Израиль с благодарностью принял мою просьбу применить статус расширенного еврейского населения для иммигрантов, которые идентифицируют себя как евреи, хотя их матери таковыми не являются.
В израильском обществе есть группа, которая выглядит и ведет себя как все остальные: ее члены платят налоги и служат на благо страны. Однако они исключены из многих ключевых аспектов жизни общества, и этому должен быть положен конец.
Речь идет о гражданах, которые считают себя евреями, но не признаются таковыми по еврейскому закону (Галахе), и поэтому всегда официально причислялись Центральным статистическим бюро (ЦСБ) к категории «другие». В частности, подавляющее большинство представителей этой демографической группы рождены от еврейского отца, но не от еврейской матери.
Вопрос о том, как относиться к тем, кто имеет еврейские корни и хочет быть частью народа Израиля, не являясь галахическими евреями, не нов. В 16 веке раввин Моше Иссерлес, крупная фигура в мире еврейского права, рассуждал о том, можно ли считать сына, родившегося от матери-нееврейки и отца-еврея, «раввинским евреем», хотя раввины считали, что такой человек не является евреем согласно самой Торе. Совсем недавно первый главный сефардский раввин Государства Израиль Бенцион Узиэль утверждал, что те, кто является евреем только по «патрилинейному происхождению», должны быть проходить гиюр по упрощенной программе, что должно ускорить их вступление в израильское еврейское общество в качестве полноправных членов.
В современную эпоху многие иммигранты из бывшего Советского Союза родились от еврейских отцов и нееврейских матерей. В своих странах происхождения они идентифицировали себя и идентифицировались окружающими как евреи, причем нередко страдали от этого. Многие обнаружили, что их не считают полноценными евреями, только по прибытии в Израиль.
Вопреки распространенному мнению, большинство этих людей приехали в Израиль не только по экономическим причинам. У многих были другие варианты — Германия, Канада или другие места, где принимают евреев из бывшего Советского Союза. Они приехали в Израиль, потому что почувствовали тягу к еврейскому государству, как и миллионы других людей с момента его основания.
Из-за их сильной еврейской идентичности нам необходимо найти язык, который охватывает и включает этих людей, и который дает им понять, что Израиль включает их в еврейскую нацию, даже если до официального обращения они не являются полностью признанными евреями. Они — наши партнеры, и мы должны использовать позитивный и инклюзивный язык, а не язык исключения.
Поэтому я рад, что ЦБС заявило, что по моей просьбе прекратит использование термина, который использовался для этого населения, «Другие», и создаст новую категорию «Расширенное еврейское население». Мы, стоящие у руля еврейского государства, естественно, хотим, чтобы идентичность этих людей совпадала бы с нашей собственной.
Мы также должны смотреть в будущее. Последний большой резервуар потенциальной алии находится в Северной Америке. В случае, если все большее число североамериканцев будет стремиться совершить алию, Израиль, несомненно, увидит приток тех, кто состоит в межнациональных браках или является детьми от таких браков. Как ясно показывает статистика, большинство евреев диаспоры сегодня и подавляющее большинство в будущем вступят в смешанные браки.
Хотя мы надеемся, что еврейские общины будут продолжать процветать по всему миру, Израиль всегда будет держать свои ворота открытыми для алии, а это значит, что мы должны признать реальность межнациональных браков и быть более инклюзивными, чтобы нееврейские партнеры и дети от этих браков чувствовали себя частью еврейского государства. Возможно, шаги, которые мы предпринимаем сейчас в Израиле, откроют новую дискуссию по этому вопросу в диаспоре.
Как ортодоксальный еврей, я решительно выступаю за внутриеврейские браки, но как политик я обязан находить решения проблем, а не игнорировать их в надежде, что они исчезнут.
Мы хотим помочь каждому, кто стремится пройти гиюр, но даже если люди патрилинейного происхождения не хотят этого делать, мы должны дать им почувствовать, что они имеют отношение к национальному большинству и основополагающим столпам нашего еврейского и демократического государства. Мы хотим, чтобы они чувствовали гордость за наш национальный флаг со звездой Давида и лазурно-голубыми полосами, за национальный герб в виде меноры и за национальный гимн, в котором говорится о «еврейской душе». Мы должны найти решение для тех, кто не является евреем по еврейскому закону, но имеет право на алию в соответствии с Законом о возвращении.
Чтобы это произошло, мы должны использовать другой язык, который позволит людям патрилинейного происхождения почувствовать себя расширенной семьей остального еврейского народа. Это наши друзья, наши товарищи по ЦАХАЛу, наши коллеги, люди, которых мы видим каждый день. Они составляют около пяти процентов населения и во всех областях вносят свой вклад в развитие, прогресс и процветание нашей нации.
Изменение обозначения этих людей в Центральном статистическом бюро с «других» на «расширенное еврейское население» является необходимым первым шагом к повышению чувства причастности.
Times of Israel, перевод Якова Скворцова