| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Текучий конфликт, запланированная провокация, или Кому нужна война на Кавказе

На днях снова напомнил о себе один из самых «застарелых» конфликтов на постсоветском пространстве. На границе Азербайджана и Армении произошли ожесточенные бои с применением тяжелой артиллерии, есть погибшие с обеих сторон. При этом обе стороны конфликта, обвинив друг друга в его разжигании, заявляли языком военных сводок: «Противник понес потери и отступил». 

Ни одна из сторон, естественно, не хочет брать на себя ответственность за нападение. Согласно версии Баку, инициатором нападения стали армянские военные, которые обстреляли позиции вооруженных сил Азербайджана. В Ереване уверены, что напали именно азербайджанские войска, которые перед этим пытались нарушить границу. Так что же вызвало «разморозку» армяно-азербайджанского противостояния именно сейчас, в период эпидемии коронавируса, и возможно ли дальнейшее разрастание конфликта?

Если вспомнить историю, то становится ясно, что истоки конфликта были заложены в период горбачевской перестройки. Конфликт, начавшийся сначала демонстрациями за независимость Нагорного Карабаха, привел к вооружённому конфликту и оккупации части территории Азербайджана в 1992-1994 годах. В мае 1994-го Армения и НКО с одной стороны и Азербайджан с другой подписали соглашение о прекращении огня. В последующие десятилетия, несмотря на периодические инциденты, ситуация оставалась стабильной. Последний серьезный конфликт произошел в апреле 2016 года. После серии столкновений, которые получили название «Четырехдневной войны», Армения и Азербайджан вновь заключили договоренность о перемирии — соглашение было достигнуто на переговорах в Москве. Так что же произошло сейчас и кому нужна эта новая эскалация напряженности?

Естественно, для Азербайджана возвращение «оккупированных территорий» — это не только мечта, но уже и цель, ставшая национальной идеей. Поэтому в публичных заявлениях официальных лиц республики часто звучит, что в случае неудачи мирных переговоров Баку будет готов силой вернуть Агдам, Физули, Лачин да и Степанакерт. Сегодня Азербайджан развитая нефтяная страна с устоявшейся экономикой и солидным военным бюджетом, что позволяет ей иметь современную армия, кардинально отличающуюся от той, которую победили армяне более двадцати пяти лет назад. Но не стоит и забывать, что в случае полномасштабной войны Азербайджану, в отличие от Армении, есть что терять. Поэтому, несмотря на всю свою бравую риторику, Азербайджан заинтересован в урегулирования конфликта за столом переговоров, тем более что в случае чего воевать ведь придется не с Арменией.

Сегодня Армения контролируют почти всю территорию Нагорного Карабаха, и полностью или частично еще семь соседних районов Азербайджана. Старая версия армянской стороны о захвате азербайджанских территорий ради создания коридора между своей территорией и Нагорным Карабахом совершенно не актуальна сегодня для новых военных действий на территории Азербайджана. Вроде как бы захватывать армянам нечего и незачем, их цель — сохранить статус-кво и, главное, добиться международной поддержки нового статуса захваченных территорий.

По мнению экспертов, по основным видам вооружений между азербайджанскими и армянскими формированиями (силы Нагорного Карабаха и Армении) сегодня существует примерное равенство. И если Азербайджан, имея собственный «нефтяной» бюджет, позволяет себе закупать современное вооружение в разных странах мира, то Армения, практически все то же самое имеет только благодаря России. Не стоит и забывать, что на территории Армении находится крупнейшая российская база на всем Кавказе, являющаяся фактически российским щитом, его первой линией обороны от всех проблематичных соседей из ближневосточного региона. Поэтому Армения является союзником России, входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и в случае наступления на ее территорию, вне пределов Нагорного Карабаха, возникает риск вовлечения в конфликт Москвы.

В Баку это прекрасно понимают. При этом полномасштабная война угрожает привычному благосостоянию, которого добились власти республики в последнее десятилетие. Армения же может ударить по азербайджанским нефтяным месторождениям, трубопроводам, другим промышленным объектам, что откинет прикаспийскую республику на десятилетия назад в экономическом отношении и естественно вызовет социальные проблемы, а возможно и кризис власти.

Выходит, что в войне сейчас не заинтересована ни одна из сторон. Так почему началась артиллерийская канонада, почему погибли люди? Может быть, виноваты снова «стрелочники»: у кого-то из солдат просто не выдержали нервы, и он решил немного разрядиться и пострелять?

Давайте вернемся к сводке военных событий. Как сообщалось в СМИ, в воскресенье около полудня армянские и азербайджанские военные вступили в бой. Столкновение произошло не на линии соприкосновения между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской республикой, а севернее, собственно на армяно-азербайджанской границе. То есть боевые действия шли не на оккупированных Арменией территорий Азербайджана (тогда бы можно было говорить о том, что Азербайджан силой пытается вернуть свои территории), а как раз на том участке, к которому у противоборствующих сторон нет вроде особых претензий. На самой общепризнанной границе между Азербайджаном и Арменией.

Ведь как-то совсем неправдоподобно звучит версия армянской стороны, что азербайджанские солдаты на УАЗике, нарушив государственную границу Армении, ехали захватывать армянский укрепрайон!? Выходит, что солдаты азербайджанской армии вторглись на территорию суверенного государства. То есть азербайджанские вооруженные силы якобы сделали то, что не имели права делать, начали вооруженный конфликт, в который автоматически вмешивается Россия, со всеми вытекающими из этого последствиями. Что-то не очень в это верится. Не такова азербайджанская армия, чтобы какой-то «стрелочник» позволял себе провокации, угрожающие прямым конфликтом с Россией.

Давайте посмотрим на это с другой стороны границы. Как раз в Армении прекрасно все понимают и уверены, что при прямой агрессии со стороны Азербайджана Россия вынуждена будет защищать свой «передовые рубежи», а заодно и, естественно, всю Армению. Но зачем вдруг сегодня Армении понадобилась эта провокация, затрагивающая как интересы Азербайджана, так и России? Хотя, может быть, там не контролируют «стрелочников»?

Сегодня, когда в мире бушует эпидемия коронавируса, и в большинстве стран мира, в том числе в Азербайджане и в Армении, введены жесткие карантинные меры, воевать как бы не с руки. Хотя возможно, что при режиме чрезвычайного положения, что нынче действует в Армении, где запрещены все собрания и митинги, власть может позволить себе опасные эксперименты, не опасаясь общественного мнения. Тем более что экономическая ситуация в стране все более и более скатывается к кризису, что естественно отражается на настроении народных масс. И естественно, что режим ЧП позволяет контролировать вспышки недовольства тут и там, но только до определенного момента. Тем более что оппозиция с каждым днем все сильнее и сильнее давит на власть, призывая к ее свержению. В этой ситуации война с «агрессором» и защита Родины очень интересная тема, позволяющая на миг забыть обо всех бытовых и социальных проблемах.

Более того, с каждым годом все отчетливее в Армении понимают, что оккупированные территории не удержать и не освоить: ресурсов для этого становится все меньше и меньше, а проблем, в том числе и на международном уровне, все больше и больше. А внешние игроки и спонсоры заинтересованы, в конкретных делах, вот и приходится нынешней власти придумывать «дела» и провоцировать «события», чтобы оправдать свое нахождение во власти. И роль жертвы очень подходит для заигрывания как с собственным народом, так и с диаспорой и со всеми внешними игроками и интересантами. А для этой цели надо периодически выставлять себя потерпевшим от «агрессивного и авторитарного Баку».

К сожалению, Нагорно-Карабахский конфликт, так же как и ряд не менее кровавых, но очень «старых» горячих точек в мире, сегодня как бы заморожен, и до них ни мировой общественности, ни сильным мира сего нет дела. Вряд ли можно ожидать и каких-то подвижек в урегулировании карабахской проблемы под эгидой Минской группы ОБСЕ действующей уже почти 30 лет (с 1992 года).

Да и в ОДКБ как-то не торопятся поддерживать Ереван. Так, в начале конфликта на сайте организации появилась новость о проведении экстренного заседания для обсуждения эскалации, но вскоре заметка была удалена с сайта, а заседание было перенесено. В итоге организация лишь «призвала» обе стороны прекратить боевые действия. Все это заставило ряд армянских политиков и комментаторов обсуждать целесообразность членства в блоке и Россию как гаранта безопасности страны.

Хотя так же стоит отметить «слабую» реакцию той самой «мировой» общественности на события последних дней в регионе. Фактически, кроме общих слов типа «глубоко обеспокоен», высказанных генеральным секретарем ООН Гутерришем и его поддержки усилий Минской группы ОБСЕ «по урегулированию этой опасной ситуации», ничего особого заявлено, как и всегда, и не было.

В этой связи интересно заявление президента Турция Эрдогана о том, что «Турция без колебаний будет выступать против любых поползновений на права и земли Азербайджана», а ведь это говорит член НАТО. Так же очень показателен факт предоставления Азербайджану по программе Пентагона более 100 миллионов долларов на «оборону»! Как указано в докладе комитету по иностранным делам палаты представителей Конгресса: «Новый пакет финансирования нацелен на противодействие транснациональным угрозам и на содействие стабильности Азербайджана за счет оказания помощи его силам безопасности в развитии потенциала для обеспечения безопасности своих границ, выявления и предотвращения террористических операций, противодействия распространению оружия массового уничтожения и реагирования на кризисы». Как известно, сегодня американский президент Дональд Трамп руководствуется во внешней политике в основном торгово-экономическими факторами и естественно, что Азербайджан, с его нефтью и географическим положением, более интересен и привлекателен для Америки чем Армения, отсюда и расположение Пентагона.

Сложившаяся ситуация не может не напрягать и Кремль, хотя естественно, что сегодня конфликт двух государств Южного Кавказа не отвечает национальным интересам России. Перед Москвой не стоит вопрос выбора стороны поддержки в армяно-азербайджанском конфликте — потому что обе они исторически связаны с Россией. Российская политика исходит из необходимости не дать разыгрывать армянскую и азербайджанскую карту третьим силам. А это все и диктует повестку дня будущих переговоров и договоров. Россия в целом остается над схваткой, призывает обе стороны к прекращению огня и предлагает роль посредника в переговорах. При этом, как говорится, Россия, как и всегда, делает предложения, от которых сторонам трудно отказаться.

Похожие статьи