| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Израиль борется с черным рынком и «отменяет» наличные

Израиль борется с черным рынком и «отменяет» наличные
Фото: ShutterStock

По оценкам экспертов Министерства финансов, в прошлом году в Израиле произведено незадекларированных работ на общую сумму 310 миллиардов шекелей. Потери бюджета от этого составили минимум 70 миллиардов шекелей. И практически все эти операции совершаются с помощью «черного нала», то есть за счет неучтенных государством наличных средств.

Коронавирус породил два новых феномена: сотни тысяч работников уволены или отправлены в отпуск без содержания, а многие владельцы бизнесов лишились их из-за ковидных ограничений. И те и другие, получая поддержку от государства, начали активно работать «по-черному». В итоге налоговое управление Израиля сообщает, что после начала эпидемии коронавируса объем черного рынка в Израиле увеличился в несколько раз: от считанных процентов до 22% ВНП, а это уже миллиарды.

С начала кризиса, вызванного коронавирусом, количество наличных денег, хранящихся у населения, увеличилось на 30%, что на конец 2021 года составило около 104 миллиардов шекелей. Откуда у населения столько налички и, главное, — зачем нужно такое количестве наличных денег «под подушкой»? С одной стороны, правительство перекачивало населению более «ликвидные» деньги, часть которых превращалась в наличные. С другой — из-за кризиса и снижения уровня потребления больше наличных остается на руках у населения и не входит в деловой цикл через приобретение товаров и услуг.

В то же время появившаяся у населения избыточная наличность не снималась через банкоматы. По данным компании ШАБА, которая обслуживает национальную систему транзакций по кредитным картам, объем наличных в банкоматах снизился до 54 млрд шекелей в 2020 году, а в 2021 году снова вырос и достиг 62 млрд шекелей. Тогда возникает вопрос: откуда народ достал еще 40 млрд шекелей наличкой?

Учитывая большое количество наличных денег, хранящихся у населения, можно интуитивно предположить, что совершается гораздо больше операций с наличностью, о которых неизвестно властям.

В этой связи государство в последние годы предприняло ряд шагов по сокращению теневой экономики с помощью уменьшения количества наличных средств  в обороте. Так, в январе 2019 года вступил в силу закон, запрещающий проведение операций с наличными, а с августа 2022 года максимальная сумма снятия наличных будет снижена всего до 6000 шекелей.

 В то же время Налоговое управление годами пытается применить к доходам общее обязательство по отчетности. Это означает, что каждый гражданин будет обязан отчитываться обо всех своих доходах, в отличие от нынешней ситуации, когда власти получают отчет только о доходах работника от работы. Предполагается, что такой шаг приведет к сокращению объема теневой экономики.

История показывает, что, с каждой попыткой ужесточить контроль над рынком и сузить шаги уклоняющихся от налогов, открываются новые способы для желающих перехитрить государство. Правда, стоит отметить, что в последнее время в Израиле предприняты значительные усилия для решения этих проблем. Достигнуты определенные успехи, свидетельствующие  о том, что сокрытие налогов в теневой экономике существенно сократилось за последние годы. Прежде всего — благодаря уменьшению оборота наличных денег и налогового бремени. По данным за 2020 год теперь основная доля теневой экономики (90%) приходится на проституцию и торговлю наркотиками. И хотя масштабы сокрытия налогов сократились, оборот теневой экономики, возможно, вырос, поэтому государство продолжает политику ограничения оборота наличных средств.

С 1 января 2019 года в Израиле запрещено оплачивать наличными товар или услугу дороже 11 тыс. шекелей. Все, что стоит дороже, должно оплачиваться чеками, банковскими или электронными переводами через мобильные приложения, кредитными или дебетовыми картами.  

Если сумма сделки превысит 11 тыс. шекелей, то часть стоимости, до 10%, но не более 11 шекелей, можно оплатить наличными. Сделки между частными лицами, не являющимися предпринимателями, могут оплачиваться наличными в сумме до 50 тыс. шекелей. Ограничения в размере 11 тыс. шекелей распространяются также на ссуды и пожертвования, а в 50 тыс. — на дарение.

Закон запрещает выдавать наличными заработную плату, независимо от суммы. Зарплата должна полностью поступать на банковский счет или платежную карту работника.

В 2022 году планируется ввести новые ограничения на наличный расчет , в том числе снизить порог оплаты наличными с 11 тыс. до шести. Израильтянам могут запретить хранить дома крупные суммы наличными. Такой шаг предлагается в рамках борьбы с преступностью в арабском секторе. В соответствии с новой рекомендацией, граждане обязаны будут сообщать властям о владении наличными на сумму более 50 тысяч шекелей. А хранить «под подушкой» более 200 тысяч шекелей наличными будет просто запрещено. Сумма, превышающая 200 тысяч, будет конфискована.

Ограничение направлено на борьбу с хранением крупных сумм наличных денег, что особенно распространено в арабском секторе. Эта мера еще не введена. По ожиданиям, против нее будет возражать Министерство юстиции. Сегодня закон в Израиле ограничивает возможность совершать операции с наличными, но не ограничивает хранение наличных денег. Это приводит к странным ситуациям. Например, в ходе полицейского рейда в арабском населенном пункте у владельца небольшого магазина обнаружили 1,3 млн шекелей наличными, и полиция ничего не смогла ему предъявить. Хранение таких сумм не является правонарушением.

В некоторых случаях «экономика наличных» законна и даже является вынужденной необходимостью — из-за отсутствия у арабского населения доступа к банковской системе. Но очевидно, что теневая, бесконтрольная «экономика наличных» также подпитывает арабские преступные организации.

Помимо борьбы с хранением наличных, межведомственная группа порекомендует изменить схему уплаты НДС в некоторых отраслях экономики, в первую очередь в строительстве и в сфере услуг по уборке и уходу. Текущая схема предполагает обмен счетами-фактурами между фирмами. В итоге преступные организации создают целые сети подставных фирм, передающих друг другу фиктивные счета-фактуры, чтобы ввести в заблуждение налоговые органы. Изменения призваны искоренить это явление.

Кроме того, в Минфине опасаются, что действующие с 2019 года ограничения на наличный расчет переориентировали теневой капитал на пункты обмена валюты. По оценке финансового ведомства, объем незаконных сделок, совершающихся под прикрытием этих пунктов, достигает сотен миллионов шекелей в год.

Закон дает министру финансов право понизить лимит использования наличных, согласовав эту меры с законодательной комиссией кнессета. Однако, по словам источников в Минфине, снижение лимита тормозил Банк Израиля. В госбанке, в свою очередь, утверждали, что не имеют никаких возражений против новых ограничений на наличный расчет. Еще летом прошлого года вопрос обсуждался на совещании представителей Министерства финансов и Банка Израиля. По итогам совещания было решено внести в проект закона об экономическом урегулировании пункт о дополнительном сокращении разрешенного объема использования наличных при оплате товаров и услуг .

Но все это происходит очень медленно, так как все попытки законодательно ограничить оборот наличных натыкаются на мощное лобби партий, представляющих как интересы ультрарелигиозных групп населения, так и арабского сектора.

Конечно, цифровые технологии и возможности оплаты при помощи мобильного телефона естественным образом сократили использование наличных. Однако это происходит в основном среди светской части еврейского населения страны. В то же время беспокойство вызывает то, что среди широкой аудитории, не воспринявшей новые технологии, особенно среди арабов и ультраортодоксов, масштабы «черной экономики» все еще относительно высоки.

Так, согласно отчетам Центрального статистического бюро, на периферии уровень расходов в арабском секторе на 25%–30% превышает уровень заявленных доходов. Это означает, что часть израильских арабов работают «по-черному», не указывая свои реальные доходы или же не сообщая о своей работе вовсе.

Согласно результатам исследования, проведенного Израильским институтом демократии, доля ультраортодоксальных мужчин, занятых на рынке труда, составляет 61%, а не 52%, как говорится в отчетах Центрального статистического бюро. По оценке авторов отчета, причина расхождения — работа «по-черному», без оформления документов. При этом речь идет как об индивидуальных предпринимателях, не отчитывающихся о доходах и не платящих налоги, так и о наемных работниках, не получающих положенные им социальные права.

В попытке искоренить преступность в арабском обществе в министерствах обсуждают различные варианты сокращения масштабов использования наличных денег. Один из способов сделать это, который уже опробован в мире, состоит в том, чтобы аннулировать часть текущего обращения банкнот, особенно банкнот с высоким номиналом, и вместо них выпустить новые банкноты. Таким образом, те, кто сидит на горах наличных, должны будут сообщить о них. Однако Банк Израиля сомневается в эффективности этого шага и утверждает, что этот процесс займет годы.

Тем не менее мир делает огромные шаги к новой реальности, в которой больше не будет физических банкнот. Платежные средства эволюционировали, и сегодня можно платить с помощью телефона. Приближается и переход на цифровые валюты, и Банк Израиля уже работает над созданием цифрового шекеля. Будет ли феномен теневой экономики искоренен в таком цифровом мире? Пока рано судить, а тем более — применительно к Израилю.

Похожие статьи