| Эльдад Бек
Эльдад Бек

Полонофобия Лапида дорого обойдется Израилю

Полонофобия Лапида дорого обойдется Израилю

Европейский Союз, с тех пор как он стал общим рынком, определенно враждебно относится к Израилю. Еще в 1970-х годах германо-французская ось, становой хребет ЕС, по экономическим, политическим, идеологическим и антисемитским причинам приняла позицию ООП и использует объединение стран Европы для борьбы против еврейского государства.

Даже те западноевропейские страны, которые были дружелюбно настроены по отношению к Израилю, например Нидерланды, Швеция, Дания, в конечном итоге приняли антиизраильский подход. Отчасти это объясняется демографическими факторами. Массовая иммиграция выходцев из арабских и мусульманских стран сделала их заметной политической силой. Ненависть к Израилю стала объединяющим фактором, который якобы успокаивает напряженность между различными группами.

Расширение ЕС в Центральную и Восточную Европу привело к изменению этой реальности. Потребовалось время, чтобы новые члены набрались смелости и нарушили статус-кво, сложившийся во многих сферах политики ЕС, включая враждебное отношение к Израилю. Но за последнее десятилетие «новые европейцы» под руководством консервативных правых правительств стали более уверенными в себе, что позволило им изменить правила игры. Дни автоматического антиизраильского консенсуса прошли. Польша под руководством консервативного правительства, возглавляемого партией «Право и справедливость», сыграла ключевую роль в осуществлении этих перемен, наряду с Чехией, Венгрией, Словакией, Австрией, странами Балтии и даже, в определенной степени, Румынией и Болгарией.

Польша занимает пятое место по численности населения в ЕС, имеет одну из самых быстрорастущих экономик в Европе и является важным союзником США. Израиль выиграл от тесных отношений, сложившихся между Вашингтоном и Варшавой, а также получил выгоду от различных и разнообразных совместных предприятий. Высокопоставленные польские дипломаты говорили автору этих строк, что Польша вот-вот будет готова перенести свое посольство в Израиле в Иерусалим.

Но затем министр иностранных дел Яир Лапид начал популистскую войну против Польши. Три года назад, будучи еще в оппозиции, он сделал первый выстрел, бесконтрольно нападая на польский «закон о Холокосте». Теперь Министерство иностранных дел под его руководством ведет полномасштабную атаку на новый закон, который ограничит реституцию изъятого имущества. За эти три года, используя подстрекательство, граничащее с расизмом, Лапид превратил одного из ближайших друзей Израиля в ЕС в потенциального врага.

Лапид обвиняет польское правительство в отрицании Холокоста. Польские власти не отрицают и никогда не отрицали его. Лапид обвиняет их в принятии антисемитских законов. Они никогда этого не делали. Лапид утверждает, что, приняв закон о реституции имущества, Польша «стала антидемократической и антилиберальной».

Закон о реституции, получивший широкую поддержку в законодательном органе Польши и призванный выполнить решение правовой системы страны, был принят самым демократичным образом и не вызвал бурных политических дебатов, несмотря на шаткое положение польского правительства.

Другими словами, в Польше существует широкий консенсус относительно необходимости окончательно упорядочить хаос, который существовал до сих пор, когда дело доходило до судебных исков по поводу недвижимости (некоторые из которых служили интересам теневых игроков, а не переживших Холокост или родственников людей, погибших от рук нацистов).

Но Лапид знает, что Берлину и Парижу не нравится польское правительство, так же как им не нравятся правые у власти в Венгрии и Словении. Чтобы заручиться поддержкой «либеральных» правительств Западной Европы, он взял на вооружение упрощенную концепцию, согласно которой действующее правительство Польши является «антидемократическим и антилиберальным».

Одним махом Лапид разрушает отношения Израиля с одним из самых важных союзников, и все это для того, чтобы понравиться «либеральной» оси в ЕС, которая враждебна Израилю. Популистская «полонофобия» Лапида будет способствовать укреплению антисемитских настроений, существующих в польском обществе, и поощрять антиизраильские настроения в стране, где их (пока) почти не существует.

Исраэль а-йом, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи