Как арабы палестинцами стали

Как арабы палестинцами стали
Израильские солдаты смотрят на Старый город Иерусалима во время Шестидневной войны

В связи с недавней вспышкой палестинского насилия на Храмовой горе, за которой последовало убийство трех израильтян в Эладе, стоит задуматься об истории народа, до недавнего времени не существовавшего, который, похоже, решил определить себя через убийство евреев.

Современные представления о «Палестине» берут свое начало в середине 19 века, когда британский художник Дэвид Робертс проследил путь древних израильтян из Египта в их «Святую землю». На его литографиях были представлены потрясающие виды Хеврона, Иерусалима, Иерихона, Наблуса и других древних еврейских мест. «Палестинских» мест пока еще не было.

Вскоре после этого шотландский писатель Александр Кит назвал Землю Израиля «Святой землей» и охарактеризовал евреев как «народ без страны, чья собственная земля оказалась страной без народа». Британский политик граф Шафтсбери цитировал «древних и законных владельцев Святой земли, евреев». Палестинцев он  даже не упомянул.

Накануне Первой мировой войны Хаим Вейцман, который десятилетия спустя станет первым президентом Израиля, сказал: «Есть страна, которая называется Палестина, страна без народа, и, с другой стороны, существует еврейский народ, и у него нет страны. Что еще нужно, кроме как вставить драгоценный камень в кольцо, объединить этот народ с этой страной?»

Хотя арабы в небольшом количестве жили в Палестине на протяжении веков, а немало семей арабской элиты обосновалось в Иерусалиме, до Первой мировой войны не было известно о существовании каких-либо признаков арабского национального самосознания. По иронии судьбы, зарождающиеся признаки еврейского национализма, идентифицируемые как сионизм, стали основным стимулом зарождения и арабского национализма. Но на это потребовалось время. Незадолго до рождения государства Израиль арабский историк Филип Хитти сказал: «В истории нет такого понятия, как Палестина, совсем нет». Без Палестины не могло быть палестинцев.

Только после того, как Израиль победил и унизил арабские страны в Шестидневной войне (1967), положив конец контролю Иордании над арабами Западного берега, начала формироваться особая палестинская идентичность. «Почему, — задается вопросом Валид Шоэбат из Вифлеема, — 4 июня 1967 года я был иорданцем, а в одночасье стал палестинцем?». Даже военный командир ООП Зухаир Мушин признал: «Не существует никаких различий между иорданцами, палестинцами, сирийцами и ливанцами. Мы все являемся частями одной нации». Мечты о палестинском государстве, признавал он, были всего лишь «новым оружием в борьбе против Израиля».

Не имея собственной истории, палестинцы, в целях развития национальной идентификации, позаимствовали кое-что у евреев. Древние ханаанеи были идентифицированы как изначальные «палестинцы». Иевусеи, библейские жители Иерусалима, — тоже. На основании этих причудливых утверждений была сконструирована воображаемая «палестинская» история, насчитывающая 5 000 лет.

Кража идентичности зачастую принимает у палестинцев странный характер. Они абсурдно приравнивают Накбу (катастрофу) 1948 года, когда арабы начали (и проиграли) войну на уничтожение евреев, — к Холокосту. Действительно, отрицание Холокоста — тема докторской диссертации председателя Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Он абсурдно утверждал, что сионистские лидеры являлись «фундаментальными партнерами» нацистов, совместно ответственными за уничтожение шести миллионов евреев.

Палестинцы, опираясь на модель израильского Закона о возвращении, утверждают, что миллионам «беженцев», из которых в живых осталось менее 30 тысяч, должно быть разрешено вернуться на землю, которую они покинули в 1947-48 годах, во время арабской войны за уничтожение евреев. Арабских девочек-подростков учат приравнивать себя к жертве Холокоста Анне Франк.

Таким образом, народ, не имевший национальной истории вплоть до 20-го века, пытается убедить доверчивую международную аудиторию в том, что палестинцы являются законными наследниками еврейской истории и земли. По иронии судьбы, даже священный Коран (в котором часто упоминаются евреи, но не упоминаются палестинцы) был истолкован мусульманами более тысячелетия назад как утверждение, что Земля Израиля была дана Богом «сынам Израиля» в качестве вечного завета. Убийство евреев не упоминалось. Но, как выразилась писательница Дара Хорн, «люди любят мертвых евреев».  

Algemeiner, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи