| Эльдад Бек
Эльдад Бек

Почему смерть султана Омана должна волновать Израиль

В течение полувека султан Омана Кабус бен Саид аль-Саид выполнял роль модератора на Ближнем Востоке и был одним из первых арабских лидеров, официально закрепивших связи с Израилем. Будет ли его преемник придерживаться того же пути?

Смерть в эти выходные оманского лидера султана Кабуса бен Саида аль-Саида наступила в самое неподходящее для Ближнего Востока время. Кабус, которому на момент смерти было 79 лет, являлся политическим долгожителем арабского мира, наиболее долго занимавшим престол – он пришел к власти в результате переворота, организованного против его отца, в далеком 1970 году. С тех пор султан Кабус на протяжении 50 лет выступал в качестве сдерживающей силы на Ближнем Востоке с его множеством войн, конфликтов, столкновений и напряженностей.

Географическое положение Омана у самого Ормузского пролива – рядом с Йеменом, Саудовской Аравией и напротив Ирана через Персидский залив - придает ему важнейшее стратегическое значение, поэтому многие страны смотрят на Оман с вожделением. Состав населения Омана, среди которого одна треть – иностранцы, а 5% - оманские шииты, играет роль в потенциальной нестабильности султаната.

В течение пяти десятилетий Кабус смог выдержать все штормы в своем регионе благодаря сложной, но хорошо сбалансированной сети связей с конкурирующими ближневосточными образованиями и поддержанию традиции умеренного ислама в соответствии с преобладанием мусульман-ибадитов.

При Кабусе Оман стал одним из первых арабских государств, которые установили связи с Израилем. В случае с Оманом это произошло еще в 1970-х годах. Двадцать лет спустя, после подписания соглашений в Осло, в столице Омана Маскате открылась официальная израильская дипломатическая миссия, которая, однако закрылась после того, как разразилась Вторая интифада.

В октябре 2018 года Кабус, здоровье которого уже ухудшалось, принял премьер-министра еврейского государства Биньямина Нетаньяху с визитом в своем султанском дворце в знак начала новой эры в отношениях между государствами Персидского залива и Израилем. При этом Кабус очень рисковал, принимая израильского премьера, поскольку его визит пришелся на период нарастающей напряженности между США и Ираном.

В мусульманском мире Кабус завоевал репутацию суннитского лидера, которому удалось развить хорошие отношения с режимом аятолл в Тегеране. Он провел секретные переговоры между иранцами и представителями администрации Обамы, которые проложили путь к ядерной сделке 2015 года. Но в эпоху Трампа, привыкший балансировать на грани Кабус понял, что ему пора сделать ставку на Израиль, сохранив при этом связи с Ираном.

Смерть Кабуса наступила в критический для Ближнего Востока момент, когда его дипломатические навыки, личные и политические связи могли помочь предотвратить эскалацию, если не сказать войну. Более того, Кабус умер бездетным, что могло привести к битве за преемственность, чтобы избежать которой, правящей семьей было принято решение поставить во главе султаната двоюродного брата Кабуса - Хайтама бен Тарека аль-Саида, который занимал ключевые посты в министерстве иностранных дел Омана и был личным помощником Кабуса бен Саида.

Тарек аль-Саид

Оман, который был одной из самых стабильных стран на Ближнем Востоке, при определенных обстоятельствах может превратиться в еще одну «горячих точек», если ряд политических игроков попытается вмешаться во внутренние дела султаната. Его восточный сосед Йемен, страдает в результате разрушительной гражданской войны. Северный сосед Омана Саудовская Аравия, переживает историческое потрясение под властью наследного принца Мухаммеде бин Салмане. В последнее десятилетие салафитские элементы расширили свое влияние на суннитов во власти. Иран разжигает шиитские меньшинства на Аравийском полуострове. И прежде всего, над Оманом висит угроза региональной войны с Ираном.

Смерть Кабуса знаменует собой смерть старого Ближнего Востока. Способный преемник мог бы достичь прогресса на Аравийском полуострове и ускорить нормализацию отношений с Израилем. Но если Оман недостаточно мудр, чтобы поддержать наследие Кабуса, это может остановить положительные события в регионе и усилить конфликт. Новый султан обещал придерживаться политики Кабуса. Нам остается только надеяться, что он в этом преуспеет.

Похожие статьи