| Ирит Линур
Ирит Линур

Беннет и Лапид — современные алхимики

Беннет и Лапид — современные алхимики
Фото: Gershon Elinson/Flash90

Почему правительство Беннета-Лапида просуществовало всего год и распалось? Потому ли, что депутаты от партии «Ямина» выпали из него, как осенние листья? Потому ли, что лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху запустил свою машину интриг? Из-за безответственности Джайды Ринауи-Зоаби и Мазена Гнаима? Вот это пропаганда. Пропаганда только в глазах тех, кто думает, что можно создать в лабораторных условиях какое-то причудливое лоскутное существо, отправить его соревноваться на мировой арене и ожидать, что оно вернется с медалью.

На протяжении сотен лет средневековые ученые пытались превратить дешевые металлы в золото. Они не обладали необходимыми знаниями, но глубоко верили в свойства материалов и их способность к изменению. К сожалению, несмотря на все усилия алхимиков, ртуть не стала золотом, а ягоды годжи не гарантируют бессмертия.

Тем не менее, в прошлом году «политические алхимики» пытались убедить нас, что объединение правых, левых, арабских националистов и нескольких оппортунистов (каждый из которых пришел из разных мест и имел разные цели) является формулой победы. Лаборатория взорвалась, а они все еще пытаются убедить нас, что руины — это Эйфелева башня с бриллиантом на вершине. Таковы алхимики. Мечта о золоте настолько укоренилась в их головах, что они не верят результатам экспериментов. Разве мы неудачники?! Ни в коем случае! Им удалось выкинуть Нетаньяху из кресла премьер-министра. Похлопаем им. Но это еще не значит, что на смену придет стабильное правительство.

Никто не может предсказать результаты предстоящих выборов, но вот одна идея для исследования: правительство, основанное на ненависти к Нетаньяху и людям, которые за него голосуют, или правительство, которое зависит от «Раам» или Объединенного арабского списка, никогда не продержится полный срок. И все, кому требовалось доказательство очевидного, получили его на этой неделе.

Правительство Беннета-Лапида было основано на нескольких инновационных изобретениях, ни одно из которых не могло существовать вне лабораторных условий. Премьер-министр, за которым стоят всего семь членов Кнессета, не может возглавить коалицию. Политика основана на реальной силе, а не на коалиционных соглашениях или трехногой курице, известной как «ротация премьер-министров». В действительности Яир Лапид может диктовать условия, потому что на его стороне в три раза больше депутатов, чем на стороне Беннета. Странно, что кто-то думал иначе. Странно, что кто-то думал, что в третий раз идея себя оправдает и у нас наступит золотой век при премьер-министре, которому не нужны голоса.

В отличие от Беннета, Лапид обладает значительной политической силой, но даже ему не удастся добиться успеха надолго. «Еш Атид», как никакая другая партия в нынешнем Кнессете, держится исключительно на своих лидерах. Все механизмы «Еш Атид» были созданы для того, чтобы Лапид оставался у власти и имел возможность назначать или увольнять людей по своему усмотрению. Лапид выгнал Офера Шелаха, который заявил, что намерен участвовать в партийных праймериз, и пока на этом фронте все спокойно. Но длительное пребывание в правительстве приведет к появлению таких, как Шелах. Другими словами — людей, которым надоело говорить: «Да, Яир. Прости, Яир». Эксперимент «Еш Атид» основан на позиционировании себя между проходящей модой на «центристские» партии и диктатурой. Но Лапид — не Бен-Гурион, даже если он пользуется поддержкой внепарламентских институтов. Лапид подчиняется законам реальности, и его рейтинг и близко не подошел к уровню поддержки большинством еврейских избирателей.

Правительство под руководством Лапида всегда будет нуждаться в арабских партиях, новых и легальных партнерах сионистского проекта. После падения правительства министр общественной безопасности Омер Барлев сказал: «Стеклянный потолок разбит. Я думаю, есть большая вероятность, что в следующую коалицию войдет арабская партия». Действительно, сломан не стеклянный потолок, а правительство. И если следующая коалиция или та, что будет после нее, будет включать арабскую партию, она тоже долго не продержится.

Коалиция всегда состоит из партий, между которыми есть определенные трения, но в основном они чем-то объединены и имеют общую цель. Цель арабских партий — ликвидировать еврейское государство. Они могут присоединиться к сионистской коалиции только тогда, когда колодец иссякнет, или до следующего кризиса безопасности. И если вы сейчас скажете: «Ну, мы же все равно хотели превратить Израиль в "государство всех его граждан"», реальность ответит, что нет такого количества еврейских партий, для которых это является целью. А если, не дай бог, идея двунационального государства получит достаточную политическую поддержку, то не сразу выяснится, что представление евреев о двунациональном государстве сильно отличается от представления арабов. Коалиция всех граждан распадется, даже если алхимики не откажутся от своей мечты превратить солому в золото.

Яир Лапид заявил на этой неделе: «Мы — большинство. Цифры говорят в нашу пользу», — и объявил, что правительство распалось, сделав это дружелюбно, правдоподобно и величественно. Статистическое большинство, основанное на дружбе и правде, не рассыпается через год, даже если все СМИ выстроились в очередь, чтобы петь дифирамбы правительству — а они так и делали.

Мы можем раз за разом проводить один и тот же эксперимент в надежде получить результат, которого не может быть, но раз за разом подлатанное творение не становится чемпионом. Может быть, если алхимики немного постараются, они смогут позолотить его золотом в девять карат, прежде чем истечет срок его годности. 

Исраэль а-йом, перевод Якова Скворцова 

Похожие статьи