Как династия «еврейских Кеннеди» помогла спасти 200 000 евреев и помешала созданию иранского ядерного оружия

Как династия «еврейских Кеннеди» помогла спасти 200 000 евреев и помешала созданию иранского ядерного оружия
Эндрю Мейер и его книга «Моргентау: власть, привилегии и становление американской династии»

В новой книге Эндрю Мейера рассказывается, как династия немецко-еврейских иммигрантов за 150 лет своей истории обнародовала факты геноцида, управляла деньгами США и преследовала террористов.

В середине XIX века несколько семей таких иммигрантов удивили высшее американское общество тем, что вышли «из грязи в князи»: от трущоб Нижнего Ист-Сайда до элегантных особняков на Пятой авеню.

Это были Лёбы, Гольдманы, Саксы, Зелигманы, Гуггенхаймы – и Моргентау. 

«Моргентау называли “евреями Кеннеди”», – рассказывает Мейер The Times of Israel.

Мейер, бывший московский корреспондент Time, недавно опубликовал книгу «Моргентау: власть, привилегии и восхождение американской династии».

После десятилетних исследований, сотен интервью и архивных поисков почти на тысяче страниц документируется история четырех поколений могущественной политической династии за 150 лет американской истории.   

«Лазарь Моргентау, вместе с женой Бабеттой прибывший в Нью-Йорк из Германии в 1866 году, был сигарным бароном в Баварии, потерял состояние и умер в 1897 году в съемной комнатке в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена, так и не осуществив свои мечты». 

Но сын Лазаря Генрих Моргентау, родившийся в Мангейме в 1856 году, в 1879 году стал старшим партнером юридической фирмы Lachman, Morgenthau & Goldsmith и сколотил состояние на недвижимости в Нью-Йорке.

«Генрих олицетворял жителя Нью-Йорка нового типа, – говорит Мейер. – Он служил мостом – между евреями и гоями, сыновьями еврейских иммигрантов и наследниками пилигримов с “Мэйфлауэра” – объединяя миры денег». 

К 55 годам Моргентау разбогател, а к весне 1912 года щедро пожертвовал на президентскую кампанию Вудро Вильсона, и Вильсон победил.

Моргентау был вознагражден за лояльность: при администрации Вильсона во время Первой мировой войны он служил послом США в Османской империи. 

«Эта должность всегда была известна как “еврейское место”, – объясняет Мейер. Американские евреи, свободные от антагонизма между мусульманами и христианами, считались обладающими необходимым нейтралитетом».

    

Посол в Турции Генри Моргентау-старший 7 июля 1934 года. Фото: AP Photo

Но Моргентау не был обычным дипломатом. Работая в Константинополе с журналистами, он помог сделать известным геноцид армян, когда мир (включая начальство Моргентау в Вашингтоне) это игнорировал. До 1,2 миллиона армян-христиан были убиты младотурецким правительством в ходе резни с весны 1915 года по осень 1916 года.

С помощью Моргентау это действительно попало в заголовки «Нью-Йорк Таймс» в октябре 1915 года.

«Когда Генрих вернулся из Константинополя, он уже не был просто нью-йоркским юристом и владельцем недвижимости, – говорит Мейер. – Он внезапно обрел моральный авторитет и начал регулярно на международной арене говорить о роли Америки как моральной силы в мире».

    

Альберт Эйнштейн (слева) и Генри Моргентау-старший, бывший посол США в Турции, в Нью-Йорке 13 мая 1935 года во время ужина, посвященного сбору средств для помощи детям немецко-еврейских беженцев. Фото: AP Photo / Энтони Камерано

Генри Моргентау-младший, родившийся в Нью-Йорке в 1891-м, унаследовал от отца ту же способность: говорить на государственной службе правду властям. 12 лет он служил министром финансов США при Рузвельте. В качестве главы Управления сельскохозяйственного кредита и министра финансов Генри-младший сыграл жизненно важную роль в дипломатических переговорах, которые привели к официальному признанию Советского Союза в октябре 1933 года.


Генри Моргентау-младший 1 января 1934 года, когда он приступил к своим обязанностям по руководству финансовой политикой правительства. Фото: AP Photo

«У Соединенных Штатов с 1917 по 1933 год не было дипломатических отношений с Советским Союзом, – говорит Мейер. – Генри-младший рискнул головой, чтобы Рузвельт связался с русскими; он был первым американским политиком, который сделал это». 

В январе 1944 года он также убедил Рузвельта создать Совет по делам беженцев.

«К лету 1942-го Государственный департамент уже знал, как евреи Европы уничтожались в рамках “Окончательного решения”, – говорит Мейер. – Была очень конкретная информация о нацистских газовых камерах и концентрационных лагерях».

Совет объединил шпионов и контрабандистов, местных чиновников и дипломатов, чтобы финансировать и вооружать подпольные сети в надежде спасти оставшихся европейских евреев.


На борту американского линкора «Вайоминг» кандидаты в военно-морские резервы готовятся к месячной подготовке. Роберт Моргентау на инспекции 15 июня 1940 года. Фото: AP Photo

«Для Генри-младшего создание Совета стало триумфом и спасло до 200 000 евреев, хотя реальная цифра никогда не будет известна, – говорит Мейер. – Но он также знал, что это была победа слишком маленькая и слишком запоздалая». 

В конце 1940-х Генри Моргентау-младший стал «сионистом поневоле», отправившись в тур по сбору средств с будущим премьер-министром Голдой Меир, собрав десятки миллионов долларов для Израиля.

«В 1948-м государство Израиль пригласило Генри Моргентау-младшего стать первым министром финансов страны, и в его честь даже был назван мошав – Таль-Шахар, — говорит Мейер. «Таль Шахар» на иврите и есть «Моргентау», по-немецки – «утренняя роса».

    

Президенту Франклину Д. Рузвельту преподносят торт от поваров Гражданского корпуса охраны природы во время его инспекционного визита в их лагерь на Медвежьей горе в Нью-Йорке 27 августа 1933 года. Уильям Уэлч (в центре) и глава Управления сельскохозяйственного кредита Генри Моргентау (справа). Фото: AP Photo

Вторая половина книги посвящена сыну Генри Моргентау-младшего, Роберту Моргентау, умершему в 2019 году в возрасте 99 лет.

«Босс», как ласково называла Боба Моргентау большая часть политического и юридического истеблишмента Манхэттена, был окружным прокурором Нью-Йорка с 1975 по 2009 год. До этого он был прокурором Южного округа города, назначенным в 1961 году президентом Джоном Ф. Кеннеди.

«Ни один прокурор в истории США не работал дольше, и никто не имел большего влияния на правоохранительные органы, чем Боб Моргентау», – говорит Мейер.

    

Тогдашний окружной прокурор Манхэттена Роберт Моргентау и помощник окружного прокурора Маранда Фриц держат фальшивые государственные облигации Индонезии во время пресс-конференции в Нью-Йорке 1 февраля 1991 года. Фото: AP Photo / Марти Ледерхэндлер)

Боб отправил в тюрьму множество нью-йоркских финансистов, банкиров, мафиози и торговцев. В начале 1990-х он начал самое амбициозное расследование в своей карьере: дело Международного кредитно-торгового банка (BCCI).

Банк без гражданства имел 417 филиалов в 73 странах, штаб-квартиру в Великобритании, управлялся пакистанцами, принадлежал арабам, обслуживался на Каймановых островах, работал с клиентами, торгующими оружием и наркотиками, и имел связи с многочисленными высокопоставленными международными политическими и военными деятелями, а также с Саддамом Хусейном, основателем ФАТХ Абу Нидалем и Усамой бен Ладеном.

ЦРУ также использовало BCCI для финансирования секретных операций. Печально известное «дело Иран-контрас» – политический скандал в США, произошедший во время второго срока администрации Рейгана между 1981 и 1986 годами. Высокопоставленные чиновники администрации тайно содействовали продаже оружия Ирану. Боб Моргентау и его следователи собрали множество доказательств, а в 1991 году возбудили против банка уголовное дело, вызвав его крах.

«Боб Моргентау считал, что, поскольку почти все финансовые операции США проходят через Нью-Йорк, его личная обязанность как окружного прокурора города – бороться с преступностью белых воротничков, связанной с терроризмом», – говорит Мейер.

    Тогдашний окружной прокурор Манхэттена Роберт Моргентау на пресс-конференции в Нью-Йорке 27 марта 1985 года. (Фото AP / Марион Суриани)

Окружной прокурор Манхэттена Роберт Моргентау на пресс-конференции в Нью-Йорке 27 марта 1985 года. Фото: AP Photo / Marion Suriani

Мейер описывает Боба Моргентау как «убежденного друга Израиля», добавляя, что это «можно увидеть в той роли, которую он сыграл в иранских банковских делах». Иранские деньги поступали в банки в Соединенных Штатах в нарушение американских санкций.

Мейер говорит, что Боб Моргентау всегда считал, что это доказывает, что иранское правительство через лабиринт подставных компаний намеревалось получить необходимые ингредиенты для ракет большой дальности и ядерного оружия. В результате вскрытия этих компаний было конфисковано большое количество нью-йоркской недвижимости, на деле принадлежащей Ирану, включая небоскреб, школу и четыре мечети.


Небоскреб на 5-й авеню, 650, в Нью-Йорке, был конфискован после того, как выяснилось, что он тайно контролируется Ираном. 30 мая 2017 года. Фото: AP Photo / Мэри Альтаффер

«Во времена администрации Обамы Боб Моргентау публично сказал: «Если вы скроете доказательства, которые я вам представляю, тогда Иран пойдет на ядерные закупки с одной целью – уничтожение Израиля», – уверяет Мейер.

    

Исламский образовательный центр, начальная школа и мечеть в Хьюстоне, сфотографированы 12 ноября 2009 года. Федеральная прокуратура конфисковала четыре мечети в США, в том числе эту, и небоскреб на Пятой авеню, принадлежащий фонду Алави, некоммерческой мусульманской организации, давно подозреваемой в том, что она тайно контролируется иранским правительством. Фото: AP Photo / Майкл Стравато

Автор подчеркивает: семья «евреев Кеннеди» на протяжении нескольких поколений своей огромной властью и привилегиями вершила достойные, а иногда и непопулярные, дела, выходящие за пределы их родного Нью-Йорка, которые, как они верили, в конечном итоге приведут к прочным историческим изменениям.

Пер.: Мария Якубович

Похожие статьи