Отчаянная кампания: заклеймить Байдена как врага Израиля

Вы можете подумать, что долгий произраильский послужной список Байдена хотя бы отчасти обособит его от яростных обвинений Обамы в ненависти к Израилю – но вы ошибаетесь.

Недавно мне напомнили о трюизме: отмена привилегии может быть воспринято как нанесение тяжкого вреда.

Президентство Дональда Трампа даровало израильским правым ряд подарков, которых нельзя было ожидать при любой нормальной американской администрации, республиканской или демократической.

Послом в Израиле Трамп назначил Дэвида Фридмана, активного сторонника Великого Израиля, назвавшего либеральных еврейских сторонников J Street (американской лоббистской организации, поддерживающей Обаму и оппозиционной к правительству Биньямина Нетанияху) «хуже, чем капо времен Холокоста». При Трампе Соединенные Штаты признали Иерусалим столицей Израиля и переместили туда свое посольство из Тель-Авива. Трамп удалил представительство ООП из Вашингтона, урезал финансирование БАПОР (UNRWA, Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ) и закрыл предназначенное для обслуживания палестинцев американское консульство в Иерусалиме. Его администрация опубликовала «мирный план», который, если бы он пошел своим чередом, привел бы к занятию Израилем почти одной трети Западного берега. При Трампе Америка смягчила свое отношение к статусу израильских поселений на территориях.

Ожидается, что многое, хотя и не все, изменится с приходом новой администрации Байдена.

Посол Байдена не будет, как его предшественник, идеологическим и финансовым покровителем поселений. Байден сохранит посольство в Иерусалиме, но пообещал вновь открыть там консульские службы для палестинцев – важный жест, который потребует одобрения Израиля, но при этом даст американцам ложное представление о существовании палестинской столицы в Восточном Иерусалиме. А мирный план Трампа не продолжит продвигаться администрацией Байдена, укомплектованной ветеранами вашингтонского внешнеполитического истеблишмента.

Позиция самого Байдена, которая в прежние времена считалась весьма благоприятной для Израиля, вследствие прецедента, созданного Трампом, теперь будет изображаться правыми как антиизраильская.

Возврат к взвешенной политике, которая открыто не ставит США на сторону Израиля в израильско-палестинском конфликте, назовут «ударом в спину».

Мало того, что сам Байден уже стал мишенью, но и нападки на деятельность бывшего президента Обамы подчеркивают изменившиеся настроения. Политические дебаты трансформировались в требование: «с нами или против нас». И ни один будущий президент из-за предельно произраильских шагов администрации Трампа не сможет соответствовать состоянию «с нами».

Тенденция объявить политику Байдена антиизраильской была очевидной уже во время выборов.

Вскоре после того, как бывший вице-президент при Обаме добился своего выдвижения от Демократической партии, Республиканская еврейская коалиция разослала электронное письмо: «Джо Байден не теряет ни минуты, пытаясь доказать своей крайне левой базе, что он будет продолжать антиизраильскую политику партии». После победы Байдена активисты заклеймили его назначение заместителем директора Белого дома по законодательным вопросам весьма уважаемого помощника Сената США по имени Рима Додин, которая оказалась американкой палестинского происхождения.

Но именно связь с Обамой является главной зацепкой. Каждое действие, которое Байден предпримет в отношении израильтян и палестинцев, будет истолковано так, что он на самом деле не поддерживает Израиль. Ведь и правда: будучи сенатором, он сказал Менахему Бегину, что помощь США Израилю может быть прекращена, если израильская активность на Западном берегу не прекратится, и устранился, когда Обама, по выражению сенатора Митта Ромни, «бросил Израиль «под автобус» в своей речи о политике на Ближнем Востоке.

Президент США Барак Обама слушает премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху во время встречи в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, США. 6 июля 2010 г. Фото: Mark Wilson, Bloomberg

Опубликованные в прошлом месяце мемуары Обамы «The promised land» («Земля обетованная») предоставили еще больше оснований для этих утверждений. В них для читателей, не знакомых с этой темой, бывший президент дает краткое изложение израильско-палестинского конфликта, необходимое для понимания того, что происходило во время его пребывания в должности.

Что важно, это – беспристрастный рассказ, который не пытается убедить кого-либо из сторонников. В нем содержится взвешенная критика и израильских, и палестинских лидеров.

Но это, по всей видимости, оказалось триггером для Дова Липмана, бывшего депутата Кнессета, раскритиковавшего Обаму за пропаганду «исторических неточностей, которые явно повлияли на его политику как президента».

Статья, которая широко распространилась в социальных сетях, – в основном утомительный перечень: как посмел Обама сказать, что Израиль «участвует» в войнах с арабскими государствами; что ООП была основана после Шестидневной войны, когда фактически это случилось в 1964 году; как он мог сказать, что переговоры в Кэмп-Дэвиде просто «провалились» после того, как Арафат отверг предложения Барака и так далее.

Главный посыл статьи заключался в том, чтобы провозгласить: Обама не только имел с Израилем политические разногласия, но и был последовательным противником Израиля в более глубоком смысле.

По мере того как избранный президент Байден будет обдумывать повторное вступление в ядерное соглашение с Ираном и отмену некоторых из наиболее провокационных шагов администрации Трампа, он, вероятно, столкнется с теми же чрезмерными обвинениями в «предательстве» Израиля, которые ранее были адресованы Обаме.

Фактически это уже началось.

Перевод с Haaretz Марии Якубович.

Похожие статьи