| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Но пропал за поворотом Пегасов след

Но пропал за поворотом Пегасов след
Фото: Haaretz

Громкое дело об использовании шпионской программы Pegasus для слежки за израильскими гражданами по-видимому закончится пустым хлопком, и поговаривают даже, что журналистам и всему обществу «придется просить прощения у стражей порядка».

Согласно информации, комиссия во главе с заместителем юридического советника Амитом Мрари проверила сотни дел, которые в последние восемь лет вел специализированный отдел полиции «Лахав 433». В первую очередь, по просьбе полиции, проверены были 26 персон, упоминаемых в расследовании «Калкалиста» — и ни в одном случае не обнаружилось никаких нарушений закона. Как оказалось, по 23 из них в полиции не было открыто никаких дел, а по трем досье, в отношении которых велось расследование, программа компании NSO использовалась законно, то есть с санкции суда.

Однако, упреждая публикацию результатов, опровергающих данные его расследования, корреспондент «Калькалиста» Томер Ганон сообщил, что обнаружить следы применения Pegasus в компьютерах полиции практически невозможно, потому что все протоколы хранятся на «облачных» серверах компании NSO, а она помогает своим клиентам заметать следы и стирать улики.

В ответ на публикацию адвокаты NSO Group отправили в редакцию «Калькалиста» опровержение с угрозой судебного иска против газеты. В письме утверждается, что NSO Group всегда готова сотрудничать с любым расследованием случаев незаконного применения ее продукта, и сегодняшняя публикация «Калькалиста» не имеет под собой никаких оснований.

Тем не менее пока полиции удалось отбиться от обвинений, и, как отмечают в СМИ, там уже готовятся «вздохнуть с облегчением». При этом в коридорах некоторые начинают многозначительно улыбаться. То есть ставить под сомнение выводы комиссии, которая не допустила «землетрясения» в одном из главных институтов государства.

Стоит отметить, что скандал вокруг журналистского расследования Томера Ганона позволил адвокатам Нетаньяху и Аловичей задержать на две недели слушание показаний ключевых свидетелей по «делу 4000»: юрисконсульта Министерства связи и бывшего гендиректора ведомства Шломо Фильбера.

Выяснилось, что прокуратура была поставлена в известность о применении шпионской программы, но, по информации «Хадашот 13», полиция сделала это не сразу и поначалу пыталась обмануть прокуратуру. «Хадашот 13» называет нарушение границ судебного ордера непреднамеренной «аварией».

Пока же адвокаты Нетаньяху настаивают на обнародовании полного перечня материалов, извлеченных из телефона госсвидетеля Фильбера. Очевидно, адвокаты надеются добыть из этого перечня аргументы в пользу того, что «вербовка» Фильбера в государственные свидетели проводилась незаконными методами шантажа и угроз. Ранее защита пыталась доказать суду, что другой государственный свидетель, Нир Хефец, начал «клеветать» на Нетаньяху из-за того, что следователи угрожали разрушить его брак. Хефец подтвердил на суде, что на него оказывалось сильнейшее и, по его мнению, незаконное давление, — однако настаивал, что все его показания, данные в качестве государственного свидетеля, — совершенная правда.

В итоге суд потребовал от прокуратуры подготовить в двухдневный срок ответ. Пока же суд отменил все слушания по уголовным делам Нетаньяху, которые были назначены на эту неделю, после того, как прокуратура попросила отсрочки до 16 февраля для завершения ответа на запросы адвокатов по «делу Pegasus».

В этой связи прокуратура представила Иерусалимскому окружному суду предварительный ответ на запросы адвокатов Нетаньяху и Аловичей, касающиеся использования кибероружия Pegasus при расследовании уголовных дел 1000, 2000 и 4000. В отчете прокуратура заявляет, что никаких тайных прослушек, помимо проведенных по закону и уже известных адвокатам, при расследовании дел Нетаньяху не велось. Но этот ответ основан на выводах внутренней проверки полиции.

Напомним, по официальному сообщению государственной прокуратуры, в последние недели было проверено более 1500 мобильных телефонов. Не зафиксировано проникновение в чьи-либо телефоны без санкции суда и нет какой-либо информации, касающейся методов следствия, до сих пор не представленной суду. Хотя слабо верится, что кто-то смог досконально проверить такое количество телефонов за столь короткий промежуток времени. Видимо поэтому для подготовки исчерпывающего ответа прокуратура попросила отсрочки еще на три дня — для окончательного завершения проверки внутренних материалов компании NSO, которые она открыла для комиссии Министерства юстиции.

Однако остаётся немало вопросов. Согласно отчету, полиция не влезала в телефоны не находившихся под следствием граждан, а независимая экспертиза показала, что телефоны Баабада и Тернер были взломаны «с вероятностью 99%», сообщили Барух Кра («Хадашот 13») и Аттила Сомфальви (Ynet). Эксперты не утверждают, что взлом был осуществлен с помощью программы Pegasus — кто и какими средствами это сделал, неизвестно. Поэтому бывшие гендиректора минфина, Шай Баабад и Керен Тернер, требуют от правительства выяснить, кто вел за ними слежку в то время, когда они занимали ответственные посты.

Ведь внутреннее расследование полиции показало (и комиссия минюста подтвердила), что Баабад и Тернер, чьи имена появились в списке «Калькалиста», никогда не были объектами электронной слежки. Они не были подследственными и не подозревались в каких-либо правонарушениях. Сообщалось, что гендиректоров подозревали в «сливе» информации журналистам, но в Израиле это не может быть основанием для электронной слежки. Бывший юрсоветник правительства Авихай Мандельблит твердо заявил в кулуарных беседах после отставки, что никогда не допустил бы полицейской слежки за должностными лицами на основании подозрений в несанкционированном общении с журналистами.

Тем не менее, следы взлома в телефонах есть, и бывшие гендиректора желают знать, кто, если не полиция Израиля, вел за ними незаконную слежку. По сообщению Аттилы Сомфальви, ШАБАК отказался заниматься этим расследованием, сославшись на отсутствие полномочий, поэтому Баабад и Тернер обратились за помощью к компании NSO и передали ей свои телефоны для проверки.

У многих вызывает опасение, что проведенная прокуратурой проверка действий полиции, была поверхностной и позволила последним «скрыть концы в воду». Ведь ни для кого не секрет, что полиция не любит заниматься мелкой уголовщиной, а предпочитает громкие дела против политиков и госслужащих, что позволяет пиариться в СМИ. С другой стороны, если на самом деле полиция не замела следы, а за гендиректорами министерств действительно следили, то шпионский скандал в Израиле, принимает более чем неожиданный оборот.

Похожие статьи