| Давид Бахшиев
Давид Бахшиев

О новом статусе языка джугьуьри и корректировке лингвистической политики

Продолжая размышления, начатые в статье «О состоянии и языковой ситуации зугьун джугьуьри [1] и «Успех в реализации новой языковой политики джуьгьуров может иметь мировое значение» [2], можно сделать важные практические выводы, касающиеся нового статуса языка джуьгьури и соответствующей ему языковой политики.

По воле судеб язык джуьгьури оказался в роли «пробного камня», на котором можно было бы проверить жизнеспособность многих исчезающих языков. Принципиальное отличие языковой ситуации джуьгьури от других народностей в том, что в большинстве стран теперешнего проживания джуьгьуры создали свои религиозные и культурные центры, служащие объединению новообразованных общин. Оригинальность (неповторимость) языковой ситуации джуьгьури ещё и в том, что эта народность, представленная теперь в разных странах, сохраняет желание сберечь своё культурное единство. Этому способствует её многовековой опыт проживания в разноязычной среде иноверцев.

В настоящее время (в условиях значительно возросшего географического разделения групп народа) история повторяется. Но географическая разобщенность этих групп нивелируется современными средствами связи. Нерешённым пока остаётся вопрос языка общения, поскольку появилась новая проблема – разноязычие внутри самого этноса, вызванное проживанием отдельных групп в разноязычных государствах. Именно язык остаётся главным средством сохранения культурного единства этноса. То есть, приобретая статус языка межгосударственного общения людей одной национальности, джуьгьури обеспечивает внутринациональную коммуникацию на бытовом уровне, что позволяет поддерживать родственные связи и др. Язык джуьгьури, с развитием его литературной формы, расширением общей терминологии и других сфер национальной речи, способен постепенно освоить и другие уровни общения. Однако, в последние десятилетия остро ощущается угрожающе возрастающее большое отставание в развитии языка. Некоторые из причин этого отставания названы в сборнике [3]. Там же предложены меры по исправлению ситуации. Одновременно произошло изменение статуса языка. Теперь (по мере забвения молодыми поколениями русского языка) именно джуьгьури обретает статус межгосударственного внутринационального языка общения джуьгьуров. Изменение статуса языка не произойдёт стихийно. Понадобится государственная поддержка во всех странах проживания джуьгьуров (см. [4]), разработка фундаментальных основ сохранения языка и этноса (см. [5]) и другие меры. Всё это вынуждает нас изменить языковую политику, её концепцию. Основное направление, руководящая цель этой политики видится в поддержке и развитии языка, придании его литературной (наддиалектной) форме статуса МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО языка внутринационального общения джуьгьуров. Основным объективным критерием эффективности такой языковой политики является её соответствие достижению именно этой цели.

Сегодня нет смысла ставить перед языковой политикой джуьгьури какую-то более масштабную задачу.

Подробное изложение проекта концепции новой языковой политики джуьгьури находится в стадии разработки и будет представлено читателям для коллективного обсуждения.

ССЫЛКИ на авторские сборники и статьи:                     

[1] - О состоянии и языковой ситуации зугьун джугьуьри.

        Статья на сайте stmegi.com от 14.11.20 г.

[2] - Успех в реализации новой языковой политики джуьгьуров может

        иметь мировое значение. Статья на сайте stmegi.com от 19.12.2019

[3] – О фонетике и алфавите джуьгьури. Сборник /М.: Триумф, 2019

[4] К вопросу культурного единства горских евреев, статья на

        сайте stmegi.com от 17.12.2019

[5] - Горские евреи. Как выжить разобщённому народу? О

          создании фундаментальных основ для сохранении языка и

          этноса. - Сборник/М.: Триумф, 2014

Похожие статьи