильности Израиля, больше напоминая политического эксперта с теми же предубеждениями, что и Государственный департамент США или CNN. Эта колоссальная несостоятельность в суждениях об Израиле отражает историю неудач Moody's в других областях. С 2000 по 2007 год в Соединенных Штатах Moody's присвоило сильно переоцененным ипотечным ценным бумагам желанный рейтинг ААА, что способствовало кризису низкокачественных ипотечных кредитов 2007-08 годов и последовавшему за ним мировому финансовому кризису. В 2008 году Moody's утверждало, что Lehman Brothers находится на «приемлемом для инвестиций уровне» до дня, предшествовавшего объявлению о банкротстве.
В 2001 году Moody's рекламировало компанию Enron как «инвестиционно привлекатальную» до тех пор, пока она не объявила о банкротстве. Среди других грубых ошибок — Sino-Forest, китайская лесопромышленная компания, котирующаяся на фондовой бирже Торонто, о которой Moody's не подозревало до тех пор, пока ее генеральный директор не подал в отставку, а Комиссия по ценным бумагам Онтарио не распорядилась приостановить торговлю ее акциями. И крупнейший дефолт по муниципальным облигациям в истории США, когда Moody's не смогло осознать, что государственная система электроснабжения штата Вашингтон настолько плохо управлялась, что оно не сможет погасить облигации на сумму 2,25 миллиарда долларов.
В более общем плане Moody's оценило кредитоспособность Израиля через призму ESG (Environmental, Social and Governance), сославшись на второстепенные вопросы, которые волнуют американских левых, такие как судебная реформа Израиля и управление израильскими институтами. Если бы агентство Moody's оценивало кредитоспособность Израиля, а не его политкорректность, оно признало бы, что с Израилем мало кто может сравниться по способности погашать свои внешние долги — главный вопрос, который волнует израильских кредиторов.
Чтобы подкрепить свои выводы цифрами, Moody's заявило, что из-за долга Израиля военного времени «сейчас мы прогнозируем, что соотношение долга к ВВП вырастет почти до 70%». Тем не менее, это соотношение долга превосходит другие. В Еврозоне он составляет 88,7% ВВП, в Канаде — 107%, а в Соединенных Штатах — 120%. Более того, валютный резерв Банка Израиля, который находится на рекордно высоком уровне, почти в четыре раза превышает его внешний долг. Поскольку экспорт Израиля пользуется постоянным спросом, положительное сальдо счета текущих операций превысило 5% за последние 20 лет.
Несмотря на бремя войны, которая сейчас обходится Израилю примерно в 150 миллионов долларов в день, Moody's ожидает, что в долгосрочной перспективе Израиль достигнет роста ВВП на 3%, что, по его мнению, «все еще является сравнительно высоким ростом по сравнению со многими другими развитыми экономиками». Это заявление, хотя и позитивное, тем не менее, является преуменьшением. В 2024 году, по прогнозам Международного валютного фонда, ВВП Европы вырастет всего на 1,6%, Канады — на 1,3%, а США — на 2,8%.
Moody's право в том, что Израиль сталкивается с большой неопределенностью в будущем. Так было всегда, что отчасти объясняет, почему кредитный рейтинг Израиля в прошлом не был намного выше. Но сейчас, когда большинство врагов Израиля в бегах, этих неопределенностей стало меньше, и они вызывают меньше беспокойства. В свете войны агентство Moody's было вправе пересмотреть кредитный рейтинг Израиля. Но оно ошиблось, понизив, а не повысив его.
JNS, перевод Якова Скворцова